Секреты успешного развития речи в раннем возрасте

Татьяна Созина
Секреты успешного развития речи в раннем возрасте

Секреты успешного развития речи в раннем возрасте». Именно об этом я хотела поговорить. Понятно, что о секретах и пойдет речь. Но давайте разберемся с некоторыми понятиями и уточним их: «развитие», «ранний возраст», «раннее развитие» и «развитие в раннем возрасте». Что касается последних двух понятий – «раннее развитие» и «развитие в раннем возрасте», одно ли это и тоже?

Термин «раннее развитие» сейчас у всех на слуху. Оно знакомо не только педагогам, но и родителям маленьких детей. Существует множество печатных изданий, которые занимаются этой темой и предлагают под термином «раннее развитие ребенка» понимать «создание таких условий развития (развивающей среды, в которых малыш может полностью и своевременно реализовать свои способности. При этом четких ограничений по возрасту не ставится.

Таким образом, «раннее развитие ребенка» подразумевает включение всех возрастных периодов детства.

А «ранний возраст» - это только один из этих периодов, границы которого по возрастной периодизации Д. Б. Эльконина принято считать от года до трех лет. Естественно, что эти границы весьма условны, и главное понять, появлением каких новообразований они сопровождаются.

У ребенка появляется такое новообразование, как активная речь, которая, в свою очередь, перестраивает общение со взрослыми и все психические процессы ребенка – восприятие, внимание, память, мышление.

Речь у ребенка развивается благодаря тому, что он живет в речевой среде, и определяющим началом активной речи ребенка являются направленность мотивации взрослых на общение с ребенком.

В дальнейшем процессе развития речи важное место занимает вербальное общение с ребенком при использовании грамотной речи.

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения.

В раннем возрасте дети усваивают первые уроки общения: здороваться, прощаться, благодарить, использование дружелюбного, спокойного тона общения.

Работа по развитию речевого общения представлена в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью "Коммуникация", "Чтение художественной литературы". Содержание образовательной области "коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способностями средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности);

• Практическое овладение детьми нормами речи.

Примерно к двум – трем годам у ребенка возникает особое отношение к своим сверстникам. Другой ребенок становится не только интересным «предметом», но и партнером.

Все более развивающаяся самостоятельность ребенка и его самосознание ярко проявляется в кризисе трех лет.

Таким образом, ранний возраст – период интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям. Вот наиболее важные из них:

развитие предметной деятельности;

развитие активной речи ребенка;

• появление игровых замещений;

• формирование потребности в общении со сверстниками;

развитие самосознания и самостоятельности.

И все это просто необходимо учитывать взрослому, который занимается «развитием ребенка раннего возраста».

Я работаю воспитателем 29 лет.

Из своего опыта работы я знаю, что чем раньше начинаешь заниматься с ребенком, тем успешнее будет его дальнейшее развитие. В многочисленной литературе я также нашла подтверждения и доказательства необходимости раннего развития. Усилия взрослого по развитию ребенка раннего возраста попадают в благодатную почву, потому что именно в эти годы (сензитивный период, мозг ребенка запрограммирован на усвоение колоссального объема информации и интенсивное обучение и развитие. Принцип «лучше поздно, чем никогда…» в раннем возрасте не срабатывает. Не работает он и относительно развития речи, так как существует период, после которого ребенок уже не сможет заговорить. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы обеспечить малышу соответствующую речевую среду. Чем раньше это произойдет, тем лучше.

Часто приходиться слышать сетования мам: «Ему уже второй год. Сынишка всё, ну, буквально всё понимает. А вот говорить. … Без устали прошу его: «Скажи, повтори…». Все малыши, знакомые по детской площадке, уже разговаривают. Ваня начал говорить предложениями, а мой до сих пор молчит. Когда же он заговорит?»

Приходится объяснять, что любая статистика, касающаяся детей до трех лет – дело ненадежное. Бывает так, что дети, упорно молчащие до двух лет, уже в три года догоняют и перегоняют в своем развитии сверстников, у которых первые слова появились уже в 9 месяцев.

В каком-то смысле детей можно сравнить с кувшином: сначала их нужно «наполнить» словами, и только после этого они «потекут через край». Только глубина кувшина и скорость наполнения у каждого своя. Одни постепенно набирают словарный запас, другие двигаются рывками – выучил, забыл, вспомнил, добавил новые слова. Третьи еще вчера ничего не говорили, а сегодня уже вовсю говорят развернутыми фразами. Быстрота «наполнения кувшина» зависит от нас, взрослых, от того, как строится наше общение…

Дайте ребенку незнакомый предмет. Малыш рассмотрит его, попробует на язык, повертит в руках, но продолжаться это будет не долго. То же самое произойдет с новой разноцветной пирамидкой. Можно давать сколько угодно игрушек, но малыш будет стремиться к такому недоступному предмету, как телефон, с которым так много «играют» взрослые, или к пульту ТV.

«Но ведь это не детские игрушки?», - скажете вы. Почему детские игрушки не всегда вызывают у малыша интерес? Могу вас уверить, таких игрушек нет. Игрушка станет любимой, и ребенок потянется к ней, если взрослый покажет, как интересно и весело можно с ней играть. Заинтересованное отношение взрослого к предмету передается ребенку. Вот почему так интересен пульт от телевизора и папин сотовый телефон. Теперь малышу мало, чтобы его просто ласкали, гладили по голове или обнимали. Ему нужен взрослый, как источник новых предметов, предметных действий и образец для подражаний. Без взрослого малыш не научится держать ложку, собирать пирамидку, возить машинку.

Если взрослый в предметном сотрудничестве будет обращаться к малышу словом, называть действия и предметы, то ребенок обязательно заговорит.

Для нас главное вовсе не в том, что ребенок научится тому, чему мы хотим его научить. Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних.

Речевые задачи необходимо решать в единстве с задачами по формированию таких качеств личности, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность.

Поэтому главной целью моей работы по активизации и развитию речи детей раннего возраста является следующее:

1. Создать ситуации для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявления собственной речевой инициативы.

2. Побудить ребенка активно использовать слово в качестве единственного адекватного средства общения.

3. Формирование у ребенка начального детского лексикона (пассивного и активного).

Создав ситуации, в которых ребенок может проявить собственную инициативу, сделать выбор, педагог тем самым дает ему возможность для проявления речевой активности. Такие ситуации можно создавать в непосредственно-образовательной деятельности, и они должны подчиняться следующим требованиям:

1. Не перенасыщайте предметную среду, постарайтесь использовать только тот игровой материал, который необходим для решения поставленных задач. Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом количестве игрушек, т. к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна заключаться в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.

2. Длительность нод, как специально организованного процесса, целесообразно ограничить до10-15 минут. Но не следует ограничивать самостоятельные инициативные действия, которые возникают у детей после. Наоборот, следует стимулировать такие действия, давая детям, возможность поиграть тем материалом, который использовался в деятельности.

3. Разговаривайте с малышом не «сверху вниз», а на одном уровне. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста…

4. Не забывайте, что маленькому ребенку свойственно постигать мир при помощи чувств, эмоций и фантазий, причем постигать его целостно, во всей полноте, а не анализировать информацию, раскладывая ее «по полочкам». Малыш должен получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире.

5. Если вы с тоскливым видом играете и поглядываете на часы, не обольщайтесь – из топора каши не получится. Занимаясь с детьми раннего возраста, мы не должны забывать о том, что эмоции подкрепляют познание и усиливают активность восприятия.

Развитие речевого общения осуществлялось мной через следующие виды деятельности:

Я начала свою работу с рассматривания, ознакомления с предметами, сравнения, называния частей, свойств, предметов. По мере узнавания дети стали все чаще задавать вопросы: "Что это?", "А что это?", "Какое?" и т. д.

Проводила д/и "Волшебная коробочка", "Чудесный мешочек", "К Мишке в гости", "Едем к кукле в гости", "Накормим куклу обедом", "Кто что делает?" и др.

Особое внимание уделяла чтению художественной литературы: потешки, песенки, стихи, сказки.

Сказки "Репка" и "Курочка ряба" мы рассказывали с использованием пальчиковых игр. Ежедневно проводили комплексы пальчиковой гимнастики.

Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, дети все более овладевали новым типом взаимоотношений со взрослым.

Дети в этом возрасте способны выполнять ряд несложных поручений - выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного и передать его другому.

В своей работе я использовала игры "Найди и принеси", "Посылка", "Передай другому", "Принеси и покажи", "Поручение" и др. Такие упражнения с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.

Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является игровая двигательная деятельность, общение со взрослыми, хороводные игры, малоподвижные игры, подвижные игры со словами; к концу года дети могли самостоятельно построить круг и организовать хороводную игру. Все это способствует развитию речи.

Результативность своей работы я отслеживала с помощью показателей –

диагностики.

Положительные результаты моей работы подтверждаются тем, что в процессе общения у детей стали проявляться первые умения монологической речи: т. е. дети могли рассказать об эмоционально значимом событии, используя выказывания из 2-3 предложений.

Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод о том, что моя работа по развитию речевого общения послужила фундаментом в дальнейшем успешном обучении детей.

Дальнейшая перспектива-это продолжать свою работу через реализацию ФГТ в младшем дошкольном возрасте.

Заниматься с ребенком – дело серьезное. Малыш приходит к нам играть, а не «заниматься». Мы, педагоги, должны организовать эту игру так, чтобы обеспечить ему активное познание. Но, а как это сделать, чтобы было и полезно, и интересно, я попыталась рассказать. Желаю вам успехов и творчества!

Публикации по теме:

Речевая, ритмическая игра «Мишка косолапый». Ранний, младший и средний возраст. Работая с детьми логопатами, придумываю, разрабатываю игры. Они, как показывает опыт, просты для восприятия.

Сенсорное развитие у детей раннего возрастаСенсорное развитие у детей раннего возраста Сенсорное развитие означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощцщений, восприятий, представлений).

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Секреты успешного развития речи в раннем возрасте
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 08:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Огород на окне «Посадили огород, посмотрите, что растет!»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Влияние...
Конспект занятия по познавательному развитию детей (сенсорика) в младшей группе...
Цель: 1. Воспитывать внимание, интерес к занятию. 2. Упражнять детей в назывании основных цветов. 3. Продолжать формировать интерес к игре с цветом,...
Конспект игровой образовательной деятельности с детьми средней группы «Детям о...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская...
Фотоотчёт о весеннем развлечении «Поможем Колобку» во второй младшей группе
Фотоотчёт весеннего развлечения "Поможем Колобку" во второй младшей группе. Дети входят в зал. Читают стихи и поют песню про весну "Золотые...