Сценарий жизни

Ольга Лебедева
Сценарий жизни

Сценарий жизни

Каждый человек с момента рождения начинает писать книгу своей жизни, являясь и автором и актером, режиссером и художником и только от него зависит конец всей истории. С раннего детства ребенок наблюдает, как ведут себя родные и близкие, помнит сказки и рассказы, которые ему читали, помнит приятные моменты и не очень, но благодаря всему этому он сейчас такой, какой он есть. Возможно, сам человек не подозревает о том, что "писал" свою книгу вообще. Но, даже не сознавая этого, он, воспроизводит ее в своей жизни. Эта книга и представляет собой жизненный сценарий. Содержание «жизненного сценария» каждого человека уникально и неповторимо.

Слова взрослого человека могут оказать влияние на жизнь подрастающего ребенка, задать ему некоторый жизненный сценарий. Не только слова родителей, но и обращения, внушения посторонних людей, могут повлиять на выработку им определенной стратегии в жизни.

На поведение ребенка оказывают большое влияние слова близких людей, особенно родителей. Но важно отметить, что не любые слова становятся сценарными предписаниями, а те, которые сказаны в ситуации особого эмоционального напряжения, когда ребенок особенно чувствителен и внушаем.

Родители неосознанно прописывают сценарии жизни детей, повторяя им определенные высказывания-послания:

«Ну что тебе, больше всех надо?»;

«Плохо тебе придется с таким характером!»;

«Ты еще не дорос обсуждать эти проблемы»;

«Опять у тебя ничего не получилось!».

И вот уже один ребенок перестает стремиться вперед, а другой всегда готов к худшему, а третий может всю жизнь считать себя не доросшим до чего-то. Так как круг взрослых постоянно расширяется, то ребенок слышит разные послания в свой адрес, иногда противоречивые. Какой сценарий он выберет?

Что западет ему в душу, чьи слова окажут решающее значение? Будут ли это слова родителя или постороннего, но близкого по духу человека?

Конечно, первые предписания дети получают в семье, но затем они подвергаются воздействию со стороны других значимых людей.

Сценарий (по Э. Берну) - это «план жизни, составленный в детстве, подкрепленный родителями, оправданный ходом событий и достигшим пика при выборе пути», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. При выборе жизненного сценария влияние оказывается не только внешними факторами, но и волей ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни.

Не секрет, что самый трудный и сложный из всех детских возрастов – это подростковый возраст, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Данные возрастные особенности можно направить на усиление педагогического и коррекционного эффекта.

К сожалению, воспитательная работа с педагогов и родителей с подростками зачастую приводит к всплескам негативных реакций со стороны ребенка. Негатив может быть направлен как на других людей, так и на самого себя, являясь результатом несоответствия между реальным поведением взрослеющего ребенка и предлагаемыми, а иногда и навязываемыми ему образцами.

Ребенок начинает оказывать сопротивление, испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации, еще больше увеличивая шанс попасть в группу риска. Поэтому, очень важно, вовремя оказать таким ребятам психологическую поддержку, научить их адекватному отношению к себе и другим, помочь увидеть путь к позитивным изменениям. В этом, может помочь анализ и изменение сценария, личностной истории подростка на основе пересмотра им жизненных позиций, привычек и установок.

Публикации по теме:

«Веселое солнышко»«Веселое солнышко» Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться,.

Экскурсия в краеведческий музейЭкскурсия в краеведческий музей * * * Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта ребенка находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Земноводные, рептилии
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Сценарий жизни
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 08:04
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...