Получи документы

Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников»

Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников»

Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников».

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия).

2. Информационная часть:

Публикация «Семинар для педагогов „Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников“» размещена в разделах

Традиции исследования интеллекта и интеллектуального развития личности в трудах зарубежных исследователей А. Бине, Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Ж. Годфруа, Ж. Пиаже и др.

Проблема онтогенеза интеллекта в работах отечественных ученых Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. А. Венгер и др.

Педагогическое проектирование интеллектуального развития дошкольников. Понятие «педагогическая технология» Г. Ю. Ксензовой.

Структурирование, алгоритмизация действий педагога.

Формы организации интеллектуальной деятельности детей.

Свойства педагогической технологии проектирования интеллектуального развития дошкольников; функции взаимодействия.

Условия эффективности реализации любой технологии.

3. Практический инструментарий. Вариант организации педагогом интеллектуальной деятельности формально – символического содержания на математическом занятии с использованием приема «декодирование информации». Рекомендации педагогам в реализации педагогических технологий проектирования.

4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

Пре – тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

1. Интеллектуальное развитие.

2. Интеллектуальные способности.

3. Педагогическая технология.

4. Интеллектуальная компетентность ребенка.

5. Алгоритмизация действий педагога.

Ключевые слова и выражения.

Интеллектуальное развитие – динамическая система качественных и количественных изменений, которые происходят в психической деятельности в связи с возрастом и обогащением жизненного опыта.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания. (М. А. Холодная).

Педагогическая технология – такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в нее действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный и прогнозируемый характер. (Г. Ю. Ксензова).

Под интеллектуальной компетентностью дошкольника мы подразумеваем :

1. мыслительную активность;

2. способность устанавливать причинно – следственные связи в разных сферах жизни и речевого планирования;

3. владение способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;

4. способность видеть общее в единичном явлении и находить адекватный способ решения новых задач своей деятельности.

Алгоритмизация действий педагога :

1. этап – диагностико – организационный. (изучение возрастных, психо – физиологических особенностей интеллектуального развития детей);

2. этап – оперативно – прогностический (определение индивидуального маршрута развития каждого ребенка, прогнозирование ожидаемого результата);

3. этап – превентивный (организация коррекционно – развивающей работы с детьми.

Формы организации интеллектуальной деятельности детей.

интеллектуальная деятельность на занятиях;

интеллектуальная деятельность вне занятий, в повседневной жизни;

самостоятельная поисково – исследовательская интеллект. деят – ть;

самостоятельная интеллектуально – творческая игровая деят – ть.

4. этап – контрольно – диагностический (повторное обследование детей,

динамика развития).

Свойсва педагогической технологии : многогранность, вариативность, адаптивность,гибкость.

Используемые функции взаимодействия с детьми: побуждающая, стимулирующая, аппелирующая, организующая, направляющая, активизирующая, регулирования.

Психолого – педагогические условия реализации пед. технологии : личностно – ориентированное взаимодействие, учет индивидуальных особенностей, построение предметно – игровой развивающей среды, учет динамики развития, своевременная корректировка развития, обеспечение средств, предоставление детям свободы выбора, уважение к мнению ребенка, мотивация благополучия, привитие «вкуса успеха», вовлечение в коллективный поиск нестандартных подходов к решению задач.

Рекомендации педагогам в реализации педагогических технологий :

инициирование естественного наращивания каждым ребенком своего «ментального» (по М. А. Холодной) опыта, т. е. системы индивидуальных интеллектуальных ресурсов;

применение занимательных методов организации их деятельности: проблемных, частично – поисковых, исследовательских, информационных, креативных, эвристических, через приемы:

1. выполнение детьми индивидуально – творческих, занимательных и программированных заданий на игровом материале;

2. моделирование и схематизация, кодирование и декодирование информации;

3. проблемно – поисковые и эвристические ситуации, создаваемые воспитателем;

4. постановка вопросов причинно – следственного характера и вопросов, предполагающих рассуждение;

5. додумывание сказок, сочинение стихотворений на основе зрительно представленного алгоритма;

6. игровые тренинги мышления, «разминка для ума»;

7. коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;

8. диалектическое общение, диалектические беседы;

9. побуждение детей к постановке ими проблемных вопросов;

10. инициирование самостоятельных открытий детьми;

11. совместное со взрослыми и самостоятельное детское экспериментирование;

12. решение изобретательских задач;

13. разыгрывание повседневных бытовых ситуаций.

Решение арифметической задачи, заключенной в стихотворении с помощью создания моделирующих карточек.

Цель: предпринять попытку самостоятельного создания детьми моделирующих карточек к стихотворению – задаче, развитие у детей таких интеллектуальных способностей, как вербальная гибкость, оперативная память, символическое опосредование, креативность, система логических операций.

- Ребята, сегодня в нашем клубе собрались молодые, но очень талантливые ученые – это мы с вами.

- Именно такие как мы – обычные люди, давным – давно изобрели электричество, и у нас везде горит свет; самолеты – и мы легко преодолеваем огромные пространства с одного конца нашей огромной страны на другой; стиральные машины, которые стирают сами, а мы в это время занимаемся своими любимыми делами. Лифт помогает нам подняться на самый высокий этаж, утюг разгладит любую одежду, машины перевезут любой груз…И много другой полезной техники окружает нас.

- И сегодня мы с вами сами попробуем разработать для наших младших товарищей технологию разучивания стихотворения и решения арифметических задач.

- Перед вами рисунок дома, рассмотрите его (дети рассматривают рисунок)

- А теперь послушайте пожалуйста стихотворение – загадку:

Я рисую кошкин дом,

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно, чтобы не было темно.

Сосчитай окошки в домике у кошки.

- Наша с вами задача – составить карточки – модели к стихотворению для его лучшего запоминания.

- Кто запомнил первую строчку стихотворения?

- Я рисую кошкин дом. В нем 4 слова. Нам необходимо взять 4 карточки и придумать модель для каждого слова.

- Первое слово «Я», и его мы можем записать? Правильно – буквой «Я».

- Запишите пожалуйста на своей первой карточке букву «Я».

- Второе слово «рисую». Какую модель мы придумаем к слову «рисую»? Подумайте,чем мы можем рисовать (дети перечисляют). Нарисуйте свою модель к слову «рисую».

- 3 слово «кошкин». Какой символ предложат нам Саша с мамой? А кто думает по – другому? (дети рисуют мордочку кошки)

- И 4 слово первого предложения – «дом». Ну, конечно же мы нарисуем на 4 карточке силуэт дома.

И так составляются модели ко всем словам в стихотворении. А затем по моделирующим карточкам читаем все вместе стихотворение – задачу и решаем.

Рекомендуемая литература.

1. Берулава М. И. Гуманизация образования: направления и проблемы. Педагогика. 2000.

2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютера. М. ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.

3. Ксензова Г. Ю. Перспективные технологии. Пед. общество России. М., 2000.

4. Монахов В. М. Педагогическое проектирование. // Школьные технологии. 2001.№ 5.

5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического материала. М., 2005.

6. Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб: Питер, 2002.

Публикации по теме:

Дорожно-методическое объединениеДорожно-методическое объединение На базе нашего дошкольного учреждения прошел семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников»
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 00:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД