Сценарий жизни

Ольга Лебедева
Сценарий жизни

Сценарий жизни

Каждый человек с момента рождения начинает писать книгу своей жизни, являясь и автором и актером, режиссером и художником и только от него зависит конец всей истории. С раннего детства ребенок наблюдает, как ведут себя родные и близкие, помнит сказки и рассказы, которые ему читали, помнит приятные моменты и не очень, но благодаря всему этому он сейчас такой, какой он есть. Возможно, сам человек не подозревает о том, что "писал" свою книгу вообще. Но, даже не сознавая этого, он, воспроизводит ее в своей жизни. Эта книга и представляет собой жизненный сценарий. Содержание «жизненного сценария» каждого человека уникально и неповторимо.

Слова взрослого человека могут оказать влияние на жизнь подрастающего ребенка, задать ему некоторый жизненный сценарий. Не только слова родителей, но и обращения, внушения посторонних людей, могут повлиять на выработку им определенной стратегии в жизни.

На поведение ребенка оказывают большое влияние слова близких людей, особенно родителей. Но важно отметить, что не любые слова становятся сценарными предписаниями, а те, которые сказаны в ситуации особого эмоционального напряжения, когда ребенок особенно чувствителен и внушаем.

Родители неосознанно прописывают сценарии жизни детей, повторяя им определенные высказывания-послания:

«Ну что тебе, больше всех надо?»;

«Плохо тебе придется с таким характером!»;

«Ты еще не дорос обсуждать эти проблемы»;

«Опять у тебя ничего не получилось!».

И вот уже один ребенок перестает стремиться вперед, а другой всегда готов к худшему, а третий может всю жизнь считать себя не доросшим до чего-то. Так как круг взрослых постоянно расширяется, то ребенок слышит разные послания в свой адрес, иногда противоречивые. Какой сценарий он выберет?

Что западет ему в душу, чьи слова окажут решающее значение? Будут ли это слова родителя или постороннего, но близкого по духу человека?

Конечно, первые предписания дети получают в семье, но затем они подвергаются воздействию со стороны других значимых людей.

Сценарий (по Э. Берну) - это «план жизни, составленный в детстве, подкрепленный родителями, оправданный ходом событий и достигшим пика при выборе пути», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. При выборе жизненного сценария влияние оказывается не только внешними факторами, но и волей ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни.

Не секрет, что самый трудный и сложный из всех детских возрастов – это подростковый возраст, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Данные возрастные особенности можно направить на усиление педагогического и коррекционного эффекта.

К сожалению, воспитательная работа с педагогов и родителей с подростками зачастую приводит к всплескам негативных реакций со стороны ребенка. Негатив может быть направлен как на других людей, так и на самого себя, являясь результатом несоответствия между реальным поведением взрослеющего ребенка и предлагаемыми, а иногда и навязываемыми ему образцами.

Ребенок начинает оказывать сопротивление, испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации, еще больше увеличивая шанс попасть в группу риска. Поэтому, очень важно, вовремя оказать таким ребятам психологическую поддержку, научить их адекватному отношению к себе и другим, помочь увидеть путь к позитивным изменениям. В этом, может помочь анализ и изменение сценария, личностной истории подростка на основе пересмотра им жизненных позиций, привычек и установок.

Публикации по теме:

«Веселое солнышко»«Веселое солнышко» Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться,.

Экскурсия в краеведческий музейЭкскурсия в краеведческий музей * * * Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта ребенка находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Земноводные, рептилии
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Сценарий жизни
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 08:04
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
День защитника Отечества
Какой мальчишка не мечтает стать военным? Наши мальчишки тоже мечтают ими быть. В течении двух недель мы говорили с ребятами вели подготовку к этому...
Фотоотчет подготовки к 23 февраля.
Во все времена была и есть такая мужская профессия - Родину защищать. В этот день поздравления принимают все мужчины и мальчики как будущие защитники...
Мастер-класс «Торцевание из гофрированной бумаги»
Техника, которая используется для создания этой работы, называется торцевание на бумаге. Торцевание – работа очень интересная, несложная, но кропотливая,...
Мастер класс «Ботинки» — плетение из газетных трубочек
Уважаемые коллеги, продолжаем тему "плетение из газетных трубочек" и сегодня я представляю вашему вниманию очередной мастер класс по плетению из газетных...
Мастер-класс «Хризантемы для мамы»
Часто хочется сделать подарок именно своими руками. Все в наших руках! Хризантемы? Да пожалуйста! В качестве материалов нам потребуется: гофрированная...