Сценарий занятия по музейной педагогике «У самовара…» для детей подготовительной группы детского сада

Юлия Ахтырская
Сценарий занятия по музейной педагогике «У самовара…» для детей подготовительной группы детского сада

Сценарий занятие по музейной педагогике «У самовара…»

для детей подготовительно й группы детского сада

Автор разработки Ахтырская Юлия Викторовна

Оборудование:

-мультимедийный проектор;

-колонки;

-подготовленная презентация (музыкальный и видеоряд);

-гармошка;

-кукла «Масленица» из соломы;

-самовар;

-чашки, блюдца и другая посуда;

-ананас, ваза для цветов;

-скатерть, простыня (белая);

-угощение (блины).

Пособия:

Презентация

Визуальный ряд

1 Б Кустодиев «Масленица», Курочкина Н. Знакомим с жанровой живописью. – М.: Детство-Пресс, 2007.

2 В. Суриков «Взятие снежного городка» Курочкина Н. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – М.: Детство-Пресс, 2004.

3 Б. Кустодиев «Деревенская Масленица. Гармонист», http://www.wikipaintings.org/ru/boris-kustodiev/pancake-tuesday-in-a-village-maslenitsa-1916

4 К. Маковский «За чаем», Курочкина Н. Знакомим с портретной живописью (Большое искусство-маленьким). – М.: Детство-Пресс, 2009.

Музыкальное сопровождение

1 Группа «Иван Купала» песня «Масленица» http://ololo.fm/search/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD+%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

2 Ф. И. Шаляпин «Дубинушка» http://muzofon.com/search/%D1%8D%D1%85%20%D1%83%D1%85%D0%BD%D0%B5%D0%BC

3 Детский хор радио и телевидения песня «Наш красавец самовар» http://musicmp3spb.org/song/nash_krasavetc_samovar.html;

4 Музыкальная композиция «Посиделки» http://allmuz.org/melody/%EF%EE%F1%E8%E4%E5%EB%EA%E8.

Ход занятия:

Педагог:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

http://www.detdom-uk.ru/2012-04-13-09-27-18/45-vizit-tryapkukla

Слайд №1 (Звучит Группа «Иван Купала» песня «Масленица»)

Педагог: Масленица самый радостный и светлый праздник, пришел к нам из давних времен и сохранился до наших дней.

Слайд №2

Педагог: Почему праздник называется Масленица? (ответы детей)

Педагог: Само название праздника, «Масленица» произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи. (Большая книга праздников для детского сада / Под ред. Т. В. Чупина. — Ярославль: Академия развития, 2007.)

Масленица – это проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари и бояре.

Обсуждение картины Б. Кустодиева «Масленица»

Педагог: Ребята прочитайте, пожалуйста имя художника, написавшего эту картину (дети- Борис Кустодиев).

Педагог: Это имя связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. Это праздник, который вовлекал в действие множество людей разных сословий, разного уровня, но всех делал счастливыми.

Педагог: Картина, насыщена веселым морозным счастьем - "Масленица". Посмотрите, какие настроения можно увидеть на этой картине? (ответы детей: веселье, радость).

Педагог: Молодцы, правильно. Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль - все эти слова подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы - русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях.

Педагог: Давайте вместе рассмотрим картину. Что вы видите, расскажите. (ответы детей). Хорошо, подведу итог сказанному. Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В низине - суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может. Художник создает настроение праздничное, веселое.

Слайд №3.

Мы с вами увидели карусели, ярмарку, катание на санях на картине Бориса Кустодиева, но это еще не все масленичное веселье.

Беседа по картине Сурикова «Взятие снежного городка»

Педагог: Сегодня 4 день масленицы. Вспомните ребята, как он называется? (ответы детей).

Педагог: «Разгуляй» или «Широкий Четверг». (Праздники по-русски/ Альманах, СПб, 2011). Именно с четвертого дня Масленицы народ устраивал пиры с блинами, пышные народные гуляния-маскарады, и карнавалы, и выяснения силы в кулачных боях, и состязания.

