Семинар для педагогов «Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников»

Надежда Баева
Семинар для педагогов «Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников»

Актуальность:

Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.

Основанием для проведения семинара – практикума послужило желание помочь всем воспитателям конструктивно строить отношения с родителями своих воспитанников. Как часто, мы бываем беспомощны, незащищены, неумелы в общении с родителями. Иногда неадекватное поведение педагогов, особенно в критической ситуации, провоцирует на откровенную неприязнь со стороны родителей.

Хотя, безусловно, каждый педагог знает, как важно найти подход к родителям, настроить их на совместную деятельность, в целях оказания помощи и поддержки своим детям, так как от этого зависит успех образования в целом.

Также, очевидно, чтобы простроить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, применять осознанно эффективные механизмы воздействия и техники общения.

Цель: Обучать способам и методам построения конструктивного диалога с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Расширять представления об этических нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанников.

2. Познакомить со средствами выразительной речи, способствующими эффективному диалогу с родителями.

3. Обратить внимание на специфику диалогического высказывания в общении с родителями и важность построения конструктивного диалога с ними.

Методы, приемы, методики, технологии: метод демонстрации, метод проблемного изложения материала, приемы погружения в игровую ситуацию, элементы ИКТ, игровая технология, личностно-ориентированная технология.

Ход встречи:

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Практика, ориентированная на семью, не определяется, как набор форм и процедур. Скорее она требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семье, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, сотрудничать сними.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условия – соблюдения педагогического такта и гибкости.

Предлагаю вашему вниманию алгоритм взаимодействия с семьей:

I – стадия

Поиск контактов при встрече: воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искренне уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

II – стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III - стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка… Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV – стадия

Упрочение сотрудничества и достижения общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V – стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на перевоспитание ребенка.

VI – стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируя процесс совместной деятельности. Эта стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических взаимодействий. Инициатором контакта является педагог.

Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.

Итак, для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями и желанию сотрудничать для благ ребенка, и значит от традиционной роли в пользу партнерской.

Традиционная роль педагога:

1. Высказывающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать);

2. Руководит;

3. Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии;

4. Ответы на все вопросы знает сам;

5. Ставит цели развития для ребенка и группы в целом;

6. Задает родителям задания на дом;

7. Часто применяет специальные слова (термины);

8. Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку – специалисту.

Педагог – партнер:

1. Гид (ведет, опираясь на инициативу участников);

2. Задает вопросы;

3. Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие;

4. Ищет решение проблем с родителями;

5. Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения;

6. Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни;

7. Говорит так, чтобы родителям было понятно;

8. Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей.

Для совершенствования форм взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного учреждения, необходимо учитывать современные условия сотрудничества. Предлагаю на рассмотрение 3 модели:

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, я считаю, целесообразно начать взаимодействие с повышением правовой культуры родителей, где предусмотрены изучение: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; изучение «Закона об образовании»; Билль о правах ребенка; далее предусмотрено повышение педагогической культуры родителей, где предусмотрены: знакомство с современными системами семейного воспитания; изучение закономерностей развития ребенка; содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; пропаганда здорового образа жизни. И последнее, вовлечение родителей в единое образовательное пространство детский сад – семья, где в основе ребенок.

В завершении выступления в плане совершенствования общения педагога с родителями я предлагаю деловую игру, где вы должны определить функции семьи и дошкольного учреждения.

Деловая игра «Родители обязаны, педагоги должны».

Наша деловая игра будет состоять из 3 частей. Первая часть нашей игры

I. «Разминка». Уважаемые коллеги, я для вас подготовили вопросы, на которые мы с вами попробуем ответить.

1 вопрос: - Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? (семье);

2. В каких областях знаний должен быть компетентен (силен) педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика);

3. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, семейный кодекс);

4. Назовите методы изучения семьи (анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдения за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение»);

5. Что такое анкетирование? Назовите положительные стороны анкетирования.

II. «Решение педагогической ситуации». Нам нужно будет разобрать типичные ситуации общения педагогов с родителями воспитанников. Мы зачитаем проблемные ситуации и вместе с вами попробуем их разрешить.

- Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».

- Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

- Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя, о необходимости соблюдения режима дня детского сада, родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.

- Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.

III. «Копилка идей». В «Копилке идей» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители, и что должны педагоги.

- Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании») - родители;

- Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61) - родители;

- Обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья детей - педагоги;

- Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65) - родители;

- Осуществление необходимой коррекции отклонения в развитии ребенка-

педагоги;

- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития

ребенка – педагоги;

- Несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61) – родители;

- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям - педагоги;

- Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65) – родители.

Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и дети учреждения. Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей. Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны.

Используемая литература:

1. С. В. Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия»

2. Лидия Свирская «Работа с семьей: необязательные инструкции»

Публикации по теме:

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Плавание в системе работы по формированию у детей здорового образа жизни в ДОУ и семье Вряд ли можно найти родителей, педагога, который не хотел бы вырастить своих детей, воспитанников здоровыми, ловкими, умелыми, красивыми.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников»
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 11:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...