Семейная гостиная. «Готовимся к школе вместе», для родителей и детей подготовительной к школе группы

Любовь Рукавишникова
Семейная гостиная. «Готовимся к школе вместе», для родителей и детей подготовительной к школе группы

Семейная гостиная «Готовимся к школе вместе»

Цель:

- познакомить родителей с особенностями формирования психологической готовности детей к школьному обучению.

Предварительная работа: диагностика психологической готовности к школьному обучению, разучивание с детьми стихотворений о школе, оформление памятки для родителей «Ваш ребенок готов к школе (тесты, развивающие игры, мудрые мысли философов о развитии внимания, учении).

Методы и приемы: беседа, опрос, тестирование, рассказ, выступление детей, игровые упражнения совместно с детьми, применение элементов тренинга.

Материал и оборудование: методические пособия, учебники, развивающие тетради для подготовки детей к школе в уголке для родителей; памятки для родителей «Ваш ребенок готов к школе; свечка, бланки для ответов, тетрадные лисы в клетку, корректурная проба (таблички с геометрическими фигурами и образцом для выполнения, карточки для упражнения «Дорисуй фигуру» (методика О. М. Дьяченко, таблица 9 знаков к игре «Запомни и нарисуй», мяч, магнитофон, диск с веселой композицией.

Структура мероприятия:

I.Организационный момент

Расположение участников: работа в круге

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга необычным способом. Сейчас каждый из вас будет передавать свечу, которая излучает тепло. Подарите теплоту ваших сердец друг другу, передавая свечу соседу слева со словами «Меня зовут, я рада вас видеть».

II.Основная часть

Вступительная беседа:

Педагог-психолог: В течение нескольких лет вы, уважаемые родители, виделись здесь приводя и забирая своих детишек, вы стали как одна семья. У нас у всех сейчас общие цели, задачи, которые нас объединяют. Что сейчас самое главное для всех нас? (подготовить детей к школе)

- Как вы думаете, что такое «психологическая готовность к школе»?

а) Диагностический момент

Тест для родителей «А ваш ребенок готов к школе

Раздаются бланки для ответов, педагог-психолог зачитывает вопросы, родители отвечают и в результате обработки каждый индивидуально для себя определяет уровень готовности своего ребенка к школе.

б) Работа в группах

-Предлагаю вам разделиться на 4 группы. На доске список качеств, которые необходимы ребенку при поступлении в школу, вам необходимо определить их последовательность, какие качества необходимы в первую очередь, во вторую очередь и т. д.

- ответственность

- умение читать, считать, писать

- умение общаться с взрослыми и сверстниками

- самостоятельность

- настойчивость

- состояние здоровья

- умение логически мыслить

- умение организовать рабочее место

- развитие речи и памяти.

* Обсуждение качеств, выбор правильного варианта.

в) Информационный блок

Готовность к школьному обучению включает в себя необходимый уровень физического и психического развития ребенка, определенных навыков, а также обобщенных представлений об окружающем мире. В качестве компонентов психологической готовности к школе выделяются следующие сферы: мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная и произвольная.

Мотивационная сфера. Центральное место в этой сфере занимает сформированность внутренней позиции школьника как показатель его социальной зрелости и системы мотивов, проявляющихся в познавательном выборе, самоутверждении, установлении и сохранении положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная сфера. Ее готовность проявляется в определенном уровне наглядно-образного мышления, наличии элементов логического мышления, образной и смысловой памяти, произвольного внимания, необходимом уровне развития перцептивной сферы и воображения. Иначе говоря, отмечается необходимость сформированности основных познавательных процессов.

Важной предпосылкой школьного обучения являются общие интеллектуальные умения- осознание цели деятельности, поставленной взрослым, умение продумать способы ее достижения, планировать свои действия, контролировать себя во время работы, правильно оценить полученные результаты. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми и со своими сверстниками.

Коммуникативная сфера. Она фиксирует умение строить правильные взаимоотношения в совместной деятельности.

Произвольная сфера. Произвольное поведение ребенка зарождается в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры и позволяет ему подняться на более высокую ступень в своем развитии. Игра является школой произвольного поведения, так как процесс обучения в школе с самого начала опирается на определенный уровень развития этого поведения. Произвольность поведения проявляется и в тех предпосылках учебной деятельности, которые Д. Б. Эльконин выделяет в качестве показателей готовности к обучению в школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, вниманием, мышлением и памятью.

Под готовностью организма ребенка к школьному обучению рассматривается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет ребенку выдержать требования школьной жизни и учебной нагрузки. Критерием готовности в этом смысле служит работоспособность детей в течение учебного дня, учебной недели и т. д.

Готовность психических процессов проявляется в уровне сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности в данном случае выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь.

Личностная готовность к обучению в школе выражается в желании ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность, а также в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью- учением («Научусь читать, писать, решать задачи»).

в) Сообщение результатов диагностики психологической готовности детей к школе;

г) Вопросы родителей к психологу;

III. Практическая часть

Проводится совместно с детьми.

а) Дети входят в зал под песню «Учат в школе», выстраиваются и рассказывают стихи о школе.

б) Совместная работа детей и родителей (дети рассаживаются за столы напротив родителей):

1. задание: упражнение на развитие моторики и умение работать под диктовку «Узорный диктант по клеточкам» (раздаются листы в крупную клетку, под диктовку рисуем «собачку»).

2. задание: упражнение на внимание «Расставь знаки по образцу» (Шифровка Векслера).

Динамическая пауза. Музыкальная игра «Комплимент»: все танцуют в кругу под веселую композицию и передают мяч из рук в руки, музыка останавливается, в чьих руках оказался мяч, говорит комплимент соседу.

3. задание: упражнение на развитие мышления и воображения «Дорисуй фигуру» (вариант по методу Торренса, Дьяченко).

4. задание: упражнение на развитие зрительной памяти «Запомни и нарисуй» (на экране таблица с 9 знаками, за 0,5 мин запомнить знаки и зарисовать по памяти).

IV.Заключительная часть

Педагог-психолог: Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Спасибо!

• Раздать памятки для родителей «Ваш ребенок готов к школе.

Публикации по теме:

Детско-родительская студия в подготовительной группе Тема: Психологическая готовность детей к школе с применением мультимедийных презентаций. Раскрытие основных показателей готовности ребенка.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Семейная гостиная. «Готовимся к школе вместе», для родителей и детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 25 января 2013 в 20:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...