Семейная мастерская — одна из новых практических форм сотрудничества с семьёй.

Ирина Дуркина
Семейная мастерская — одна из новых практических форм сотрудничества с семьёй.

. Семейная мастерская – одна из новых практических форм

сотрудничества с семьей.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учетов интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Семейная мастерская – это одна из практических форм работы с семьей, которая позволяет создать определенные условия для совместного творчества детей и родителей и их общения. Это такой вид организации совместного труда и творчества, когда народным традициям обучается, не только ребенок, но и другие члены семьи. Это дает возможность сблизить интересы ребенка и взрослого, дать им возможность пережить приятные минуты сотрудничества, вместе преодолевать трудности и радоваться успехам.

«Куклы из бабушкиного сундучка», именно под таким названием, вот уже семь лет существует в МБДОУ ЦРР №7 «Аннушка» города Нарьян-Мара семейная мастерская. Участники мастерской - дети и родители подготовительной группы. Они мастерят кукол и погружаются в историю и традиции русского народа. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными русскими куклами дает возможность познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа. Кукла является частью культуры всего человечества, сохраняя в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной куклы. Для того, что бы привлечь детей и родителей, мы приглашаем на первое занятие коллекционера рукотворных кукол, специалиста Этнокультурного центра. Рассказ о куклах из прошлого, о том, как и для чего их создавали, увлекает и появляется желание сделать куклу своими руками. И на первом же занятии мы делаем куклу Пеленашку. Считалось, что это первая кукла ребенка. Без единого шва мама сворачивала куколку из старых тряпиц и укладывала ее в колыбельку ребенка. Пеленашка считалась оберегом для малыша. В дальнейшем участники мастерской изготавливают масленичную куклу, куклу-скрутку, куклу в русском костюме. Темы следующих занятий: «Первый стежок, как первый шажок», «Сошьем рубашку для куколки», «Русская коса- девичья краса», «Сошьем кукле сарафан», «Что за чудо эти сказки», «Народными умельцами славится Россия».

Программа семейной мастерской «Куклы из бабушкиного сундучка» рассчитана на два месяца. Один раз в неделю в вечернее время собираются дети их родители в изостудии. Это могут братья и сестры, бабушки, дедушки. Количество участников не уменьшается, а растет с каждым годом. Интерес к рукоделию проявляется не только у девочек, но и у мальчиков.

Каждое занятие состоит из двух частей. Первая включает в себя познавательный материал в виде беседы или рассказа педагога, сопровождается конкурсами среди детей, или родителей. Мы рассказываем сказки, знакомимся с пословицами, отгадываем загадки, знакомимся с предметами быта, традициями русского народа. Вторая часть занятия - поэтапное обучение изготовлению куклы. Основная работа по шитью куклы ложится в основном на взрослого, а дети оказывают посильную помощь: делают бусы, плетут пояс, помогают в раскройке, делают свои первые шаги в процессе шитья. А также наблюдают за работой взрослого, общаются. Наши посиделки не обходятся без русских народных игр: «Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко». Во время работы семейной мастерской изостудия превращается в русскую избу. К каждому занятию готовятся выставки и экспозиции: платки, шали, предметы декоративно-прикладного искусства, народные игрушки. Мы пропагандируем русский костюм, поэтому занятия руководитель ведет в русском сарафане, а дети в сарафанах и в рубахах – косоворотках выступают на празднике. Стало традицией приглашать гостей на наши посиделки. Это и коллекционер кукол, и специалист музея «Пустозерск», и бывшие наши участники (уже ученики) приходят к нам в гости с интересным познавательным материалом. Одна из бывших участниц нашей «Семейной мастерской», ученица 5класса вместе со своей мамой изучают историю своей семьи. И на одном из занятий она рассказала историю наперстка - реликвии их семьи. Очень интересно было увидеть предметы из прошлого, узнать их историю. Эти встречи, я думаю, будут традиционными. Может быть, этот рассказ натолкнет кого- то на изучение истории своей семьи. Все это вносит разнообразие и подпитывает интерес детей и взрослых.

Заключительным аккордом, итогом работы является праздник «Именины кукол». Гости праздника родители и дети старших групп. Ведь именно они на следующий год будут шить кукол. Таким образом, осуществляется преемственность в работе семейной мастерской. На празднике мы прославляем наших рукодельниц и их родителей. Они радуют гостей частушками, плясками, своими куклами. Праздник получается яркий, красочный и семейный. На пятилетие нашего кружка приходили выпускники (ученики 3-4класса) со своими куклами. И очень приятно, что некоторые ребята продолжают заниматься рукоделием, а куклы хранятся в их семьях.

В связи с большой потребностью и заинтересованностью детей старшего возраста возникла необходимость создания семейной мастерской «Веселые мукосольки» для детей старших групп и их родителей. На занятиях дети и родители знакомятся с историей возникновения техники лепки из соленого теста -тестопластики. Они учатся окрашивать тесто, делать поделки и сувениры: подсвечник, новогодний сувенир-змейка, угощение для кукол. В начале занятия мы ведем познавательные беседы: «Откуда на стол пришла мука», «Хлеб всему голова». Узнаем новые пословицы о хлебе, учимся бережному отношению к хлебу. Дети знакомятся с профессиями: хлебороба, тракториста, пекаря, комбайнера. На занятии детям нравиться переодеваться в пекарей: колпак, фартук. На одном из занятий мы знакомимся с профессией дизайнера, создавая своими руками карандашницу и фоторамку. На протяжении занятия дети вместе с родителями отгадывают загадки, играют, мастерят поделки, расписывают их. Коллективная работа по сказке «Теремок» получилась, благодаря участию всех, каждая семья делала своего героя. Родители и дети проявили свою выдумку и фантазию. Анкетирование родителей показало большую заинтересованность родителей. И главной причиной участия было желание общения с ребенком. «На таких занятиях родители и дети становятся ближе друг к другу» - написала одна мама.

Дети и родители с хорошим настроением уходят домой, а дети с нетерпением ждут следующего занятия.

И. В. Дуркина воспитатель ИЗО, МБДОУ ЦРР №7 «Аннушка»

Семейная мастерская — одна из новых практических форм сотрудничества с семьёй.
Публикации по теме:

Презентация, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года. Цель презентации: дальнейшее повышение качества и эффективности патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Основные задачи:.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Семейная мастерская — одна из новых практических форм сотрудничества с семьёй.
Опубликовано: 5 февраля 2013 в 08:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Вот и лето пришло! Наш участок!
Здравствуйте уважаемые коллеги. Вот и к нам на север пришло солнечное, жаркое лето. Еще весной, в огороде на окне, мы с детьми выращивали цветы, чтоб...