Семинар для родителей «Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребёнка»

Светлана Катанаева
Семинар для родителей «Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребёнка»

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно не доволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я — самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Л. А. Булдакова (психолог)

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребёнка, проблеме кризиса 3-х лет.

В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

• ранимость центральной нервной системы;

• повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды;

• подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим.

Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребёнком, тогда этот период может пройти более гладко и безболезненно.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и кап-ризности:

• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

• Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

• Пик упрямства приходится на 2,5—3 года жизни.

• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

• Девочки капризничают чаше, чем мальчики.

• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!

• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Л. С. Выготский описал семь основных особенностей (семизвездие симптомов, характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.

Как угодно лишь бы не так!

В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «нехочу» и «не буду». Это негативизм. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро!» Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Главный мотив, который движет ребёнком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

Совет: не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.

Я так решил!

Упрямство. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём - либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из - за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.

Пойди туда не знаю куда.

Строптивость - очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.

Совет: отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возрожал.

Я сам.

Своеволие - оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.

Совет: позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам. Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трёхлетнего ребёнка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.

Бунт на корабле.

Ваш ребёнок каждый день протестует против чего - то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются.

Протест - бунт - проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.

Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.

Не нужны мне ваши книжки.

Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес - это обесценивание. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.

Совет: Существует множество развивающих занятий для ребёнка, запишите малышу в секцию, вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

Властелин семьи.

Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу - это деспотизм.

Совет: не поддавайтесь на манипуляцию но старайтесь уделять больше времени ребёнку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.

Все эти симптомы отмечены на плакате.

Упражнение «Что меня в моём ребёнке огорчает, а что радует»

1. На листочках, которые разделены на 2 части записать: в левую колонку записать всё, что огорчает в ребёнке, в правую всё, что радует.

2. Записать на мольберт.

3. Найти общее между симптомами кризиса трёх лет.

Таким образом мы определили, что почти всё, что вас не радует относится к симптомам кризиса 3-х лет.

Мозговой штурм «Решение проблемы» (3 группы)

1. Раздать листочки с описанием ситуаций, свойственных для кризиса 3-х лет.

2. На листе ватмана, каждая группа красочно оформляет свои варианты решения данной проблемы.

3. Каждая группа проводит презентацию своих вариантов решения проблемы.

«Я тоже хочу варить кашу», - говорит трёхлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты ещё маленькая, отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.

Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

Правильно ли поступила мама в данной ситуации? Как можно было поступить?

Трёхлетние Наташа и Миша играют в песочнице. Их мамы рядом, наблюдают за детьми. Заигравшись, Миша опустился на колени и стал руками насыпать песок в машину. Мама недовольным голосом позвала сына и резко усадила его на скамейку рядом с собой, запретив ему играть: «Я же тебе много раз говорила, что нельзя брать песок руками и становиться на колени. Посмотри, какой ты грязный

Малыш начал капризничать, замахиваться на маму… Заметив недоумённое выражение лица мамы Наташи, она объяснила: «Я требую от моего сына беспрекословного и быстрого выполнения моих требований. Как я сказала, так он и должен делать».

Как можно было предотвратить подобное поведение ребёнка?

Как можно было поступить маме в данной ситуации?

Мама с ребёнком в магазине. Ребёнок просит купить игрушку (конфеты). В планы мамы это не входило. Ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать.

Что делать?

Для работы в группах предложить памятки

- Как надо себя вести родителям в период кризиса 3 лет

- Как не надо себя вести родителям в период кризиса 3 лет

- Что могут сделать родители?

- Как помочь ребёнку благополучно выйти из кризиса.

- Рекомендации для смягчения возрастного кризиса.

- Буклет «Как помочь ребёнку пережить кризис 3 лет»

Игра «Какой он – мой ребёнок»

1. Обвести контур руки на листе бумаги.

2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка.

3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.

4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.

Эти ладони прикрепить к солнцу, как лучики.

Вывод:

На эти лучшие качества ваших детей нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.

Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!

Успехов вам в воспитании детей!

Семинар для родителей «Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребёнка»
Публикации по теме:

Деловая игра «Дети и родители — понимаем ли мы друг друга?»Деловая игра «Дети и родители — понимаем ли мы друг друга?» Деловая игра с родителями в младшей группе «Дети и родители - понимаем ли мы друг друга?» С древних времен и на Востоке, и на Западе определенные.

Роль сказки в формировании личности ребенка «Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект.» «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка,.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Новый год
  • День рождения
Автор публикации:
Семинар для родителей «Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребёнка»
Опубликовано: 11 мая 2013 в 15:10
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...