Сценарий спектакля на основе удмуртской сказки «Добрая берёза»

Светлана Сабрекова
Сценарий спектакля на основе удмуртской сказки «Добрая берёза»

В сказке используются удмуртские пословицы и поговорки.

"Добрая береза"

Цель: Знакомить детей с элементами актёрского мастерства. Учить детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом.

Задачи: - Воспитывать нравственно-эстетические качества. культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками.

- Расширять представления детей об окружающей действительности. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

- Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа. Используя для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

- Развивать память, мышление, творческое воображение, внимание детей.

Предварительная работа: Чтение удмуртской сказки "Добрая берёза", чтение и обсуждение сказки А. С Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке". Пояснит значение незнакомых или редко встречающихся слов: лучина, печь. Дрова, студёная, полено.

действующие лица: Сказочница, бабушка, дедушка, 3-осинки, 3-берёзки,3-рябинки, ворона, 4-петушков, 4-поросёнка, огурец, свёкла, капуста, морковь.

На сцену выходит сказочница.

Сказочница: Мамы, папы, детвора,

Наш рассказ начать пора!

А скажите нам, родители

Вы читали в детской книжке

Про чудесный теремок,

Что ни низок не высок?

Родители: Да

Ну, значит, мы сейчас

Поведём другой рассказ

Осень в гости к нам пришла,

С собой сказку принесла.

А сказку не простую, а удмуртскую.

А называется она " Красавица берёза"

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Сцена № 1 Дед и баба

Вместе: Жили-были

Бабушка: Дедушка да

Дед: Бабушка. Бабушку звали Дуней

Бабушка: А деда звали Ваней.

Дед: Жили мы не тужили. да вот. что говорит однаждый бабушка Дуня.

Бабушка: А знаешь, ли ты дед чего у нас в доме нет?

Дед: Чего, чего у нас нет?

Бабушка: А вот слушай загадку: Гуртэ ваё, корка пырто, педло ачиз потэ.

Дед: Мудрено ты Дуня говоришь, но я тебя понял. Ты говоришь про то, что домой привозят, в избу заносят, на улицу сам выходит.

Бабушка: Да. догадался дед.

Дед: Да это же дрова!

Бабушка: Видишь дед печь нечем топить, кушать нечего варить. Сходил бы ты в лес за лучиной да за дровами.

Дед: Не ворчи баба Дуня, лучше дай мой острый топор, пока я в путь-дорожку одеваюсь. (баба подаёт топор, дед одевается). Ну, прощай жди меня с дровами. (уходит)

Сцена № 2 В лесу

Появляются осинки, берёзки, берёзки. Исполняют песню Г. Вихарева " Сарафан надела осень"

1 рябинка Красива осень, погляди: и жёлтый лист и красный!

Леса и рощи и кусты наряд надели разный.

2 рябинка На пригорке у реки выросла рябинка

Красной ягодой своей как она красива!

1 осинка Осинку окрасила осень, осинка мне нравится очень

Она позолотой блестит. одно только жаль - облетает

3 рябинка А зимушка настанет, задуют холода

Рябина птиц голодных накормит без труда.

1 берёзка: Вот берёзы у откоса, стайкой стали у реки,

Засверкали в длинных косах, жёлтых листьев огоньки.

2 берёзка: Вся в серёжках. Не боится вьюги и мороза.

Белоствольная царица – русская берёза.

3 берёзка: Белая берёза косы распустила, белая берёза ветки опустила.

Жёлтые листочки косы украшают, и на землю тихо опадают.

3 осинка: Подруженьки, девицы. а давайте поиграем в весёлую игру.

Удмуртская игра " Ки улти потыса шудон" " Зарни бугор" (золотой клубок)

В конце игра "прилетает" ворона

Ворона: Кар-кар-кар! расшумелись, разыгрались! А вы знаете. что на вашу поляну идёт дедушка из деревни!

Деревья: (в суматохе начинают переговариваться) Дедушка идёт. дедушка идёт!

Ворона: А вы знаете, что он в руках несёт?

3 осинка: Ленточки разноцветные?

Ворона: Да нет.

3 берёзка: Может он корзину несёт?

Ворона: Да нет.

3 рябинка: Может он студёной водицей хочет нас напоить?

Ворона: Да не ленточки и не студёной водицы, а несёт он в руках острый топор! Я предупредила вас, мне пора.

3 осинка: Что-же теперь будет?

3 рябинка: Беда! Беда!

В лесу появляется дед, идёт между деревьев.

Дед: Ну, вот и наконец - то я в лесу.

В лесу осеннем каждый кустик мил.

Всё замерло в осенней сказке.

И мелкий дождик сверху окрапил

Листву, свою меняющую краску

Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам покажет шляпку.

И золото берёзок и рябин

Так хочется с собой забрать в охапку!

Дед: А вот то, что я ищу. Красивая берёза, жаль тебя рубить. да ничего не поделаешь. (замахивается топором)

Берёза: Ай, ай, ай. Пожалей меня. старик. не руби! Я берёзка не простая, а волшебная. Чего тебе надо - всё у тебя будет.

Дед: (старик испугался. даже топор из рук выронил)

Вот уже 77 лет живу, а такого чуда не видывал! Живи берёза дальше, не срублю и ветки. Пойду-ка да своей бабушке расскажу про такое чудо-юдо!

Сцена № 3 Дом

Бабушка: Ну старик, чего с пустыми руками из леса пришёл? Дома-то совсем холодно, печь уже три дня не топлена.

Дед: Да, погоди ты, старушка. Дай отдышаться.

Бабушка: А я говорю, опять будем на холодной печи спать!

Дед: Послушай, какое чудо в лесу повстречал! Пришёл я в лес, а там берёзки. рябинки. одна лучше другой растут. Выбрал я красивую да стройную берёзку, только замахнулся, а берёзка человеческим голосом говорит: " Не руби меня, а что мол тебе надо- всё будет.

Бабушка: Да-да-да! Вот-так чудо! Значит она волшебная. Вот это да! Эх, ты дурень! Не хочет берёза чтобы её рубили, так попроси у неё дров. У нас ни одного поленышка нет. Собирайся в дрогу!

Дед: (грустно0 Делать нечего!

Сцена№ 4 В лесу.

Дед: Добрый день, берёза! Выгнала меня бабушка. Приказала попросить у тебя много-много дров. У нас печь топить нечем.

Берёза: Ступай дедушка домой, будет у вас в доме много дров.

Дед: Спасибо тебе берёза. (уходя из леса) Ну, теперь старуха обрадуется, домой надо спешить, у печки погреться.

Сцена № 5 Бабушка у печки.

Дед: Ну, старуха, видишь сколько у нас лучины и дров!

Бабушка: Да, дров много, а почему ты у берёзы только дрова попросил? Посмотри-ка ты старик, у наших соседей сколько куриц да цыплят. А у нас ни поросёнка. Ни коровы. Будут у нас курицы и цыплята, будет много яиц, будет что поесть. Эх, твоя дурья голова. Ступай к берёзе и попроси живность как у соседей. А ну торопись да поскорей к берёзе ступай!

Сцена № 6 В лесу.

Дед: (приговаривая идёт) Эх, бабушка, белены что ли объелась! Красавица ты моя белая берёза! Старушка опять прислала меня к тебе, хочет чтобы у нас была хоть какая-нибудь живность. Вот говорит у соседей её сколько! Если можешь, помоги.

Берёза: Иди, старик домой – что просишь то у тебя и будет.

Сцена № 7 Дома

(стрик подходит к дому, а у дома петушки) Танец петушков. Танцевальная ритмика№1 Т. Суворова

Петушки: Мы весёлые ребята, называемся цыплята.

Бабушка: Ах, вы мои пушистые, ах, вы мои милые, а ну ступайте в курятник. Я уже слышу. Что сюда бегут порезвиться поросята.

