Семинар «Дидактические игры в развитии речи детей»

Анна Сюваткина
Семинар «Дидактические игры в развитии речи детей»

семинар- практикум для педсовета.

" Дидактические игры в развитии речи детей"

Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры для детей дошкольного возраста».

План проведения:

1. Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Условия успешного речевого развития.

3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть).

        1. Актуальностью проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

                                       Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

                                                                                                                  Р. Эмерсон

  Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

       Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

              Высоким уровнем  речевого развития у детей подготовительной к школе группы считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умеют читать.

      2. Условия успешного речевого развития.

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей:

-   учить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-  побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Воспитатель даёт детям образцы правильной литературной речи:

-  речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3.  Воспитатель  совместно с учителем – логопедом обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4.  Обеспечить детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

-   обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-  обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6.  Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрять детское словотворчество.

3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть).

                            

                               Игра обязательно должна присутствовать в детском  коллективе.   

                              Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…

                             Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

                                                                                               А. С. Макаренко

       Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

       Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

                                  Основные виды дидактических игр:

-  игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.);

-  настольно-печатные игры;

-  словесные игры.

                                          Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).

2. Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).

3. Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).

       Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

       Работая с детьми, вы накопили достаточный опыт в использовании дидактических игр, направленных на развитие речи. Сейчас вам предстоит этим опытом поделиться друг с другом.

        Практическая часть:  Игра «Загадочный мешочек». Для этого педагогам предлагается объединиться в группы  и представить им дидактическую игру по развитию речи (  выбранную из мешочка).

Семинар «Дидактические игры в развитии речи детей»
Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Полезные ссылки. .

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Времена года и погода
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар «Дидактические игры в развитии речи детей»
Опубликовано: 22 января 2012 в 16:47
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...