МААМ-картинки

Сценарий тренинга для педагогов «Правила публичного выступления»

Елена Метелькова
Сценарий тренинга для педагогов «Правила публичного выступления»

Участники: ведущий, участники тренинга.

Цель: обогатить знания педагогов о правилах публичного выступления

Задачи: организовать тренинг для педагогов, повысить уровень ораторского искусства педагогов

Вступление

Ведущий

Каждому участнику нужно выбрать конверт, в котором находится листок с именем одного из присутствующих на тренинге. Задача – в течение всего времени, пока длится тренинг, наблюдать за этим человеком, выделять его положительные стороны. По ходу наблюдения можно делать небольшие заметки, отмечать конкретные действия и способы поведения. Имя этого человека до конца тренинга разглашать нельзя.

Публикация «Сценарий тренинга для педагогов „Правила публичного выступления“» размещена в разделах

Упражнение «Кто для меня самый чужой?»

Ведущий

Я хочу, чтобы вы почувствовали себя в нашей группе свободнее. Это можно сделать, если каждый из вас сейчас ответит на вопрос: кого из участников я в данный момент воспринимаю как наиболее чужого для меня? При этом каждый понимает под этим что-то свое. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответить на вопрос.

Ведущий

Теперь пусть каждый нарисует портрет того человека, которого он определил для себя как чужого.

Ведущий предлагает участникам выбрать несколько подходящих им по цвету карандашей – чтобы выразить чувства, которые каждый испытывает по отношению к определенному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют. В ходе рисования желательно, чтобы никто не разговаривал друг с другом. В конце работы участники подписывают рисунки, ставят дату и передают портрет адресату. Получив свой портрет, участник думает над тем, что хотел сказать автор. Может быть такое, что педагог не получил ни одного портрета. И в том, и в другом случае важно обратиться к чувствам педагогов.

Вопросы для обсуждения:

Что вы имеете в виду, когда говорите, что кто-то в группе для вас чужой?

Чувствуете ли вы себя увереннее после упражнения?

Кто из вас получил много портретов – как вы к этому отнеслись?

Кто не получил ни одного портрета – что вы чувствовали при этом?

Принимаем правила тренинга

Ведущий

Правила: обращаться друг к другу по имени, соблюдать конфиденциальность всего происходящего, персонифицировать высказывания, не переходить на личности и т. п.

Упражнения на подготовку к работе

Цель: развить навыки уверенного поведения перед публикой.

Упражнение «Дар убеждения».

Ведущий

Для следующего упражнения нужны два добровольца.

Ведущий вызывает двух участников. Каждому из них дает конверт. В одном из конвертов лежит листок бумаги. Группа не должна знать, кому именно он достался. Задача каждого из двоих участников – убедить «публику», что листок бумаги у него. Задача «публики» – определить, кто говорит правду. Если группа ошиблась – ведущий придумывает «наказание», например попрыгать на протяжении 1 минуты.

Вопросы для обсуждения:

Что заставило вас поверить в ложь?

Были ли участники убедительны?

Упражнение «Пожелания друга».

Ведущий

Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в тренинге. Закройте глаза. Вспомните какого-либо человека, который, на ваш взгляд, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в этом тренинге, и ожидает от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый, а может быть и человек, с которым вас связывают личные близкие отношения.

Ведущий

Теперь представьте, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите из них два наиболее важных.

Ведущий

Откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по очереди прочитайте свои записи.

Вопросы для обсуждения:

Кто из участников написал примерно одинаковые пожелания?

Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?

В какой мере ожидаемые результаты участия каждого из вас соответствуют теме тренинга?

Мини-лекция (тезисы)

Ведущий

«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если она дурно выражена» (Вольтер). Искусство публичного выступления – это искусство ставить перед собой цели и достигать их. Наличие и понимание цели публичного выступления не позволит оратору скатиться на второстепенные выводы и призывы, запутаться в своих мыслях и запутать аудиторию. «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей» (У. Черчилль).

Когда выступаете перед публикой, помните эти правила.

