Семейный проект по ОБЖ для дошкольников «Безопасная железная дорога — детям»

Наталья Волоснова
Семейный проект по ОБЖ для дошкольников «Безопасная железная дорога — детям»

Воспитатель:

Волоснова Н. В.

Паспорт проекта.

Тема проекта: "Безопасная железная дорога - детям"

(формирование знаний о правилах поведения детей дошкольного возраста на железной дороге и железнодорожном транспорте)

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей, сотрудников РЖД.

Цель проекта: создать условия для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленного на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах поведения на жд.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил безопасного поведения на железной дороге.

2. Прививать детям практические навыки ориентирования в опасной ситуации через информативно-поисковую деятельность.

3. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах безопасного поведения на железной дороге.

4. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

5. Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.

6. Активизировать работу по пропаганде правил безопасного поведения и образа жизни среди детей, родителей, общественности.

7. Организовать активное взаимодействие детского сада с учреждениями и предприятиями ОАО “Российские железные дороги” в макросоциуме.

Образовательная область: познавательное развитие детей, направленное на удовлетворение социальных интересов.

Прогнозируемый результат:

Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;

Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на железной дороге;

Гуманизация связи семьи с сотрудниками ДОУ, с сотрудниками РЖД;

Привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге;

Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге, но также привлекать к этому сверстников, окружающих людей.

Срок реализации: сентябрь 2011г. - май 2013 г.

Место события: НДОУ «Детский сад № 94 ОАО «РЖД», г. Кропоткин, Краснодарского края.

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет,

родители воспитанников,

воспитатели группы «Берёзка»,

социальный педагог,

сотрудники РЖД (оператор ПТО Троицкая Евгения Александровна, машинист Нырков)

инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель,

заместитель по административно-хозяйственной работе,

старший воспитатель,

заведующий ДОУ.

Этапы проекта:

1 этап – старшая группа (дети 5-6 лет)

2 этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет)

Проблема: Ежегодно в мире случаются тысячи аварий и катастроф, в которых гибнут люди. Какой вид транспорта считается наиболее безопасным для передвижения? Трудно сказать. И самолеты часто падают, и машины сталкиваются, и даже велосипедисты попадают в ДТП. Опасность подстерегает человека на каждом шагу, и железная дорога тому не исключение. Мы пользуемся этим видом транспорта очень часто, значит, считаем его гарантом безопасности. А безопасность, как известно, есть защита от опасности.

Мы живем в интереснейший период. Еще, казалось бы, недавно на железной дороге вовсю использовались медлительные по современным меркам паровозы. А сегодня можно говорить, что на железной дороге действительно наступил XXI век – «полетел» «Сапсан». Его время в пути – менее 4 часов.

Мы имеем сегодня совершенно другую, мощную и высокопроизводительную строительную технику, в том числе и на железнодорожном ходу, которая позволяет вести укладку кабеля бестраншейным способом, делать «проколы» под полотном, устанавливать светофоры. Изменилась и устанавливаемая аппаратура автоматики, возросла ее надежность, управляемость, существенно уменьшились габариты. Но тогда почему гибнут люди?

На мой взгляд, они просто не соблюдают элементарных правил поведения на дорогах. Мы пренебрегаем своей безопасностью. Причем как взрослые, так и дети.

Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста,а также их родителей навыков безопасного поведения на железной дороге. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на проблемную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектов. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на железной дороге реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.

Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков безопасного поведения.

Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного поведения на жд, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Новизна: система деятельности воспитателя Волосновой Н. В. в группе «Берёзка» по овладению детьми базовыми правилами безопасного поведения на железной дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу воспитателей и коллектива образовательного учреждения.

Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:

1. Семейный кодекс РФ

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 65. Осуществление родительских прав

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 38

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Статья 43

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

2. Декларация прав человека РФ

Статья 26

Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира

Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

ЧАСТЬ III Статья 13

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

4. Закон об образовании РФ

Статья 13. Устав образовательного учреждения.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.

Материально-техническое обеспечение

- Оборудование уголков безопасности на жд в группе

- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

- Приобретение необходимого дидактического материала

- Создание видеотеки, картотеки по безопасности на жд

- Обеспечение условий для предупреждения травматизма

- Реконструкция “Дорожки безопасности” на участке НДОУ

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы НДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.

Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, конкурсов, бесед, экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал, мультфильмы, видеоролики опасных ситуаций, плакаты по ОБЖ. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, заочное общение, выполнение совместных домашних заданий с детьми, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся фотосъемки праздников, оформление уголков безопасности. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе НДОУ выигрывают все.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (аналитический) ;

Основной (реализация намеченных планов)

Заключительный (презентация, продукт деятельности)

План реализации проекта:

•Определение ситуации для мотивации начала проекта.

Для педагогов и родителей. Отсутствие качественного обучения дошкольников правилам безопасности на жд в группе НДОУ и семье. (Результаты диагностики по ОБЖ) .

Для детей. Показ видеоролика «Опасные ситуации. Железная дорога и дети». Беседа с детьми «Мы будущие железнодорожники». Проблемная ситуация «Ты потерялся на вокзале. Обратись за помощью к дежурному по вокзалу».

• Определение группы участников проекта:

дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет,

родители воспитанников,

воспитатели группы «Берёзка»,

социальный педагог,

сотрудники РЖД (оператор ПТО Троицкая Евгения Александровна, машинист Нырков)

инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель,

заместитель по административно-хозяйственной работе,

старший воспитатель,

заведующий ДОУ.

• Проведение родительского собрания с участием инспектора РЖД на тему:

«Безопасность. Правила поведения на железной дороге»; анкетирование родителей.

• Срезы, диагностика по ОБЖ.

• Проведение цикла занятий.

• Проведение интеллектуальной игры “Железнодорожная Всезнайка”.

• Познавательные досуги “Жил да был Паровоз”, “Все профессии важны”.

• Совместное выполнение домашнего задания детьми и родителями на тему: «Посещение папиного (маминого) рабочего места» (для детей сотрудников РЖД, «Поход на вокзал» (для остальных).

• Проведение совместных экскурсий с детьми и родителями в детскую библиотеку, пожарный поезд, железнодорожный вокзал, исторический музей станции Кавказской.

• Проведение конкурса детских рисунков «Железная дорога и я».

•Выполнение коллективной работы детей кружка «Волшебная палитра» на тему: «Привокзальная площадь».

•Оформление стенда для родителей «Азбука безопасности», папок -передвижек, памяток, консультаций.

•Выпуск газеты для родителей на тему: «Безопасность детей».

•Проведение праздников, развлечений с участием детей, родителей, сотрудников РЖД.

•Проведение конкурса социальных плакатов среди семей группы «Берёзка» на тему: «Безопасные железные дороги детям».

• Создание макета «Железнодорожный переезд».

•Оформление стенда для педагогов «Школа железнодорожных наук».

•Проведение консультаций, бесед.

•Изготовление атрибутов для сюжетных игр.

• Изготовление железнодорожных знаков для игр, праздников, развлечений в летнее время.

•Проведение конкурса среди воспитанников группы «Уголок безопасности».

•Оформление стенда в фойе детского сада «Весёлые железнодорожники».

• Встречи с ветеранами - железнодорожниками, представителями трудовых династий, студентами и преподавателями филиала Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта и филиала Ростовского Государственного Университета Путей Сообщения.

• Создание мини-коллекций на железнодорожную тематику.

• Выставки детского творчества “Весёлый паровозик”, “Мы едем, едем, едем…”.

• Тематическая неделя по профессиональной ориентации и безопасности на жд (Дни: “В мире железнодорожных профессий”, “Такой разный железнодорожный транспорт”, “Станция Спортивная” – спортивные и подвижные игры на железнодорожную тематику, “Конструируем мосты и вокзалы” - творческо- продуктивная деятельность, “Станция Развлекай-ка” (драматизация, театрализованные представления, просмотр мультфильмов)

• Праздничные концерты для ветеранов, родителей воспитанников, шефов.

Продукт проекта:

• Протокол родительского собрания «Правила поведения на жд».

•Наглядные пособия: игры, картотеки, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.

•Методическая и художественная литература.

•Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, занятий, проекта по пропаганде ОБЖ.

•Детские рисунки, коллективная художественная работа по ОБЖ.

•Комплект плакатов по предупреждению травматизма на жд.

• Комплект плакатов «Правила поведения на жд»

•Материал по работе с родителями.

• Информационные стенды для родителей.

•Макеты семафора, железнодорожных знаков, переезда, вокзала.

• Газета.

•Уголки безопасности на жд в группе.

•CD и DVD диски по ОБЖ.

За время реализации проекта "Безопасная железная дорога - детям" значительно расширены взаимосвязи НДОУ с Дворцом культуры железнодорожников, Локомотивным депо кавказского отделения дороги Северо-Кавказских железных дорог.

Преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения атрибутики и элементов железнодорожной направленности - залог успешности работы по безопасному поведению на жд. В нашей группе оборудованы мини-центры детской активности по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии, которые дают возможность проводить индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определённые сведения о безопасности на железной дороге, о мире железнодорожного транспорта, железнодорожных профессиях, используются для передачи детям накопленного социального опыта.

Регулярное проведение методических выставок (пособий, игровых материалов, смотров, конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды с элементами ориентации на соблюдение правил безопасного поведения на железной дороге позволило значительно усовершенствовать образовательное пространство, информационную среду группы и детского сада.

Работа над проектом продолжается. Творческому коллективу воспитанников детского сада, педагогам и родителям предстоит немало совместных интересных дел, но положительные результаты работы по развитию и воспитанию дошкольников – как начального звена на пути будущих профессионалов-железнодорожников заметны всем, ответственных за свою жизнь и жизнь окружающих, адекватно воспринимающих все опасности железной дороги заметны всем.

Прикреплённые файлы:

zhd-profesi_78bkc.pptx | 1359,95 Кб | Скачан: 464
 
Публикации по теме:

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Презентация. Разноцветный мир космоса Уважаемый коллеги! Представляю свой проект "Разноцветный мир космоса". Тип проекта практико-ориентированный,краткосрочный. Цель проекта.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Научная лаборатория
  • Транспорт
Автор публикации:
Семейный проект по ОБЖ для дошкольников «Безопасная железная дорога — детям»
Опубликовано: 26 марта 2013 в 02:50
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...