МААМ-картинки

Заседание родительского клуба «Граматейка». «Агрессивный ребенок» (часть 1)

Юлия Сибилева
Заседание родительского клуба «Граматейка». «Агрессивный ребенок» (часть 1)

Граматейка. Агрессивный ребенок

часть 2

Приветствие!

1. Игра «Поменяйтесь местами те, у кого». (Все играющие сидят в кругу. Ведущий стоит в центре круга и предлагает поменяться местами тем, у кого, например, есть ремень или кошка и т. п. Задача игроков как можно быстрее поменяться местами с теми, у кого есть названные едущим признаки. В это время ведущий должен сам занять любое свободное место. Ведущим становится тот человек, который остался без места. Игра продолжается.

Публикация «Заседание родительского клуба „Граматейка“, „Агрессивный ребенок“ (часть 1)» размещена в разделах

2. Эксперимент. Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Каждый из вас получит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам. 4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам. 6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте получившуюся фигуру. Сейчас я прошу вас найти среди остальных фигур точно такую же, как и у вас. Фигуры должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? (Участники отвечают, что не нашли). Как вы думаете, почему?

Одинаковых людей нет, поэтому и фигуры получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Все дети тоже разные, имеют свои психологические особенности, особенности личности, характера, психофизиологические особенности.

Итак, что же такое агрессивность? Это стремление одного существа причинить вред другому. Формы таких причин являются: словесная агрессия, агрессия действия, агрессия мысли

Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов и условий агрессивного поведения детей необходимо как для его своевременного выявления, так и для разработки коррекционных программ.

Вот наиболее часто встречающиеся причины проявления агрессии :

• стремление привлечь к себе внимания сверстников;

• ущемление достоинств другого, с целью подчеркнуть своё превосходство;

• защита и месть;

• стремление быть главным;

• желание получить желанный предмет.

Воспитательная система по коррекции агрессивного поведения требует отказа от некоторых «привычных форм воспитательного процесса». Такие традиционные формы воздействия как наказания, убеждения и объяснения взрослого, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными детьми. А иногда и производит обратный эффект.

Коррекционно-профилактическая работа агрессивного поведения должна быть направлена:

- на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка) ;

- не на повышение самооценки;

- на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности;

- на преодоление внутренней изоляции;

- на формирование способности видеть и понимать других.

Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим.

Основной задачей в работе родителя, педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.

Скажите,наверняка, многим знакома такая ситуация:

Отец с дочкой опаздывают в детский сад. Малышка бежит, огибая лужи.

- Дай руку, иди рядом, — говорит отец.

- Я бабочка, мне надо летать, у меня крылья и нет рук, — отвечает девочка.

- Быстро дай руку и идем!

- Ну, папа.

Отец хватает дочь за руку. Девочка, с силой наступая в лужу: «Тогда я буду всех брызгать!»

Девочка не ущемляла ни чьих интересов, передвигалась быстро, бежала, аккуратно огибая лужи. Уметь уступить, когда поведение ребенка не несет угрозы ему, окружающим — это один из способов избежать агрессии в ваших взаимоотношениях.

Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если малыш тихо играет, занят сам собой, родители в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются домашними делами. На просьбу: «мама, почитай; папа, давай поиграем», слышен ответ: «попозже». А вот если ребенок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипаться, родители реагируют мгновенно — нравоучительными беседами, окриками и шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Попробуйте найти 20-30 минут в день для занятий с ребенком — и вспышек гнева будет меньше.

Большой вред формированию осознанного и контролируемого поведения наносит родительская непоследовательность в воспитании. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра — усталость, конфликты на работе, и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Его ответ — агрессивные реакции : «нельзя, а я все равно буду!»

Кроме того, вспышки гнева и агрессии у ребенка провоцирует несогласованность мамы и папы, дедушки с бабушкой в вопросах воспитания. Если мама идет на поводу у ребенка и покупает ему все, что он попросит, закономерно, что малыш устраивает истерику, если отец отказывает ему.

