Сценарий жизни

Ольга Лебедева
Сценарий жизни

Сценарий жизни

Каждый человек с момента рождения начинает писать книгу своей жизни, являясь и автором и актером, режиссером и художником и только от него зависит конец всей истории. С раннего детства ребенок наблюдает, как ведут себя родные и близкие, помнит сказки и рассказы, которые ему читали, помнит приятные моменты и не очень, но благодаря всему этому он сейчас такой, какой он есть. Возможно, сам человек не подозревает о том, что "писал" свою книгу вообще. Но, даже не сознавая этого, он, воспроизводит ее в своей жизни. Эта книга и представляет собой жизненный сценарий. Содержание «жизненного сценария» каждого человека уникально и неповторимо.

Слова взрослого человека могут оказать влияние на жизнь подрастающего ребенка, задать ему некоторый жизненный сценарий. Не только слова родителей, но и обращения, внушения посторонних людей, могут повлиять на выработку им определенной стратегии в жизни.

На поведение ребенка оказывают большое влияние слова близких людей, особенно родителей. Но важно отметить, что не любые слова становятся сценарными предписаниями, а те, которые сказаны в ситуации особого эмоционального напряжения, когда ребенок особенно чувствителен и внушаем.

Родители неосознанно прописывают сценарии жизни детей, повторяя им определенные высказывания-послания:

«Ну что тебе, больше всех надо?»;

«Плохо тебе придется с таким характером!»;

«Ты еще не дорос обсуждать эти проблемы»;

«Опять у тебя ничего не получилось!».

И вот уже один ребенок перестает стремиться вперед, а другой всегда готов к худшему, а третий может всю жизнь считать себя не доросшим до чего-то. Так как круг взрослых постоянно расширяется, то ребенок слышит разные послания в свой адрес, иногда противоречивые. Какой сценарий он выберет?

Что западет ему в душу, чьи слова окажут решающее значение? Будут ли это слова родителя или постороннего, но близкого по духу человека?

Конечно, первые предписания дети получают в семье, но затем они подвергаются воздействию со стороны других значимых людей.

Сценарий (по Э. Берну) - это «план жизни, составленный в детстве, подкрепленный родителями, оправданный ходом событий и достигшим пика при выборе пути», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. При выборе жизненного сценария влияние оказывается не только внешними факторами, но и волей ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни.

Не секрет, что самый трудный и сложный из всех детских возрастов – это подростковый возраст, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Данные возрастные особенности можно направить на усиление педагогического и коррекционного эффекта.

К сожалению, воспитательная работа с педагогов и родителей с подростками зачастую приводит к всплескам негативных реакций со стороны ребенка. Негатив может быть направлен как на других людей, так и на самого себя, являясь результатом несоответствия между реальным поведением взрослеющего ребенка и предлагаемыми, а иногда и навязываемыми ему образцами.

Ребенок начинает оказывать сопротивление, испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации, еще больше увеличивая шанс попасть в группу риска. Поэтому, очень важно, вовремя оказать таким ребятам психологическую поддержку, научить их адекватному отношению к себе и другим, помочь увидеть путь к позитивным изменениям. В этом, может помочь анализ и изменение сценария, личностной истории подростка на основе пересмотра им жизненных позиций, привычек и установок.

Публикации по теме:

«Веселое солнышко»«Веселое солнышко» Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться,.

Экскурсия в краеведческий музейЭкскурсия в краеведческий музей * * * Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта ребенка находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Цветы
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Сценарий жизни
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 08:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...