Семейное воспитание детей раннего возраста (консультация для родителей)

Альбина Сафиуллина
Семейное воспитание детей раннего возраста (консультация для родителей)

Семейное воспитание детей раннего возраста (псохолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада)

Ныне формируются новые подходы к интеграции общественного и семейного воспитания детей раннего возраста, учитывающие социально-экономические и нравственно-духовные преобразования в жизни нашего общества. Необходимость такой интеграции в настоящее время диктуется объективными обстоятельствами жизни, влияние которых может сделать маленького ребенка жертвой социализации. Так нагрузки, испытываемые членами семей из-за экономического положения, социальной напряженности, представляют сегодня реальную опасность, способную помешать полноценному развитию и социализации детей раннего возраста в семье. Особенно опасна родительская авторитетность, проявляющаяся в применении наказаний, унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб. Проблема нарушения прав ребенка в семье указывает на огромное число молодых родителей, оказавшихся социально и психологически беспомощными воспитателями и - осознанно и неосознанно - скрывающих эту беспомощность за приказами и понуканиями, нотациями угрозами. Известно, что именно мать является первой социальной средой для ребенка раннего возраста и своеобразной стартовой основой всей последующей психической деятельности, т. е. основой здоровой психики.

Как же складывается каждодневное общение с ребенком в семье? Готового рецепта воспитания нет. В каждой семье свои особые, неповторимые взаимоотношения с малышом. Семьи бывают разные: полные и неполные, многодетные и с одним ребенком, конфликтные и благополучные. В каждой семье может быть свой тип воспитания. Психологи выделяют несколько типов воспитания, которые существуют в семье по разному влияют на развитие личности. Рассмотрим, как влияет тот или иной тип воспитания на развитие личности ребенка. Возможно, это даст толчок вашим размышлениям о собственной семье, о воспитании малыша в ней: какой я родитель? Что я делаю? Что требую от своего ребенка?

Итак, какие же типы воспитания существуют в семье? Заметим, что «чистых» типов не бывает. Они выделены по преобладающему характеру отношений родителей и детей.

Весьма распространен авторитарный тип воспитания, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку, требование беспрекословного подчинения, неприятие индивидуальности малыша. Подобное отношение к ребенку строится на незыблемости собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие родители часто используют наказание, жесткий контроль (ты будешь делать так. как я скажу). Варианты разрешения разногласий родителями не принимаются и не обсуждаются. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка («Я плохой, никому не нужен») сниженная активность, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками.

Опекающий тип воспитания. Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух вариантах: потворствующая и доминирующая.

При потворствующей гиперопеке ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом неважно, как он себя ведет. В обращениях родителей к ребенку преобладает умиленный тон. При подобном воспитании малыш привыкает быть в центре внимания. У него развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит, отвергаемым и одиноким.

При доминирующем типе гиперопеки из-за желания оградить ребенка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. Последствием этого воспитания является формирование у малыша таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость.

Пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются, не контролируют его и даже избегают контактов. В этом случае у ребенка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность. Он малоактивен, часто делает вид. что не может выполнить поручение, хотя оно ему по силам (феномен выученной беспомощности, возможен и неустойчивый тип поведения (ребенок может быть импульсивным, упрямым и т. п.).

Благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. Родители одобряют малыша, его интересы. Они пытаются помочь ему в решении проблем, при этом совместно с ребенком обсуждаются варианты разрешения. Контроль носит помогающий характер. Ограничения в поведении также обговариваются, а малыш принимает их как справедливые. При подобном воспитании ребенок проявляет активность, инициативность, самостоятельность. Он доброжелателен, что помогает ему легко вступать в контакты со сверстниками, взрослыми.

Следует отметить, что негибкий доминирующий тип вос-питания формирует, навязывает малышу определенный тип по-ведения (в психологии это называется психологической ролью).

Рассмотрим некоторые из этих ролей (При описаний ролей использованы материалы А. Б. Добрович).

«Кумир семьи» — малыш, чувствуя такое отношение, стре-мится быть всегда в центре внимания и требует этого. Для привлечения внимания к себе он использует шалости, неумные слезы, капризы и т. п. Он трудно переживает свои неуспехи, ревнив к успехам других детей, нередко поэтому агрессивен. Здесь кроются истоки зависти - чувства, с которым человеку тяжело жить. А самое главное - зависть тормозит развитие.

«Паинька» - как правило, это воспитанный, послушный, примерный ребенок. Его родители пытаются сделать из малыша предмет гордости. Когда ему не удается быть примерным и он встречает неодобрение, то начинает заискивать перед родителями. Так может сформироваться неискренность, двуличие и желание казаться всегда хорошим. Такой ребенок в погоне за одобрением легко подвергается любому влиянию, как хорошему, так и плохому.

«Болезненный ребенок» - это еще одна роль малыша. Долго болевший выздоравливает, а в семье по-прежнему считают его больным. Родители продолжают его опекать, потворствовать всем прихотям. Малыш привыкает все получать легко, без усилий. Испытывает трудности в общении со взрослыми и с детьми, неуверен в себе, тревожен, обидчив. В семье бывает и так называемый «ужасный ребенок». В этих случаях ребенок воспринимается взрослыми как источник постоянных хлопот, напряженности. Эта роль имеет много разновидностей.

Если малыш непослушен, своеволен, действует взрослым (по их мнению) назло, то в семье его воспринимают как «мучителя». Малыш становится непредсказуемо упрямым, обидчивым. Но иногда «ужасный ребенок» превращается в «забитого». Он постоянно испытывает страх наказания за любое высказывание, любой поступок. Этот же ребенок может оказаться в роли «путающегося под ногами». Он чувствует что всем мешает, вызывает у домашних одно раздражение и массу всевозможных замечаний. Это формирует у малыша неверие в свои собственные силы, замкнутость.

Важно, чтобы родители помнили, что малыш может быть и «кумиром» и чьим-то «сокровищем», а через некоторое время и «ужасным ребенком». Но это все мимолетно. Главное, что его любят и он может быть помощником, участником беседы, со-ветчиком. Важно не то, какие роли приготовлены для малыша взрослыми, а образец для подражания. Образцом для подражания являетесь вы.

Быть родителем - тяжелый труд. Родительские способности проявляются не сразу. Помните, что воспитание нельзя свести к схеме, в которой мы только воздействуем, а ребенок получается - «и ребенок нас воздействует, и мы получаемся» (В. Леви).

Воспитание - это как лесенка, по которой поднимаются двое: взрослый и ребенок. Преимущество взрослого лишь в опыте. А секрет лесенки состоит в том. что взрослый и ребенок вместе, но каждый самостоятельно преодолевает ступеньку за ступенькой. На каждой ступеньке у вас как родителя будут успехи и неудачи. Вы почувствуете, что на какой-то из них вам легко быть родителем, а на какой-то трудно, а на какой и трудно и легко.

Учитесь на трудностях, когда чувствуете, что поступили как родитель не лучшим образом. А для этого иногда полезно останавливаться и смотреть, чего достигли вы и ваш малыш. Тогда воспитанием становится не набором хаотичных действий, а осознанным процессом познания себя и своего малыша.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Положение о школе «Молодая семья» 1. Общие положения: 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Семейное воспитание детей раннего возраста (консультация для родителей)
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 16:32
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть1
Здравствуйте, уважаемые маамовцы. Сегодня хочу показать фотоотчет нашей поездки в г. Клин на фабрику ёлочных игрушек. Замечательное и волшебное место! В...
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...