Правила публичного выступления

1. Всегда улыбайтесь.

2. Когда входите в аудиторию, приветствуйте слушателей.

3. Будьте уверены в себе. Люди всегда отдают предпочтение сильным духом и уверенным в себе людям.

4. Взгляд должен быть направлен на слушателей.

5. Начните своё выступление только после того, как в аудитории наступит полная тишина.

6. В начале выступления представьтесь.

7. Избегайте монотонности в изложении.

8. Старайтесь не использовать новые, заимствованные слова и специальные термины.

9. Следите за реакцией аудитории: если ваши слова. Фразы понравились – сделайте на них акцент.

10. Не обращайте внимание на провокации.

11. В конце выступления предложите задать вопросы.

12. После выступления поблагодарите аудиторию за внимание.

Ведущий

«Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» (М. Твен).

Публичное выступление без предварительной подготовки почти наверняка будет провальным. Поэтому сначала необходимо сделать «каркас», или «скелет», будущего выступления:

определите, для чего людям нужно слушать ваше выступление, что полезного или интересного они узнают для себя;

выделите главную идею выступления;

выделите подзаголовки, разделите выступление на несколько составных частей, каждая из которых будет отражать главную идею;

определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз – это необходимо для того, что-бы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывали;

тщательно продумайте план и структуру будущей речи – она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание);

найдите яркие примеры из жизни, истории, литературы; подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики;

определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, просьбой что-то назвать, пересчитать – это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия материала;

напишите полный текст, особое внимание уделите его началу и окончанию.

Модуль «Развиваем ораторские навыки»

Упражнение «Что вижу, о том и пою».

Цель: развить легкость и ассоциативность в речи.

Ведущий

Упражнение проводится в парах. Один из участников показывает на любой предмет, который находится в поле его зрения. Задача второго – не менее 5 минут рассказывать об этом предмете: история, функции, причины появления на свет, значение для сохранения мира и т. п.

Вопросы для обсуждения:

Хватило ли вам времени или его было слишком много?

Сразу ли у вас находились слова, чтобы говорить об указанном предмете?

Если выполнять это упражнение в свободное время, можно научиться вместо краткого, сухого ответа давать подробное и красочное описание чего-либо. В дальнейшем эта практика позволит выступающему стать интересным для слушателей.

Упражнение «Интервью»

Цель: развить коммуникативные умения.

Ведущий

Каждый участник в течение 3 минут готовит по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека – его характера, привычек, интересов. Основное правило – отвечать полно и откровенно. Участник, готовый первым дать интервью, садится так, чтобы видеть в лицо всех присутствующих. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В кругу должен побывать каждый участник.

Упражнение «Рекламный ролик»

Цель: развить ораторские навыки, фантазию.

Ведущий

Представим, что мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для рекламы какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Маленький нюанс: объект нашей рекламы – конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем.

Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Отразите в рекламном ролике самые важные достоинства рекламируемого объекта. Время на подготовку – 5 минут. Длительность рекламного ролика – 1 минута.

Группа должна угадать, кто из участников представлен в рекламе. При необходимости можно использовать предметы, которые есть в помещении, и обращаться к другим участникам за помощью.

Модуль «Самопрезентация»

Цель: научить участников рассказывать о себе.

Ведущий

Очень часто в ходе публичного выступления мы забываем рассказать самое главное – рассказать о себе. Без информации о докладчике остальная часть публичного выступления становится словом, «повисшем в воздухе», которое не имеет ни начала, ни логического завершения.

Упражнение «За что я могу себя уважать»

Ведущий

Инструкция. Участники по очереди встают на стул и рассказывают, за что они себя уважают (в течение 3 минут). Можно рассказывать о своих профессиональных достижениях или личностных достоинствах. Слушатели могут поддерживать, задавать уточняющие вопросы, уводить в сторону, возражать.

Шеринг

Цель: осознать свои чувства и внутренние процессы, проанализировать полученный опыт.

