Сценарий татарского праздника «Сюмбеля»

Эльвира Ризаева
Сценарий татарского праздника «Сюмбеля»

Дата: 1 ноября 2013г.

Тема: Татарский национальный праздник «Сюмбеля»

Задача: Воспитывать интерес к татарской культуре. Познакомить детей с национальным праздником «Сюмбеля».

Пассивный словарь: национальный праздник, осеннее равноденствие, посевная.

Активный словарь: Сюмбеля (Сомбелэ,осень (коз, листья (яфраклар, желтый (сары, красный (кызыл, дождь (янгыр).

Место проведения: Музыкальный зал оформлен в соответствии с тематикой осени (надпись «Сомбелэ», листья, деревья, изображения зверят, на мультимедийном экране надпись «Сомбелэ», при входе в зал плакат с поздравлением)

Оборудование: Пианино, 2 ноутбука, мультимедийный экран, стульчики, скамейки, костюмы Батыра, Уныш бабай,

Волка, Айсылу, Шурале, ведущей, Сюмбеля, зонтики для танца, корзины, ведра, овощи (лук, морковь, капуста, картофель, маски «Листья».

Роли взрослых: Шурале, Уныш бабай, Сюмбеля.

Роли детей: Батыр, Волк, Айсылу.

Предшествующая работа: Знакомство детей с культурой татарского народа (народно-прикладное искусство, поэзия, песни, народные игры, национальные блюда, костюмы, классические музыкальные произведения, составление сценария, подготовка участников Уныш Бабай, Шурале, Сюмбеля (воспитатели, Батыр, Волк, Айсылу (дети, разучивание песни «Алтын кз», танца с зонтиками, подготовка слайдов, запись речи Шурале в виде видеоролика.

Структура праздника :

1. Вход детей в зал, построение в две колонны друг против друга.

2. Сюрприз (птичка с видеозаписью).Определение проблемы и ее разрешение.

3. Сказка с участием детей и взрослых

4. Игра с Уныш бабай (сортировка овощей).

5. Испытание от Шурале – загадки, за освобождение Сюмбеля.

6. Хороводная игра Сюмбеля.

7. Прощание с Сюмбеля, обмен впечатлениями о празднике с вручением подарков.

Ход праздника : дети входят в зал и встаю в две колонны друг против друга (выходит ведущая).

Слайд 1.

Ведущая:

Ни арада жэй утте,

Матур коз килеп житте.

Шатлык тулы бу бэйрэмне

Балалар куптэн котте.

Здраствуйте ребята и гости нашего праздника!Исэнмесез! (Ребята здороваются в ответ).

Ребята скажите-ка мне, какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как вы относитесь к осени. (разные ответы детей).

А как вы относитесь к золотой осени? (красивая, желтая, теплая, золотая).

А за что вы любите осень? (созревают овощи, фрукты, осенние цветы).

А кто знает по какому поводу мы сегодня собрались с Вами? (при затруднении обратить внмание детей на оформление зала).

Ведущая: Мы сегодня собрались на праздник Сюмбеля - праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В это время уже урожай убран, осенняя посевная была закончена и люди устраивали этот праздник. Хозяйкой  праздника была  девушка по имени Смбел. Давайте и мы с вами отметим этот праздник (неожиданный стук).

Ведущая: Ой,а кто это там?

Появляется из-за ширмы птичка (мягкая игрушка, к крыльям прикреплен сверток.

Птичка: Это я! Принес посылку от Вашего мальчика, от Шурале!

Ведущая: Так-так, давайте-ка посмотрим. Хм, это диск, его нужно вставить и посмотреть. А чтобы посмотреть видео, давайте, дети, сядем на стульчики.

Идет видеозапись на экране с речью Шурале. («Это я украл Сюмбеля! Вам ее никогда не вернуть!Ха-ха-ха!Если только пройдете мои испытания!»)

Ведущая: Что же нам теперь делать? Какой же праздник без нашей любимой Сюмбеля? Горе-горе.

К ведущей подбегает Батыр.

Батыр: Не переживай, Эльвира апа!Я спасу Сюмбеля. А кто мне в этом поможет?

Дети: Я!Я! Мы!

Батыр: Замечательно, значит у меня много друзей!

Ведущая: Спасибо тебе, Батыр! Отправляйся в путь дорогу. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей и они тебе помогут.

Слайд 2.

Батыр идет по лесу, останавливается, рассказывает стихотворение:

Коз килде. Улэннэр

Саргайды,шинде.

Сап-сары яфраклар

Жиргэ сибелде.

Звук ветра, вбегают листики, берут за руку Батыра, встают.

Песня «Алтын кз» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури)

Звук ветра, листики убегают, Батыр остается на месте и навстречу ему выходит волк.

Слайд 3.

Волк: О,Батыр. Вот ты и попался,я тебя съем!

Батыр: Погоди,Волк!Ты лучше помоги мне найти Сомбелэ. А мы тебя на праздник пригласим,да ведь,ребята!

Волк: Обещаешь?

Батыр: Да!

Волк: Что же делать!Помогу и подскажу, если ты выполнишь одно мое условие.

Батыр: Какое?

Волк: Стихов красивых давно не слыхал, потому и заскучал.

Батыр: Слов красивых мастера,выходит,.

Волку угодите!

Дети 7 группы рассказывают стихотворение «Кзге табын» (Ф. Яруллин):

Аделина: Козге табын-бай табын,

Кыяр,карбыз хм кавын

Телем-телем теленгэн,

Оем-оем оелгэн.

Тимур: Алмалары ал тосле,

Балкып туган тан тосле.

Капсан эри авызда,

Хр кисэге бал тосле.

Карина: Э жимеше, жимеше,-

Ачысы бар,точесе!

Яна пешкэн кумэчтер

Кайнар кояш тослесе.

София:Эткэм кебек тырыш коз,

Энкэм кебек юмарт коз.

Козлр юмарт булганга,

Все вместе: Бик бхетле, бик шат без!

Вафина Карина рассказывает стихотворение “Осень пришла” (М. лил):

И в ельнике грустно,

И в поле так пусто,

От ярких цветов

Не осталось следа.

Видите?

Покрылись озера

Морозным узором,

И лужи покрылись

Скорлупками льда.

Видите?

Ручей не искрится,

И в сумерках птицы

Курлычут: «Прощайте!»

Курлычут: «Пора!»

Слышите?

И улицей длинной,

Как клин журавлиный,

Летит прямо к школьным дверям

Детвора.

Слышите?

Волк: Ну ребята, молодцы! Порадовали. Рэхмэт! Спасибо! А ты Батыр, отправляйся по этой тропе и никуда не сворачивай!

Батыр: Рэхмэт, дустым!Сау бул!

Волк: Сау бул, Батыр!

Слайд 4.

Идет Батыр дальше. На пути встречает «Уныш» бабая.

Батыр: Исэнме, бабай!

Бабай: Батыр! Исэнме, здравствуй! Проходи. Твоя помощь мне нужна. Стар я стал. Урожай собрал, да все в одну корзину. Ты мне помоги все правильно разложить, а я тебе подарок подарю.

Батыр: Бабай, ты подарков не дари, лучше Сюмбеля найти помоги. Знаешь, где живет Шурале?

Бабай: Э, конечно знаю. С ним по молодости встречался я (смеется). Хотел он обхитрить меня. Хорошо, договорились. Помогу я тебе.

Батыр: Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей из зала).

Бабай: Вот-вот посмотрим, что же здесь есть (показывает овощи, дети должны назвать что это, спрашивает перевод на татарском языке). Так-так, в овощах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. Все раскладываем по корзинам.

Бабай назначает кто какой овощ выбирает, дети исполняют (во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе).

Бабай: Менэ рэхмэт. Вот спасибо. Помогли. Теперь моя очередь. Батыр, иди вот по этой тропе прямо, никуда не сворачивай.

Батыр: Рэхмэт. Сау бул, Бабай.

Слайд 5.

Уходит. Видит, девочка сидит и плачет, подходит к ней и спрашивает:

- Девочка,ты почему плачешь?И как тебя зовут?

Айсылу: Меня зовут Айсылу. Я заблудилась.

Батыр: Не плачь, Айсылу. Меня зовут Батыр. А пойдем со мной спасать Сюмбеля.

Айсылу: Пойдем. Только вот кажется дождик собирается.

Безгэ артыбыздан

Шыбыр-шыбыр кем эндэшэ?

Батыр: Кем дэ дэшми, козге янгыр

Зонтик белэн сойлэшэ.

Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу.

Танец с зонтиками под песню «Кулчатыр».

Слайд 6.

Сылу и Батыр идут дальше и приходят к дому Шурале, он спит.

Батыр: Шурале! Отпусти Сюмбеля.

Шурале просыпается. Удивленно смотрит на Батыра и говорит:

- Чего?

Батыр:Отпусти, говорю!

Шурале: Ой, напугал. А вот и не пущу! Вы со мной не играете. И на праздник не зовете!

Айсылу: Так ты ведь злой!

Шурале: От того и злой, что одинокий!

Батыр: Так ведь это не беда!

Айсылу: Конечно, мы будем с тобой играть!

Батыр: И на праздник позовем, так ведь друзья!

Шурале: Ага, так я вам и поверил.

Айсылу: Мы обещаем!

Шурале: Вот отгадаете мои загадки. Тогда и подумаю.

Батыр: Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.

Шурале:

1. Под  кустом  копнешь  немножко, вылезет  на  свет…

(Картошка-слайд 7)

2. Тот, конечно, мне  не  друг, кто  не  любит  горький…

(Лук-слайд 8)

3. Кто, скажите,  не  знаком  с  белозубым…

(Чесноком-слайд 9)

4. Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь-слайд 10)

Шурале: Со всеми загадками справились. Я вижу вы дружные ребята. Что же делать,так и быть. Отпущу я Сюмбеля.

Слайд 11

Под музыку выходит Сюмбеля.

Батыр с Айсылу подбегают к Сюмбеля, обнимают ее.

Ведущая: Здравствуй Сюмбеля. Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.

Сюмбеля: Исэнмесез, балалар! Исэнмесез, кунаклар! Я Сюмбеля. К вам пришла, праздник осенний вам принесла. Ведь осень приходит не с пустыми руками: с дождем, холодными ветрами. Это и листья на деревьях-желтые, красные - цветные. А грибы, посмотрите какие! Самое главное-урожай, на полях, в огородах на грядках, спеши собирай!

А теперь давайте будем веселиться, ведь я принесла вам мою любимую игру- «Покажи-ка,Сюмбеля. Встанем в большой и дружный хоровод.

Ведущая: Приглашаем всех. И родителей, и воспитателей.

Сюмбеля: Встанем в большой красивый круг. Я буду показывать Вам движения, а вы повторяйте за мной.

Ведущая предлагает детям сесть на стульчики.

Ведущая: Спасибо тебе, Сюмбеля, за такое веселье! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.

Дети выносят поделку, сделанную своими руками.

Сюмбеля: Спасибо! У меня для вас тоже есть сюрприз, который ожидает вас в группах, это национальное татарское блюдо «Бавырсак»- символ богатства и щедрости. А мне пора отправляться к другим ребятам. Сау булыгыз, балалар!

Дети: Сау бул, Сюмбеля.

Ведущая: На этом наш праздник подошел к концу, но вы можете продолжить его в ваших группах за праздничным столом. Всего вам хорошего!

Дети: Сау булыгыз!

Возвращение в группу.

В разработке использована литература:

Хрестоматия «Балачак аланы» - стр. 187.

Хрестоматия «На поляне детства» - стр. 91.

Сборник песен Г. Г. Гараевой «Уз жырыбыз булсын эле» - стр. 8.

Публикации по теме:

Праздник — СабантуйПраздник — Сабантуй Сабантуй - праздник мира, дружбы, спорта и здоровья. Празднуется Сабантуй всегда весело и зажигательно. Ежегодно мы проводим этот национальный.

Сабантуй в детском саду.Сабантуй в детском саду. Сабантуй - известный национальный татарский праздник. Слово сабантуй в переводе с татарского означает праздник плуга (сабан - плуг, туй.

Автор публикации:
Сценарий татарского праздника «Сюмбеля»
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 16:35
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...