Семейная гостиная. «Готовимся к школе вместе», для родителей и детей подготовительной к школе группы

Любовь Рукавишникова
Семейная гостиная. «Готовимся к школе вместе», для родителей и детей подготовительной к школе группы

Семейная гостиная «Готовимся к школе вместе»

Цель:

- познакомить родителей с особенностями формирования психологической готовности детей к школьному обучению.

Предварительная работа: диагностика психологической готовности к школьному обучению, разучивание с детьми стихотворений о школе, оформление памятки для родителей «Ваш ребенок готов к школе (тесты, развивающие игры, мудрые мысли философов о развитии внимания, учении).

Методы и приемы: беседа, опрос, тестирование, рассказ, выступление детей, игровые упражнения совместно с детьми, применение элементов тренинга.

Материал и оборудование: методические пособия, учебники, развивающие тетради для подготовки детей к школе в уголке для родителей; памятки для родителей «Ваш ребенок готов к школе; свечка, бланки для ответов, тетрадные лисы в клетку, корректурная проба (таблички с геометрическими фигурами и образцом для выполнения, карточки для упражнения «Дорисуй фигуру» (методика О. М. Дьяченко, таблица 9 знаков к игре «Запомни и нарисуй», мяч, магнитофон, диск с веселой композицией.

Структура мероприятия:

I.Организационный момент

Расположение участников: работа в круге

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга необычным способом. Сейчас каждый из вас будет передавать свечу, которая излучает тепло. Подарите теплоту ваших сердец друг другу, передавая свечу соседу слева со словами «Меня зовут, я рада вас видеть».

II.Основная часть

Вступительная беседа:

Педагог-психолог: В течение нескольких лет вы, уважаемые родители, виделись здесь приводя и забирая своих детишек, вы стали как одна семья. У нас у всех сейчас общие цели, задачи, которые нас объединяют. Что сейчас самое главное для всех нас? (подготовить детей к школе)

- Как вы думаете, что такое «психологическая готовность к школе»?

а) Диагностический момент

Тест для родителей «А ваш ребенок готов к школе

Раздаются бланки для ответов, педагог-психолог зачитывает вопросы, родители отвечают и в результате обработки каждый индивидуально для себя определяет уровень готовности своего ребенка к школе.

б) Работа в группах

-Предлагаю вам разделиться на 4 группы. На доске список качеств, которые необходимы ребенку при поступлении в школу, вам необходимо определить их последовательность, какие качества необходимы в первую очередь, во вторую очередь и т. д.

- ответственность

- умение читать, считать, писать

- умение общаться с взрослыми и сверстниками

- самостоятельность

- настойчивость

- состояние здоровья

- умение логически мыслить

- умение организовать рабочее место

- развитие речи и памяти.

* Обсуждение качеств, выбор правильного варианта.

в) Информационный блок

Готовность к школьному обучению включает в себя необходимый уровень физического и психического развития ребенка, определенных навыков, а также обобщенных представлений об окружающем мире. В качестве компонентов психологической готовности к школе выделяются следующие сферы: мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная и произвольная.

Мотивационная сфера. Центральное место в этой сфере занимает сформированность внутренней позиции школьника как показатель его социальной зрелости и системы мотивов, проявляющихся в познавательном выборе, самоутверждении, установлении и сохранении положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная сфера. Ее готовность проявляется в определенном уровне наглядно-образного мышления, наличии элементов логического мышления, образной и смысловой памяти, произвольного внимания, необходимом уровне развития перцептивной сферы и воображения. Иначе говоря, отмечается необходимость сформированности основных познавательных процессов.

Важной предпосылкой школьного обучения являются общие интеллектуальные умения- осознание цели деятельности, поставленной взрослым, умение продумать способы ее достижения, планировать свои действия, контролировать себя во время работы, правильно оценить полученные результаты. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми и со своими сверстниками.

Коммуникативная сфера. Она фиксирует умение строить правильные взаимоотношения в совместной деятельности.

Произвольная сфера. Произвольное поведение ребенка зарождается в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры и позволяет ему подняться на более высокую ступень в своем развитии. Игра является школой произвольного поведения, так как процесс обучения в школе с самого начала опирается на определенный уровень развития этого поведения. Произвольность поведения проявляется и в тех предпосылках учебной деятельности, которые Д. Б. Эльконин выделяет в качестве показателей готовности к обучению в школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, вниманием, мышлением и памятью.

Под готовностью организма ребенка к школьному обучению рассматривается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет ребенку выдержать требования школьной жизни и учебной нагрузки. Критерием готовности в этом смысле служит работоспособность детей в течение учебного дня, учебной недели и т. д.

Готовность психических процессов проявляется в уровне сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности в данном случае выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь.

Личностная готовность к обучению в школе выражается в желании ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность, а также в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью- учением («Научусь читать, писать, решать задачи»).

в) Сообщение результатов диагностики психологической готовности детей к школе;

г) Вопросы родителей к психологу;

III. Практическая часть

Проводится совместно с детьми.

а) Дети входят в зал под песню «Учат в школе», выстраиваются и рассказывают стихи о школе.

б) Совместная работа детей и родителей (дети рассаживаются за столы напротив родителей):

1. задание: упражнение на развитие моторики и умение работать под диктовку «Узорный диктант по клеточкам» (раздаются листы в крупную клетку, под диктовку рисуем «собачку»).

2. задание: упражнение на внимание «Расставь знаки по образцу» (Шифровка Векслера).

Динамическая пауза. Музыкальная игра «Комплимент»: все танцуют в кругу под веселую композицию и передают мяч из рук в руки, музыка останавливается, в чьих руках оказался мяч, говорит комплимент соседу.

3. задание: упражнение на развитие мышления и воображения «Дорисуй фигуру» (вариант по методу Торренса, Дьяченко).

4. задание: упражнение на развитие зрительной памяти «Запомни и нарисуй» (на экране таблица с 9 знаками, за 0,5 мин запомнить знаки и зарисовать по памяти).

IV.Заключительная часть

Педагог-психолог: Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Спасибо!

• Раздать памятки для родителей «Ваш ребенок готов к школе.

Публикации по теме:

Детско-родительская студия в подготовительной группе Тема: Психологическая готовность детей к школе с применением мультимедийных презентаций. Раскрытие основных показателей готовности ребенка.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Семейная гостиная. «Готовимся к школе вместе», для родителей и детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 25 января 2013 в 20:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Опыт «Определение прозрачности снега»
Цель: учить определить, прозрачен ли снег;формировать представления детей о свойствах снега и воды , используя метод Савенкова А. И. – карточки,...
Светлый праздник! Сценарий развлечения к празднику Пасхи во второй младшей группе.
Звучит музыка. Дети входят и садятся на стульчики. Ведущий: Наступила весна, с каждым днем все теплее, и пришел самый светлый праздник Пасха. В этот день...
Танец «Грибная полька»
Танец «Грибная полька» ( музыка: Суворова-5, №8) Перед танцем: Под спокойную народную музыку выходят девочки-ёлочки и выстраиваются в кружок. Часть 1...
Рисование планет Солнечной системы мыльными пузырями. Фотоотчет детского творчества
Давно таилась в мыслях идея нарисовать планеты Солнечной системы мыльными пузырями. И вот пришло время творить вместе с воспитанниками. Ребята с большим...
Тематическая неделя: «Быть здоровыми хотим»
Тема недели: «Быть здоровыми хотим» Программное содержание: 1. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. 2....