Ведущий

Слово предоставляется каждому участнику, примерно по 3 минуты. Ответьте на вопросы: Что я сейчас чувствую? Чему я научился?

Модуль «Готовимся к публичному выступлению»

Цель: научить участников импровизировать.

Упражнение «Что я вижу на картинке».

Ведущий показывает участникам репродукцию какой-либо картины (желательно пейзаж) и просит одной короткой фразой передать свое впечатление о картине,

Ведущий

Ответьте на вопрос: «Что вы видите или слышите, глядя на картину?». Фраза должна быть максимально короткой.

Участники высказываются по кругу.

Упражнение «Марфуша»

Ведущий

Все участники тренинга, кроме одного, выходят из помещения. Оставшемуся нужно три раза прочитать текст.

Далее ведущий предлагает участнику пересказать текст следующему участнику, который, в свою очередь, рассказывает то, что запомнил, следующему и т. д.

Совет: организуйте видеозапись, чтобы после упражнения продемонстрировать участникам, как менялась информация в процессе передачи.

Модуль «Публичное выступление»

Цель: актуализировать полученные на тренинге знания.

Упражнение «Интересная лекция».

Ведущий

Один из участников, который будет играть роль лектора, выходит за дверь и готовится к проведению лекции на хорошо знакомую ему тему. Продолжительность лекции – 10 минут. В это время группа делится на пять подгрупп.

Каждая подгруппа получает задание от ведущего:

подгруппа 1 – имитирует внимательное слушание лектора: поддакивает, кивает головой, при этом каждый участник подгруппы занимается своим делом;

подгруппа 2 – перебивает лектора и уводит разговор в сторону, не дает возможности продолжить лекцию;

подгруппа 3 – внимательно слушает первую часть предложения лектора и сочиняет свое окончание предложения;

подгруппа 4 – слушает внимательно часть информации, после чего каждый участник подгруппы начинает разговаривать с соседом, затем снова продолжает слушать лектора;

подгруппа 5 – ждет, когда лектор допустит какую-либо неточность, после чего начинает его исправлять и говорить только об этом.

Когда лектор входит в аудиторию и начинает лекцию, каждая подгруппа по сигналу ведущего начинает выполнять отведенную ей роль.

Вопросы для обсуждения:

Насколько вы как лектор довольны своей лекцией в аудитории?

Какая часть лекции была наиболее легкой или тяжелой? Почему?

Как помогала и мешала аудитория?

Какие группы слушателей вы можете выделить?

Заключительный шеринг

Цель: осознать свои чувства и внутренние процессы, проанализировать полученный опыт.

Ведущий

Слово предоставляется каждому участнику. За 3 минуты ответьте на вопросы:

Что я сейчас чувствую? Чему я научился?

Рефлексия

Упражнение для рефлексии «Позитивные итоги»

Участники обсуждают результаты наблюдения, о котором ведущий говорил в начале тренинга.

Ведущий

Напишите на основе своих наблюдений небольшое письмо – максимум 10 предложений – участнику, за которым вы наблюдали. Расскажите, что в его поведении вам понравилось (10 минут).

Каждый участник зачитывает свое письмо и передает его адресату.

Вопросы для обсуждения:

Пытались ли вы узнать, кто за вами наблюдает?

Что в полученной обратной связи оказалось особенно важным для вас?

Общаясь с людьми, на что обычно вы обращаете внимание – на их сильные или слабые стороны?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Публикации по теме:

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться»Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться» Форма организации: групповая (15 педагогов, круглый стол. Цель: оптимизация общеколлективной деятельности педагогов по решению конфликтных.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Сценарий педагогического тренинга «Доверие» Педагогический тренинг «Доверие»Цель Организовать педагогический тренинг. Задачи Повысить уровень жизненного оптимизма; создать хороший.

Сценарий выступления агитбригады по ПДД «Светофор»Сценарий выступления агитбригады по ПДД «Светофор» Цели и задачи: привлечение детей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах; развивать творческие способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий тренинга для педагогов «Правила публичного выступления»
Опубликовано: 15 января 2024 в 13:18
+91Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД