Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

симонова евгения
Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар для педагогических работников

«Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Разработала методист –

Симонова Е. А. СП ГБОУ СОШ №1

с. Приволжье детский сад «Теремок»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»

Задачи:

1. Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

2. Познакомить с многообразием форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой

3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов

Оборудование:

Проектор, презентации №1 «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям», №2 мастер-класс «Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре, используя нетрадиционную технику «пластилинографию»

стулья по количеству участников семинара, 2 стола, 2 флажка, пластилин, стеки, дощечки для лепки, салфетки влажные, трафарет матрешки.

План семинара:

1. Введение в тему семинара. Вступительное слово (Буркеня С. Н. -руководитель СП)

2. Деловая игра «Педагогический экспресс» (Симонова Е. А. - методист)

3. О многообразии форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности (дискуссия педагогов)

Форма проведения: деловая игра «Педагогический экспресс».

Ход семинара:

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова -Матусовский М., композитор -Баснер В.)

1 слайд (Название семинара)

Ведущий (методист) читает стихотворение:

Там лазурное небо и снежные горы,

Бескрайних полей золотые просторы.

Закаты как в сказке и звездные ночи,

Рассветы ясны как красавицы очи.

Там свято хранятся традиции предков

И люди плохие встречаются редко.

Там радость так радость! Беда не беда.

Гостям в каждом доме рады всегда.

Там разные нации в мире живут,

Там вечные ценности - знания и труд.

Самая лучшая ты на земле

Родина матушка - слава тебе!

Вступительное слово (Буркеня С. Н. - руководитель СП)

- Задачи по воспитанию нравственного начала у дошкольников решаются во всех видах детской деятельности: в обучающей деятельности, в играх, в процессе труда, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Обоснование темы игры:

- Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры нам хотелось бы вам кратко рассказать об организации нравственно-патриотического воспитания в детском саду.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения.

Это весьма кропотливая работа, должна быть организована систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Ведущий (методист) приглашает педагогов в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

В жюри – руководитель СП – Буркеня С. Н.

Деловая игра «Педагогический экспресс»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2 слайд (тема мероприятия)

Ведущий (методист):

-Уважаемые коллеги, как было сказано выше - одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

(3 слайд) Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души

А что такое Родина?

- Давайте все вместе встанем в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина»

(Включается спокойная релаксационная музыка. Педагоги встают в круг. Закрывают глаза).

- Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас?

(Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).

- Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.

- А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей родиной, потому что…». (Слайд 4)

- Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно-значимой.

- Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». (слайд 5 «цель игры»)

Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Для этого нам нужно определиться с участниками.

(Деление на команды. С использованием эмблем разного цвета)

- Итак, команды готовы, жюри выбрано и мы можем отправляться в путь.

(слайд 6)

Первая станция - 1 конкурс «Разминка»

- Сейчас я буду читать вопросы, а капитаны команд, должны поднять таблички и назвать правильный ответ. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко, задание на скорость.

(ответы на слайдах: 7-30)

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны (государство).

2. Символ государства, его суверенитета, установленных размеров и цветов (флаг).

3. Официальная эмблема государства (герб).

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство (семья).

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется суверенитетом (страна).

6. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к родине, к ее природе, культуре, народу).

7. Что означает духовно-нравственное воспитание? (развитие нравственных качеств личности).

7. а Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители)

7б. Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности)

8. Сколько республик входит в состав России? (21).

9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.)

10. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.)

(Слайд 31)

2 станция- 2 конкурс «Проведи параллель»

Каждой команде я сейчас раздам карточки, в которых написаны программные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, участникам необходимо определить к какой возрастной группе относится определенная группа задач и провести соответствующую параллель.

(варианты вопросов:

- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи. (первая мл. группа)

- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка). Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

(2 мл. группа)

- Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов семьи. Может расска-зывать о своем родном городе (поселке, селе, назвать его. Знает некото-рые государственные праздники. Имеет представление о российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.

(средняя группа)

-Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказывать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. (Старшая Группа)

- Я думаю, что наши команды справились с заданием и готовы отправиться к следующей станции.

(слайд 32)

3 станция «Вспомни былое»

- Сейчас каждая команда выберет для себя по две карточки, на которой написаны старинные слова и современное его значение. Вам необходимо вспомнить и найти значение каждого слова. На это задание отводиться 2 минуты.

1 Брань - битва

2 Живот - жизнь

3 Касатик - ласкательное обращение

4 Орать - пахать.

5 Палица - дубина с окованным набалдашником.

6 Рать - войско

7 Светлица - светлая, чистая комната

8 Седмица - неделя

9 Чадо - Сын или дочь до 12 лет

10 Булат - Оружие из стали

(слайд 33)

- А сейчас время отправится на следующую станцию, где нас ожидает дискуссия «О многообразии форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности»

(домашнее задание для всех педагогов - «Изучить различные формы и методы по теме и познакомить участников семинара)

1команда представила мастер-класс «Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре, используя нетрадиционную технику «пластилинографию»

2 команда рассказала о значении музыки в нравственном воспитании дошкольника

Участники команд, выразили свое мнение по поводу эффективного применения данных методов в приобщении к национальной культуре, рассказали о проектном методе, о взаимодействие с родителями по данному вопросу, было предложено провести конкурс «Национальная культура» среди родителей и т. п.

- Наше путешествие подошло к концу, последняя станция осталась позади. Пришло время подведения итогов сегодняшней игры.

Слово жюри. Подведение итогов.

(Слайд 34)

Рефлексия «Все в наших руках»

- Предлагаю вам вспомнить основные задачи нравственно - патриотического воспитания

(все задачи заранее подготовлены- напечатаны на листах) и наклеить их на гранях куба.

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность,

художественное слово.

5. Воспитание гражданско- патриотических чувств посредством изучения

государственной символики России

6. Задачи патриотического воспитания

(Команды выполняют задание)

- Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам, т. е. воспитание патриотических чувств у детей в наших руках.

Проект решения семинара:

- Принять к сведению информацию, полученную на семинаре.

- Использовать в практической деятельности рекомендации по использованию различных форм и методов приобщения детей к национальной культуре

- К педагогическому совету представить презентации педагогических проектов по патриотическому воспитанию дошкольников.

Литература:

Голицина Н. С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 120с.

Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации). – 2010. – 176с.

Подрезова, Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ.

Патриотическое воспитание / Т. И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Справочник старшего воспитателя / авт. – сост. Н. А. Кочетова и [и др. ].- Волгоград: Учитель, 2013. – 301с.

Другие источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/01/08/delovaya-igra

russkaya-kultura-kak-sredstvo-patrioticheskogo

http://www.maam.ru/detskijsad/pedsovet-delovaja-igra-prababushkina

shkola-ustnoe-narodno-patrioticheskoe-tvorchestvo-v-vospitani

doshkolnikov.html

ФОТООТЧЕТ

Семинар для педагогических работников

«Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Задание в кругу «Какой образ вызывает у вас слово «Родина»

Мастер-класс «Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре, используя нетрадиционную технику «пластилинографию»

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы для развития интереса к культурным ценностям «Гости из страны Мастеров»Конспект занятия с детьми подготовительной группы для развития интереса к культурным ценностям «Гости из страны Мастеров» Конспект Непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Гости из страны мастеров». Цель: развитие.

Конспект НОД по приобщению детей к социо-культурным ценностям «Права ребенка» в подготовительной группе. Цель: Ознакомление детей с Конвенцией ООН о правах ребенка; формирование правовой культуры. Задачи: 1. Формировать правовое мировоззрение.

Конспект занятия по приобщению к социо-культурным ценностям во второй младшей группе Конспект занятия по приобщению к социо – культурным ценностям во второй младшей группе на тему: «Ознакомление с профессией – Продавец».

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Опубликовано: 20 октября 2017 в 15:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста....
Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный запас...
Игровой макет «Улицы нашего посёлка»
Там, где шумный перекресток, Где машин не сосчитать, Перейти не так уж просто, Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети: Верно поступает тот,...
Комплекс утренней гимнастики «На дачу к бабушке» для детей младшего возраста
Тема: « На дачу к бабушке» 1. Сегодня мы с вами пойдем на дачу к бабушке. ( Дети строятся парами, берутся за руки и идут за воспитателем. 20 – 30...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного мышления и...
Викторина по теме «Перелетные птицы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме "Перелетные птицы", которую можно провести в старшей и...