Лучший педагог года

Семейная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка

Анна Бастрыкина
Семейная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка

А. Ю. Бастрыкина

Т. В. Беркетова

Ребенок. Он уникален от природы! Кто поможет ему раскрыться? Воспитатели, которые окружают его заботой и любовью. Педагоги, которые обучают основам наук. Но главное - это родители, самые близкие и любимые люди. Как ребенок проживет дошкольное детство, как сложится его дальнейшая жизнь, зависит именно от них.

Организация семейной проектной деятельности помогает привлечь родителей к проведению совместных с детьми домашних исследований под руководством воспитателя. Новая форма отношений, которая возникает между родителями и детьми, помогает ребенку обрести уверенность в своих силах, а родителям - понять позицию малыша, открывающего впервые для себя законы природы и устройства мира.

Публикация «Семейная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка» размещена в разделах

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок, придя в школу, был успешным. По какому же пути двигаться, чтобы достичь этого? Один путь достаточно простой и эффективный - накопление знаний. Другой - более сложный и долговременный. Но именно он помогает ребенку в совместных исследованиях почувствовать себя маленьким ученым в познании окружающего мира. И чем ближе в данный момент находятся родители, тем успешнее будут дети.

Поможет ли взаимодействие с родителями стимулировать познавательный потенциал детей?

Данная проблема рассматривалась многими педагогами и психологами. Отечественный ученый Натан Лейтес [1; 64] утверждал, что именно исследовательское деятельностное поведение является важным источником формирования представлений детей о мире и сожалел, что эту особенность детей психологи редко учитывают в дошкольных учреждениях. Такое поведение формируется при организации совместной деятельности взрослого и ребенка.

Российский педагог и психолог Светлана Бондаренко [2; 18] акцентировала внимание на отношениях взрослого и ребенка. По ее мнению, детские вопросы – это стимул к организации работы по совместному поиску ответов на них. Ведь дело не столько в ответах на вопрос, сколько в процессе размышления над ними.

С опорой на исследования ученых была определена система работы в рамках создания семейных проектов. В своей основе она опирается на концептуальные положения, которые, с одной стороны, определяют необходимость использования исследовательских методов для формирования познавательного отношения детей к миру, а с другой, – вовлечение детей в совместную деятельность. При этом целью является организация партнерских, детско-родительских отношений в процессе реализации семейных проектов.

Задачи моей работы определяются направлениями развития специальных исследовательских умений и навыков у участников проектной деятельности. Последовательность работы над проектом позволяет систематизировать ход действий. Это способствует развитию у ребенка разнообразных интегративных качеств личности.

От личной позиции родителей по отношению к участию в образовательном процессе зависит, насколько раскроется ребенок, проявятся его способности. Именно это и помогло мне определить стратегию деятельности с семьями - создание ситуаций погружения родителей в образовательный процесс, которые и определяют возникновение у них ответственности за воспитание и развитие ребенка. При этом они осознают важность и значимость новых взаимоотношений со своим ребенком. Первые участники семейной проектной деятельности – это наши первопроходцы, которые активизировали и другие семьи.

Взрослые родители и педагоги сопровождают ребенка в процессе его роста и развития. Какой многогранной становится личность ребенка! В процессе семейной проектной деятельности ребенок становится сильным, активным, общительным, самостоятельным, понимающим, знающим, умеющим, рассудительным, целеустремленным.

Итак, семейная проектная деятельность позволяет выявить и реализовать скрытые способности и задатки детей. Совместная работа над проектом способствует укреплению связи поколений.

1. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. - М. : Педагогика, 2000.

2. Бондаренко С. М. Учите детей сравнивать. — М., 1981.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Эссе «Я — вторая мама!» «Мама, мама», - слышу я каждый день, работая в детском саду с самыми маленькими. Как приятно и трогательно это слышать от маленьким беззащитных.

Занятие-беседа «самые любимые члены семьи» во 2 младшей дошкольной группе Мку СРЦ «Наш дом» для несовершеннолетних детей. Занятие – беседа «Самые любимые (члены семьи)» Цель. Закрепить представление о самых близких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 14:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД