Семейное воспитание детей раннего возраста (консультация для родителей)

Альбина Сафиуллина
Семейное воспитание детей раннего возраста (консультация для родителей)

Семейное воспитание детей раннего возраста (псохолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада)

Ныне формируются новые подходы к интеграции общественного и семейного воспитания детей раннего возраста, учитывающие социально-экономические и нравственно-духовные преобразования в жизни нашего общества. Необходимость такой интеграции в настоящее время диктуется объективными обстоятельствами жизни, влияние которых может сделать маленького ребенка жертвой социализации. Так нагрузки, испытываемые членами семей из-за экономического положения, социальной напряженности, представляют сегодня реальную опасность, способную помешать полноценному развитию и социализации детей раннего возраста в семье. Особенно опасна родительская авторитетность, проявляющаяся в применении наказаний, унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб. Проблема нарушения прав ребенка в семье указывает на огромное число молодых родителей, оказавшихся социально и психологически беспомощными воспитателями и - осознанно и неосознанно - скрывающих эту беспомощность за приказами и понуканиями, нотациями угрозами. Известно, что именно мать является первой социальной средой для ребенка раннего возраста и своеобразной стартовой основой всей последующей психической деятельности, т. е. основой здоровой психики.

Как же складывается каждодневное общение с ребенком в семье? Готового рецепта воспитания нет. В каждой семье свои особые, неповторимые взаимоотношения с малышом. Семьи бывают разные: полные и неполные, многодетные и с одним ребенком, конфликтные и благополучные. В каждой семье может быть свой тип воспитания. Психологи выделяют несколько типов воспитания, которые существуют в семье по разному влияют на развитие личности. Рассмотрим, как влияет тот или иной тип воспитания на развитие личности ребенка. Возможно, это даст толчок вашим размышлениям о собственной семье, о воспитании малыша в ней: какой я родитель? Что я делаю? Что требую от своего ребенка?

Итак, какие же типы воспитания существуют в семье? Заметим, что «чистых» типов не бывает. Они выделены по преобладающему характеру отношений родителей и детей.

Весьма распространен авторитарный тип воспитания, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку, требование беспрекословного подчинения, неприятие индивидуальности малыша. Подобное отношение к ребенку строится на незыблемости собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие родители часто используют наказание, жесткий контроль (ты будешь делать так. как я скажу). Варианты разрешения разногласий родителями не принимаются и не обсуждаются. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка («Я плохой, никому не нужен») сниженная активность, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками.

Опекающий тип воспитания. Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух вариантах: потворствующая и доминирующая.

При потворствующей гиперопеке ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом неважно, как он себя ведет. В обращениях родителей к ребенку преобладает умиленный тон. При подобном воспитании малыш привыкает быть в центре внимания. У него развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит, отвергаемым и одиноким.

При доминирующем типе гиперопеки из-за желания оградить ребенка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. Последствием этого воспитания является формирование у малыша таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость.

Пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются, не контролируют его и даже избегают контактов. В этом случае у ребенка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность. Он малоактивен, часто делает вид. что не может выполнить поручение, хотя оно ему по силам (феномен выученной беспомощности, возможен и неустойчивый тип поведения (ребенок может быть импульсивным, упрямым и т. п.).

Благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. Родители одобряют малыша, его интересы. Они пытаются помочь ему в решении проблем, при этом совместно с ребенком обсуждаются варианты разрешения. Контроль носит помогающий характер. Ограничения в поведении также обговариваются, а малыш принимает их как справедливые. При подобном воспитании ребенок проявляет активность, инициативность, самостоятельность. Он доброжелателен, что помогает ему легко вступать в контакты со сверстниками, взрослыми.

Следует отметить, что негибкий доминирующий тип вос-питания формирует, навязывает малышу определенный тип по-ведения (в психологии это называется психологической ролью).

Рассмотрим некоторые из этих ролей (При описаний ролей использованы материалы А. Б. Добрович).

«Кумир семьи» — малыш, чувствуя такое отношение, стре-мится быть всегда в центре внимания и требует этого. Для привлечения внимания к себе он использует шалости, неумные слезы, капризы и т. п. Он трудно переживает свои неуспехи, ревнив к успехам других детей, нередко поэтому агрессивен. Здесь кроются истоки зависти - чувства, с которым человеку тяжело жить. А самое главное - зависть тормозит развитие.

«Паинька» - как правило, это воспитанный, послушный, примерный ребенок. Его родители пытаются сделать из малыша предмет гордости. Когда ему не удается быть примерным и он встречает неодобрение, то начинает заискивать перед родителями. Так может сформироваться неискренность, двуличие и желание казаться всегда хорошим. Такой ребенок в погоне за одобрением легко подвергается любому влиянию, как хорошему, так и плохому.

«Болезненный ребенок» - это еще одна роль малыша. Долго болевший выздоравливает, а в семье по-прежнему считают его больным. Родители продолжают его опекать, потворствовать всем прихотям. Малыш привыкает все получать легко, без усилий. Испытывает трудности в общении со взрослыми и с детьми, неуверен в себе, тревожен, обидчив. В семье бывает и так называемый «ужасный ребенок». В этих случаях ребенок воспринимается взрослыми как источник постоянных хлопот, напряженности. Эта роль имеет много разновидностей.

Если малыш непослушен, своеволен, действует взрослым (по их мнению) назло, то в семье его воспринимают как «мучителя». Малыш становится непредсказуемо упрямым, обидчивым. Но иногда «ужасный ребенок» превращается в «забитого». Он постоянно испытывает страх наказания за любое высказывание, любой поступок. Этот же ребенок может оказаться в роли «путающегося под ногами». Он чувствует что всем мешает, вызывает у домашних одно раздражение и массу всевозможных замечаний. Это формирует у малыша неверие в свои собственные силы, замкнутость.

Важно, чтобы родители помнили, что малыш может быть и «кумиром» и чьим-то «сокровищем», а через некоторое время и «ужасным ребенком». Но это все мимолетно. Главное, что его любят и он может быть помощником, участником беседы, со-ветчиком. Важно не то, какие роли приготовлены для малыша взрослыми, а образец для подражания. Образцом для подражания являетесь вы.

Быть родителем - тяжелый труд. Родительские способности проявляются не сразу. Помните, что воспитание нельзя свести к схеме, в которой мы только воздействуем, а ребенок получается - «и ребенок нас воздействует, и мы получаемся» (В. Леви).

Воспитание - это как лесенка, по которой поднимаются двое: взрослый и ребенок. Преимущество взрослого лишь в опыте. А секрет лесенки состоит в том. что взрослый и ребенок вместе, но каждый самостоятельно преодолевает ступеньку за ступенькой. На каждой ступеньке у вас как родителя будут успехи и неудачи. Вы почувствуете, что на какой-то из них вам легко быть родителем, а на какой-то трудно, а на какой и трудно и легко.

Учитесь на трудностях, когда чувствуете, что поступили как родитель не лучшим образом. А для этого иногда полезно останавливаться и смотреть, чего достигли вы и ваш малыш. Тогда воспитанием становится не набором хаотичных действий, а осознанным процессом познания себя и своего малыша.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Положение о школе «Молодая семья» 1. Общие положения: 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Семейное воспитание детей раннего возраста (консультация для родителей)
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 16:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....