Примерно к 5 годам, дети посещающие детские сады, подчас проходят настоящую школу выживания. Включающую агрессивное поведение отдельных детей, драки, ненормативную лексику, обзывательства и дразнилки, порчу и насильственный отъем игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т. п. Пятилетний возраст не рассматривается как критический, однако, это важный, переломный этап в развитии ребенка. Причем особо остро он проявляется именно во взаимоотношениях с ровесниками. В 5 лет на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженное внимание к ровесникам, эмоциональная вовлеченность в их действия и сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника порой огорчают. Обижают, вызывают агрессию, а его неудачи, напротив, радуют, вызывают чувства облегчения и уверенности в собственной состоятельности. В чем вы видите причины агрессивного поведения детей?

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются :

• стремление привлечь к себе внимание сверстников;

• стремление получить желанный результат;

• стремление быть главным;

• защита и месть;

• желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Например, как вы думаете, уважаемые родители, для чего дети приносят в детский сад жвачки, конфеты, игрушки?

Ответы родителей.

Все это и многое другое приносится не для того, чтобы съесть или играть с ними, а для того, чтобы похвастаться перед ровесниками, т. е. наблюдается устойчивая потребность в самоутверждении, в признании и оценке себя исключительно при сопоставлении с другими, что в итоге приводит к напряженности, конфликтам. Так возникают истоки агрессивного поведения.

Основной целью нападения является получение удовольствия, удовлетворения от утверждения своей физической или психологической власти над другим человеком. Физическое насилие – драки, порча, отъем и прятание личного имущества; психологическое (моральное) – обзывательства, дразнилки, насмешки, запугивание, ненормативная лексика, бойкот.

Дети – «агрессоры» являются сильными, самоуверенными личностями. Дети – «жертвы» отличаются тревожностью, боязливостью, заниженной самооценкой. В ситуации насилия они предпочитают отступить, убежать, заплакать, приблизиться к взрослому. «Жертвы – провокаторы, в зависимости от ситуации, способны и на агрессивное поведение и на провокации. Такие дети характеризуются ранимостью, импульсивностью, стремление к нападению.

Надо ли, по вашему мнению, вмешиваться в подобные детские конфликты?

Ответы родителей.

Вмешательство взрослых в ситуации насилия необходимо, иначе агрессор начнет воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают отрицательный опыт построения взаимоотношений.

Что, по вашему мнению, надо делать / не делать в случае детской агрессивности?

Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного ее разбора и без учета личного «вклада» каждого ребенка в ее создание и разрешение. Такая тактика взрослых недопустима: ребенку понятна его роль в ситуации; особую обиду и чувство попранной справедливости испытывают «жертвы», когда их наказывают наравне с истинными виновниками ситуации насилия; «агрессоры» торжествуют победу и чувствуют свою безнаказанность и разрешение и дальше действовать в том же духе.

Еще одной причиной агрессивности детей может быть и семья, в которой ребенка подвергают физическим, вербальным (словесным, психологическим формам насилия или в которой подобное насилие он наблюдает по отношению к кому-то другому. Равнодушное, пренебрежительное или гипер опекающее отношение к ребенку, завышенные притязания родителей к игровой, учебной или иной деятельности также могут спровоцировать агрессию ребенка.

Визуализация «Конфликт».

Вспомните, пожалуйста, конфликт, который произошел в вашей жизни за последнее время. Причем такую конфликтную ситуацию вспомните, где бы Вы были в «позиции сверху» т. е. Вы оказывали на кого-то давление, будь то ребенок, другой член семьи, или же подчиненный на работе. С каким животным Вы можете сравнить свое поведение в этот момент? (записать на доске). Теперь, будьте добры, представьте конфликтную ситуацию, где бы Вы были в «позиции снизу», т. е. это тяжелый для вас разговор с Вашими родителями, мужем (женой) или же с начальством. В образе, какого животного Вы можете теперь себя представить? Как вы чувствуете себя в этом образе (комфортно ли вам? Какие эмоции и чувства вы испытываете? (записать на доске названия животных) .

Рефлексия.

Мы взрослые показываем своим примером модель агрессивного поведения. Чем меньше дети сами попадают в позицию подавляемого, тем меньше у них появляется желания подавлять других.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ)

Публикации по теме:

Психологический тренинг для педагогов «Коврик мира» Коммуникативный тренинг для педагогов «Коврик мира» Цель: развитие коммуникативных способностей, сплочение коллектива через игровые упражнения,.

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школеПсихологическое сопровождение детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе Программа занятий Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста\\r\\nв период подготовки к обучению в школе Занятие № 1 Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Заседание родительского клуба «Граматейка». «Агрессивный ребенок» (часть 1)
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 21:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД