Семейный праздник «Колокола и веселые колокольчики»

Людмила Фролова
Семейный праздник «Колокола и веселые колокольчики»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас сегодня в гостях необычный гость – колокольчик. Вот он какой: большой, нарядный, блестит, завязал бантик и голос у него звонкий, задорный, весёлый (показываю колокольчик). Колокольчик можно назвать одним из символов России. Он появился на Руси очень давно: 1000 лет назад. С тех пор колокольчик так прочно вошёл в нашу жизнь, и мы часто встречаем его у коровы на шее (чтобы было легче искать, когда потеряется(2слайд, на корабле (колокол отбивает время(3слайд, на рыбалке(4слайд, на двери (вместо звонка(5 слайд, в школе(6 слайд, у клоуна на шапочке, на одежде (веселит людей(7 слайд, в храме на колокольне(8 слайд, есть колокольчик музыкальный, он украшает музыку (позвенеть, ёлочные украшения в виде колокольчиков (показать); колокольчик у лошадей на дуге(9 слайд);

1 родитель: Первыми повесили колокольчики на дугу в почтовых повозках и санях, почтовой тройке все должны были уступать дорогу, вот и звенели колокольчики, оповещая о приближении почтовой тройки. Ездоков старой России обязательно сопровождала музыка колокольчика, подвешенного под дугой лошадиной упряжи. Утверждают, будто звуки колокольчика помогали лошадям бежать дружно, подчиняясь единому ритму. Еще звон колокольчика служил аккомпанементом для песен ямщика (возницы)веселых и грустных. Есть колокол – памятник – Царь- колокол. (10 слайд);

2 родитель: Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров.

Воспитатель: Считалось, что особый, нежный звон колокольчиков сопровождает появление ангелов. (Показать колокольчик в виде ангела)

Видно, вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

Вместе с нашим колокольчиком в гости пришли его братья – колокольчики: колокольчик глиняный, колокольчик деревянный, колокольчик маленький металлический. (Позвенеть ими)

(1 ребенок) Путь он кроха и юнец

Колокол – его отец -

Музыкальный инструмент

Нужный всем в любой момент

(2 ребенок) Колокольчик хрупок, статен

Не подумаешь, что он

Царю – колоколу братец

Хоть с Валдая привезён,

А как только заиграет

Перезвон со всех сторон,

Ну – ребята, мы покажем,

Что, способен делать он!

(3 ребенок) Раздается перезвон -

Колокольчиков трезвон.

Ты играй, не отставай,

Точно ритм передавай.

Сейчас мы будем с вами большим оркестром колокольчиков и украсим музыку. (Игра на колокольчиках под музыку «Сказочные колокольчики». Сначала играют дети, потом родители)

3 родитель: По названию этих замечательных музыкальных инструментов получили свое название цветы — за венчик, по форме напоминающий колокольчик. В народе верили, что цветы колокольчики, как и музыкальные колокольцы, обладают способностью издавать тихий звон (слайд 11). Если цветы колокольчики получили свое название за сходство с музыкальными инструментами, церковные колокола, согласно легенде, ведут свое происхождение от цветов. Рассказывают, будто гуляя по лесу, один благочестивый епископ услышал едва различимый, но мелодичный и приятный звон. Этот звон издавали лесные колокольчики, качающиеся на полянке под легким ветерком. Епископ преисполнился ликованием и, вернувшись домой, повелел отлить из меди гигантский цветок колокольчика. Его укрепили под крышей собора. Так появился первый церковный колокол, созывающий людей на церковную службу (слайд12).

4 родитель: К колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. Нам достались полные загадок и таинства рассказы, сказки, предания и былины о колоколах. У колоколов, как у людей, своя судьба. Их одушевляли, сравнивали с человеком. Даже части колокола называли, как части тела человека: тулово, ухо, язык. (слайд13). Русские колокола имели форму усечённого конуса или металлической чаши, перевёрнутых вверх дном. Внутри чаши по центру на серьгу подвешивался металлический «язык». У «языка» внизу есть утолщение, называемое «яблоком». Звонарь дергал за веревку, привязанную к «яблоку», «яблоко» ударяло по стенке чаши, и та издавала звук. Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. (слайд14)

5 родитель: Колокол в древней Руси имел большое значение. Ударом колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник. Со звуком колокола в России проходили многие события: народные собрания, праздники, обряды, бедствия – набат, возвращение воинов, встреча высоких гостей, они указывали путь странникам. (слайд15)

6 родитель: Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Красный и т. д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю всем поиграть с колокольчиками.