Выход поросят и танец. (по усмотрению музыкального руководителя)

Все: Мы весёлые ребята, мы ребята поросята!

1 поросёнок: Люблю я, братцы, осень! Люблю я весёлый смех!

Как хорошо, что радости хватает тут на всех!

2 поросёнок: Ну, а мне, так осень – печальная пора!

И холодно и сыро бывает по утрам!

3 поросёнок: И дождь пока не хочет никак переставать

И по зелёной травке уже не погулять!

Русская народная песня Как у нашей Дуни «Музыка и движение» Т. Метлов.

4 поросёнок: А вы знаете друзья мои поросята, что осенью в огороде созревают овощи: сладкая морковка, сочная капуста и жёлтая репа.

Все: Так кушать хочется!

1 поросёнок: А давайте попросим овощи с грядки у бабушки и дедушки.

2 поросёнок: Бабушка1

3 поросёнок: Дедушка!

Все: Нам кушать хочется!

1 поросённок6 Сладкую морковку.

2 поросёнок: Сочную капусту.

3 поросёнок: Жёлтую репу

Бабушка: А ты, что дед стоишь, уши развесил. Смотрю засмотрелся ты на поросят, а ну ступай к берёзе. Да проси в огороде овощи чтобы выросли. Ты, погляди-ка на соседский огород, чего только к осени они не вырастили, а у нас с тобой пусто. Старый ты дурень, деревянная твоя голова.

Дед: Да, ты что бабушка, сейчас только к берёзе ходил. Погоди, ты нельзя этак!

Бабушка: Иди (кричит) Поторапливайся!

Сцена№8 У берёзы

Дед: Красавица берёза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует. Чтобы овощи на грядках выросли. А я вот, что берёзонька думаю: Жадная стала моя старуха. Сначала ей дрова нужны, потом живность. Теперь овощи чтобы выросли, а сами- то мы совсем обленились. А сделай так. Чтобы моя старуха доброй стала, работящей да щедрой. Да. Чтоб не посылала больше в лес.

Берёза: Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет.

Сцена № 9 Овощи на грядке

Бабушка: Овощи, овощи – до чего же вкусные!

С грядки я их сорвала,

К вам сюда их принесла.

Огурец: Очень будете довольны, съев огурчик малосольный

А уд свежий огуречик вам понравиться, конечно!

На зубах хрустит, хрустит… я могу вас угостить!

Свёкла: Дайте мне сказать хоть слово: ешьте свёкду для здоровья!

Свёклу надо для борща и для винегрета,

Кушай сам и угощай, лучше свёклы нету!

Капуста: Ты уж. Свёкла помолчи, из капусты варят щи,

А какие вкусные пироги капустные!

Морковь: Про меня рассказ не длинный. Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок, и грызи морковку

Будешь ты тогда дружок, крепким, сильным, ловким!

Бабушка: Все вы правы! Может быть, спор пора бы завершить?

Чтоб здоровым сильным быть- в этом нет сомнения

Надо овощи любить – все без исключения!

А вот и дедушка из леса вернулся, наверно устал и проголодался. Заходи в избу. Сейчас я печь истоплю, пироги испеку. Всех накормлю.

Дед: Вот так чудо-чудеса, бабушка то добрая стала. Как хорошо. Что всё хорошо кончается.

Выходят все участники и исполняют финальную песню «Если добрый ты» Муз. Савельева.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки», для старшей группы, по программе «Развитие» Конспект интегрированного занятия "Гостях у сказки" для старшей группы Программное содержание: 1. Упражнять детей в подборе слов-действий,.

Музыкальные Игры-драматизации Музыкальная Игра-драматизация «Лиса и заяц» Цель: учить детей давать оценку героям, передавать выразительное и эмоциональное содержание.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Сценарий спектакля на основе удмуртской сказки «Добрая берёза»
Опубликовано: 19 августа 2013 в 21:02
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...