Педагог: «Взятие снежного городка», это

– старинная сибирская игра, в которую играли на Масленицу. Из снега и льда сооружалась большая крепость, которую в шуточном бою необходимо было «взять». Играющие делились на «всадников», стремящихся разрушить городок, и «защитников». Всадника, сумевшего преодолеть преграду, угощали вином, а неудачника - купали в снегу. На полотне мы видим момент, когда смельчак прорывается сквозь снежную стену. Ощущается напряжение и стремительность прорыва.

Вокруг царит неудержимое веселье. На состязание храбрецов пришло посмотреть полгорода. На фоне белого искрящегося снега толпа выглядит особенно нарядно и празднично. Весь колорит картины – насыщенный, звучный, с контрастными цветовыми сочетаниями белого, красного, зеленого, синего, что вносят в картину жизнерадостность, оптимизм и настроение праздника.

Весельем было не только катание на санях, взятие нежного городка, игра в снежки, но и перетягивание каната. Канат был раньше на «вес золота», редким в крестьянских семьях, а вот тканая простыня нашлась бы в каждой избе.

Игра для мальчиков «Перетягивание каната» (Звучит Ф. И. Шаляпин «Дубинушка»)

Молодцы, удальцы!

Силушку показали.

В этот день наряжали большое чучело Масленицы в виде женской фигуры, набивали его соломой, возили в санях, а потом устанавливали в центре города, на ярмарочной площади. (Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея/ Альманах, СПб, 2002)

Вот она, какая Масленица (педагог показывает куклу из соломы). Масленица (показывая на куклу) пришла к нам сегодня с сюрпризом, принесла загадки.

Покажите удальцы теперь и разум!

Разгадывание загадок:

Этот праздник - объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра!

(Масленица)

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

(Блин)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …

(Весна)

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

(Масленица)

http://www.razumniki.ru/zagadki_maslenica.html

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит.

(Гармонь)

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит

(Гармонь)

http://www.prozagadki.ru/1377-zagadki.-pro-garmon.html

Слайд №5.

В Масленицу не только гуляли, играли, но и пели песни

Рассматривание картины Кустодиева «Деревенская Масленица. Гармонист».

Вот и у меня есть гармонь, посмотрите какая, переливается, а голосок у нее какой, давайте послушаем (педагог играет на гармошке русскую народную песню «Во поле береза стояла») Узнали вы песню? (ответы детей)

Игра на внимание:

Педагог вместе с детьми повторяет слова песни.

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла. (2 р.)

Педагог: Давайте теперь попробуем слова заменить на движения-

«Во поле береза стояла» -движение «поклон», педагог предлагает детям спеть песню, заменив слова движением;

«Береза»-поднятая рука, педагог предлагает детям спеть песню, заменив слова движением;

«Кудрявая»-волнистое движение руками, педагог предлагает детям спеть песню, заменив слова движением;

Педагог: Скажите ребята, на какое движение похожи слова «Люли, лю-ли» (ответы детей).

«Лю-ли, лю-ли» заменяем на покачивающие движения руками, педагог предлагает детям спеть песню, заменив слова движением;

«Стояла» -встаем со стульчиков.

Педагог: теперь давайте соединим все движения, слова не поем.

Поклон, поднятая рука, встаем со стульчиков.

Поклон, волнистое движение руками, встаем со стульчиков.

Покачивающие движения руками, встаем со стульчиков.

Покачивающие движения руками, встаем со стульчиков.

Педагог: Молодцы, вы были внимательны.

Слайд №6

Приходили люди наигравшись, нагулявшись с мороза домой и к столу, погреться, испить чаю.

Рассматривание картины Маковского «За чаем» (девушку)

Всё в ней гармония, всё диво,

А. С. Пушкин

Задание детям:

1. Описать героиню произведения;

2. Придумать о чем она думает;

3. Пофантазировать какого вкуса чай и варенье на столе;

4. Вспомнить свои любимые блюда;

5. Внимательно рассмотреть детали, подумать, о чем они могут рассказать (Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции 1–2 апреля 2012 года. – Пенза – Витебск – Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 175-181)

С чаепитием появилась особая систему сервировки стола, которая складывалась из многочисленных чайных принадлежностей: чашки, блюдца. Даже скатерти для стола должны были отвечать нормам чайного этикета из белой или голубой материи.

В отличие от многих других праздников, на Масленицу не только кушают дома, в семье, но и часто ходят в гости, и значит «принимают гостей», стол называли «хлебосольным», говорили «пир горой», «угощения», «явства».

Игра для девочек «Накрываем званый стол»

Педагог: А теперь давайте, используя правила чайного этикета, накроем на стол. Девочкам предлагается накрыть на стол, используя чайную посуду, салфетки, скатерть. А чего, же не хватает на этом столе? Ананаса (ответы детей, вазы для цветов (ответы детей). Молодцы, увидели самовара.

(Педагог вносит самовар) И конечно в центре стола - самовар

Рассматривание картины Маковского «За чаем» (самовар) (Звучит Детский хор радио и телевидения песня «Наш красавец самовар») http://sociosphera.com/publication/conference/2012/147/ispolzovanie_igrovyh_pedagogicheskih_tehnologij_v_rabote_muzejnogo_pedagoga_v_usloviyah_dou/

Самовар стал традиционным русским сувениром. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал и в крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома. Самовар придает столу своеобразный уют. Это олицетворение широкой щедрой души, и гостеприимства.

К нам сюда на викторину,

Заходи, честной народ.

Всех детей без исключенья

Самовар горячий ждет!

Педагог:

Поиграть за самоваром

Рады вы наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Вот и самовар нам приготовил сюрприз-викторину.

Самовар наш не пустой,

В нем сюрприз и не простой.

Викторина

1. Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

А пузатый от меня

Убежал, как от огня.

(К. Чуковский “Мойдодыр”)

2. Из окошка вывалился стол

И пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

“Уходите, бегите, спасайтеся!”

(К. Чуковский “Федорино горе”)

3. Муха, Муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

(К. Чуковский “Муха-цокотуха”)

http://www.chukfamily.ru/Kornei/Tales/moidodir.htm

Ах, какие молодцы,

Вы и вправду знатоки!

Мы сегодня поговорили, что на Масленицу, играли, пели и конечно-же танцевали, это же праздник без танца. Ребята подготовили вам сюрприз - русский-народный танец (в исполнении детей 3 подготовительной)

И конечно на Масленицу жарятся блины.

Жарится здесь блин масленый

Солнцем ярким озаренный.

Творческое задание: Аппликация «Солнышко-ведрышко» (Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М. ,2005.)

1. Почему именно блин символ Масленицы?

2. Из чего делают блины и с чем их едят?

3. А на что похож блин?

Педагог: Посмотрите ребята, у меня есть какой блинок (круг из желтого картона украшенный улыбкой, глазками) румяный, да веселый. Вы правильно сказали, что блин был символом Солнца. А на что похожи ваши ладошки с растопыренными пальчиками (ответы детей) на лучики. Приставьте свои ладошки в блинку, тепло? (ответы детей, а засветился блинок? (ответы детей) Давайте обведем ваши ладони по цветной бумаге, вырежем их и наклеим на блинок по кругу. (Дети обводят ладони по цветной бумаге, вырезают и наклеивают по кругу блина) Получилось у нас солнышко? Светятся его лучи, стало тепло? (ответы детей)

Награждение вручение блинов.

Как на масличной неделе

Из печи блины летели.

С пылу, с жару из печи

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай,

Всем блиночков подавай!

С пылу, с жару – разбирайте!

И хвалить не забывайте!

Педагог вручает детям блины.

Я хочу вам пожелать

Поговорки вспоминать:

Самовар кипит, уходить не велит”,

“Где есть чай, там и под елью рай”.

“За чаем не скучаем!”,

“Чай пьёшь – до ста лет проживёшь!”

На последок, разрешите,

Вам сюрприз преподнести

Для вас выступают дети старшей группы с музыкальной композицией «Посиделки»:

Спасибо. До свидания, ребята!

Публикации по теме:

Атрибуты к праздникам. Декорации и костюмыАтрибуты к праздникам. Декорации и костюмы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию - некоторые атрибуты которые мы с воспитателями изготовили к праздникам. Надеюсь наши идеи.

Самовар, самовар, самоварище…Самовар, самовар, самоварище… Вот такой самовар я сделала со своими дочерьми в прошлом году на новогодних каникулах. Времени было достаточно и я решила заняться любимым.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Сценарий занятия по музейной педагогике «У самовара…» для детей подготовительной группы детского сада
Опубликовано: 29 июня 2013 в 17:15
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...