«Жмурки с колокольчиком»

Все становятся в круг. В центре круга два-три играющих и жмурка. У всех активных игроков завязаны глаза. У жмурки колокольчик. Жмурка ловит других «слепцов». Те узнают о его приближении по звону колокольчика. Чтобы игра была напряженной и безопасной, внешний круг не должен быть очень большим. А стоящие в кругу должны хранить абсолютную тишину — чтобы был слышен звон колокольчика.

«Колокольчик и платочек»

Дети стоят в кругу. Водящий с платочком в центре круга, у ведущего игру — колокольчик. Дети идут по кругу вправо, а водящий двигается по внутреннему кругу влево. Все напевают или нараспев произносят считалку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо: птички летят,

Колокольчики звенят!

С окончанием фразы водящий останавливается, поворачивается лицом к двум стоящим рядом игрокам и произносит их имена. Ведущий звонит в колокольчик. Дети, чьи имена назвали, бегут по внешней стороне круга в разные стороны. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять платочек у водящего и поднять его вверх. Тот, кто добыл платочек, становится водящим.

Воспитатель: Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.

(4 ребенок)

Громко колокол поёт

В колокольнях он живёт

Людям музыка его

Ближе и родней всего.

(5 ребенок)

Е. Шкловский:

«Слышу вас, колокола, над землею,

Против горя. Против зла вы со мною

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать — Россия!»

7 родитель: Самый главный из церковных звонов - "Благовест". Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". В этом звоне слышится призыв: "К нам, к нам, к нам". В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: "В светлую седмицу, кто не звонарь".

(6 ребенок)

С. Есенин «Пасхальный благовест»

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

С. Есенин (Сава, Настя Ш.)

(Слушаем аудиозапись «Благовест»)

8 родитель: Перезвон — более сложный по сравнению с благовестом. Перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый, начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во все", и так повторяют много раз.

(7 ребенок)

В. Шамонин "Колокола"

Хорошо на колокольне позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней, чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье, этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон.

(Слушаем аудиозапись: перезвон)

(8, 9 ребенок)

Колокольный перезвон?

Слышен он со всех сторон!

Что случилось? Не пойму!

Может это не к добру?

Что вы, что вы – этот звон

Нам напомнил об одном…

Колокольный перезвон

Слышен он со всех сторон

Весь народ к себе зовёт,

Он - добро нам всем несёт!

9 родитель: Трезвон — наиболее сложный по сравнению с другими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

(Слушаем аудиозапись: трезвон)

10 родитель:

Галина Куткова "Русь колокольная"

Русь во все века в колоколах!

И звенит с заката до рассвета

В «вечевых», «разгонных», «вещунах»

В каждом звоне есть своя примета.

Им встречали дорогих гостей,

Возвещали свадьбы, смерти, казни,

Был помощником он всех царей

«Ратный», «вестовой»-

Всё время разный!

«Праздничный», «сплошной» и «проводной»,

«пленный», «карноухий» и «осадный»,

То чужой, а то такой родной…

С радостью и болью. Очень разный!

Колокольный звон, как Божий спас!

Возвещал рожденья и утраты.

Звук его - соцветие дивных фраз,

Наши больно – памятные даты.

Судьбы вечевых колоколов

Чем-то схожи с судьбами людскими,

Что с церковных смотрят куполов

В грустные глаза моей России.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с разными видами колоколов и колокольчиков, со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких. Желаю вам, дети, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести. Колокол – это частичка истории России. Колокол – это произведение литейного мастерства и искусства. Колокол – и музыкальный инструмент и лекарь. Колокол – это душа русского человека: открытая и широкая. Так пусть же в наших сердцах зазвенит сегодня колокол возрождения, колокол будущего!

(Звучит музыка колокола и флейты)

Публикации по теме:

Колокольчик позвонит, счатье в дом прилетит!!Колокольчик позвонит, счатье в дом прилетит!! Добрый вечер! Всегда считалось. что звон колокольчика, колокола приносит в дом радостную весть. А сегодня, накануне светлого праздника.

Конкурс для детей и родителей детского сада «Веселый колокольчик»Конкурс для детей и родителей детского сада «Веселый колокольчик» В процессе реализации проекта "Музыканты среди нас" в нашем дошкольном учереждении проходил конкурс для детей и родителей "Веселый колокольчик".

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
Семейный праздник «Колокола и веселые колокольчики»
Опубликовано: 22 марта 2013 в 22:24
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...