Семинар: «Дидактические основы современного занятия» с презентацией

Ольга Чапорова
Семинар: «Дидактические основы современного занятия» с презентацией

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

Районное управление образования п. Мотыгино

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

02 февраля 2010 г.

КОЛИЧЕСТВО УЧАСНИКОВ:

28 человек

ЗАДАЧИ:

• Провести сравнительный анализ образовательного стандарта первого и второго поколения.

• Выявить суть ОС второго поколения.

• Рассмотреть дидактическую систему «Школа 2000.» как механизм реализации ФГОС второго поколения:

- дать теоретическое обоснование;

- познакомить с технологией деятельностного метода;

ХОД СЕМИНАРА:

1. СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ.

Коллеги, предлагаю похулиганить, пошалить (С педагогами проводится сопряженная гимнастика: музыки и движений с речевым сопровождением).

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1 СЛАЙД

Уважаемые коллеги, приглашаю вас к обсуждению следующих вопросов:

Стандарты образования второго поколения что нового?

Дидактические основы современного занятия

2 СЛАЙД

Сфера, в которой мы с вами работаем, не дает прямой экономической выгоды государству и не платит налоги на прибыль, но именно здесь воспитывается будущее нашей страны, формируется личность маленького гражданина. Значимость дошкольного периода признается всеми, однако, на деле отношение к детскому саду – неоднозначное. В Министерстве закрыли совет по дошкольному образованию, это приведет к тому, что скоро все программы потеряют ранг «грифованых» и будут носить рекомендательный характер. Выбор, видимо, будет за каждым дошкольным учреждением и педагогом в частности.

Здесь приходят на ум слова Сенеки: «Для парусника, который не знает куда плыть, ни один ветер не может быть попутным».

3 СЛАЙД

Каковы ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ? ЧЕМУ УЧИТЬ?

4 СЛАЙД

Раньше приоритетными целями являлось стремление педагога передать всю сумму знаний. А сегодня? (Ответы педагогов)

5 СЛАЙД

Размышляя о приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации, А. А. Фурсенко отметил: «Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».

6 СЛАЙД

Из интервью с Александром Михайловичем Кондаковым - руководителем группы по разработке стандарта общего образования второго поколения:

На вопрос: «В чем принципиальное отличие нового образовательного стандарта от существующего сейчас, заявленного как переходный вектор?», ответил: «В том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат. Во главу угла ставится личность ребенка, а не просто набор дидактических единиц, обязательных для изучения».

7 СЛАЙД

Суть ОС второго поколения (2010)заключается в том, что сохраняются те же приоритеты, но, в отличие от ОС первого поколения, предлагается изменить требования к результатам образования: теперь они должны быть выражены «не только и не столько в формате знаний по предметам, а, прежде всего, в формате метапредметных умений».

8 СЛАЙД

В чем заключаются эти умения?

• Умение учиться, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.

• Умение грамотно ставить перед собой цель, принимать решение

• Умение грамотно фиксировать свои затруднения, выявлять их причину.

• Умение планировать свою деятельность, определять сроки, способы и средства ее реализации.

• Умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность.

• Умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими ее участниками.

• Умение объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Мудр не тот, кто много знает, а кто умеет эти знания прим

9 СЛАЙД

ЧЕМУ учить? – определились.

Возникает следующий вопрос – КАК учить?

Как формировать универсальные учебные действия (УУД) и умение учиться в целом?

Как нам, педагогам, научиться формировать УУД?

10 СЛАЙД

Бернард Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию,

это деятельность»

А. Н. Леонтьев «Деятельность строит личность».

А. Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Предлагаю рассмотреть дидактическую систему «Школа 2000.» как механизм реализации ФГОС второго поколения

11 СЛАЙД

Теоретическое обоснование: дидактическая система «Школа 2000.» берет начало из теории деятельности Выготского, Леонтьева и др.

Разработчиком является д. п. н. Людмила Георгиевна Петерсон

12 СЛАЙД

Разработчиком является д. п. н. Людмила Георгиевна Петерсон.

Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в Москве подарил мне в 2009 г. встречу с этой легендарной женщиной. Практические навыки мы закрепляли с Еленой Евгеньевной Кочемасовой.

13 СЛАЙД

На данном слайде представлена литература по дидактической системе «Школа 2000…»

14 СЛАЙД

Дошкольное образование представлено программой «Ступеньки»

15 СЛАЙД

ПОЧЕМУ МЫ НЕ УЧИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вспомним, в чем заключается СТРУКТУРА технологии объяснительно-иллюстративного метода:

• Сообщение темы и цели

• Актуализация знаний

• Проблемное объяснение

• Закрепление

• Контроль

16 СЛАЙД

СИСТЕМА НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ представлена технологией объяснительно-иллюстративного метода и рядом дидактических принципов: наглядности, научности, преемственности, доступности, системности, сознательного усвоения знаний, активности.

На основании каких дидактических принципов выстроена СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА, какова её технология?

17 СЛАЙД

Рассмотрим СТРУКТУРУ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любая деятельность – ЦЕЛЬ, следовательно, начинать надо с цели.

ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ – навести порядок, съездить куда-то, помочь кому-то…

ВЗРОСЛАЯ ЦЕЛЬ – познакомить, дать понятие, и т. п.

МОТИВАЦИЯ. Обязательно необходимо замотивировать ребенка.

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

ЗАТРУДНЕНИЕ.

И – исследование. Где возникло затруднение?

К – критика. Почему оно возникло?

П – проект. Устранение причины затруднения.

Реализация проекта.

Самоконтроль.

Самооценка.

Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»

Ж. -Ж. Руссо, ХVIII век

18 СЛАЙД

Технология деятельностного метода «Школа 2000.»

1) Мотивация к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

19 СЛАЙД

Система дидактических принципов деятельностного метода обучения:

• Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда дошкольник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности.

• Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.

• Принцип целостности означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе.

• Принцип минимакса: ДОУ предлагает каждому ребенку содержание образования на максимальном (творческом) уровне и создает условия его усвоения на уровне, не ниже минимального (госстандарта знаний).

• Принцип психологической комфортности снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества.

• Принцип вариативности: формирование у дошкольника способности к систематическому перебору вариантов и выбора оптимального варианта на основе заданного критерия.

• Принцип творчества: предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Надпредметные знания важней, чем сами знания! Умение сравнивать, анализировать, работать в паре, договориться в жизни куда важней!

20 СЛАЙД

Что СДП «Школа 2000.» дает педагогу нового:

систематизировать инновационный опыт;

каждому педагогу «увидеть» себя в новой системе обучения;

переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;

уже на первых этапах перехода достигать видимые результаты в качестве образования (ЗУН, познавательные процессы, здоровье детей, которые мотивируют к дальнейшему развитию;

включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;

вырасти профессионально, и подготовиться к переходу к новым ФГОС (второго поколения, которые планируется ввести в ближайший год. О чем мы сегодня с вами и вели разговор.

3. МОНИТОРИНГ

Заполнение участниками «Карты отслеживания эффективности семинара»

4. АНАЛИЗ «Карты отслеживания эффективности семинара»

28 человек отметили доброжелательную психологическую атмосферу мероприятия, из них 16 подчеркнули взаимную заинтересованность всех участников.

26 человек остались удовлетворены обменом информацией на семинаре, 2 – не совсем.

На вопрос, в чем педагогическая ценность семинара, ответы были следующие: раскрытие сущности ФГОС второго поколения, «видение» себя в новой системе обучения, знакомство с новой технологией, привлечение аудитории к участию в семинаре.

В качестве пожелания прозвучало предложение чаще организовывать подобные семинары.

Прикреплённые файлы:

prezent-ruo1_ls4mf.ppt | 3988,5 Кб | Скачан: 211
 
Публикации по теме:

Анализ конспекта Анализ плана-конспекта физкультурного занятия. 1. Сведения о занятии (дата, время, место проведения, количество детей, их одежда и обувь,.

Клуб по интересам для родителей «Семейная академия» План работы клуба по интересам «Семейная академия» на 2011 г. Дата проведения мероприятия Тема мероприятия Форма проведения мероприятия.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар: «Дидактические основы современного занятия» с презентацией
Опубликовано: 25 марта 2013 в 07:04
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...