Семинар для родителей по теме «Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников»

Любовь Замятина
Семинар для родителей по теме «Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников»

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста-логопеда.

Цель работы — помощь детям с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.

В своей работе необходимо ориентироваться на данные научных исследований и практические разработки медицинских и педагогических работников.

Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В. А. Гринер). Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.

Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым, И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.

В 30-е гг. XX в. лечебная ритмика нашла применение и в коррекционных учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое направление коррекционной работы — логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, О. А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Для коррекции нарушений речи, особенно в работе со слабослышащими детьми, используется фонетическая ритмика (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи.

В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.

Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики наблюдательности, развитие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.

Одним из основных методических средств работы стала логоритмика, задачи которой — развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания и улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Результатом многолетней работы стала авторская технология «Логоритмика для детей дошкольного возраста», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Цель технологии. Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

Классификационная характеристика педагогической технологии:

- по уровню применения — частнопредметная;

- философской основе — диалектический материализм, сциентизм;

- ведущему фактору психического развития — био- и психогенная технология;

- концепции усвоения — нейролингвистическая и развивающая;

- ориентации на личностные структуры — формирование деятельностно-практической сферы;

- характеру содержания и структуры — обучающая технология;

- организационным формам — групповое обучение и дифференцированный подход;

- подходу к ребенку — личностно-ориентированная технология сотрудничества;

- доминирующему методу — игровая;

- направлению модернизации существующей традиционной системы - на основе активизации и интенсификации деятельности детей;

- категории обучающихся - компенсирующая технология.

Педагогические принципы логоритмической работы в ДОУ.

1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработке необходимого коррекционного обучения.

2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (по Л. С. Выготскому).

3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.

4. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.

5. Этиопатогенетический принцип, означающий дифференцированное построение логоритмического занятия в зависимости от речевого дефекта.

6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.

7. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.

9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приемы активизации познавательных способностей детей.

10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Содержание работы.

Проводить могут музыкальный руководитель, воспитатель и/или логопед.

Еженедельные логоритмические занятия, совместная деятельность педагога с детьми в течение дня.

Особенности занятий логоритмикой.

Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения.

Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.

Все занятия имеют сюжетную основу.

Особенности организации занятий.

В основу методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, урожай, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий очень разнообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, воображаемое путешествие, включение персонажей, элементов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т. д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям.

1. Развитие сенсорных и моторных функций.

2. Формирование основы артикуляционных движений.

3. Развитие мимической мускулатуры.

4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).

5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).

Логоритмическая работа в течение дня.

Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов в этом направлении. Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

10. Логоритмические досуги.

Многолетняя работа по данной технологии показала: логритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

Литература.

1. Власова Т. М., ПфафенродтА. Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.

2. Далькроз Ж. Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. Шесть лекций. Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. СПб., 1914.

3. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.

5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Логопедический проект «Логопед в детском саду и дома» Актуальность: одним из важнейших направлений в коррекционно–образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Семинар для родителей по теме «Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников»
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 21:03
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотозарисовка «Снегири».
По календарю через два дня зима закончится. Придёт весна и мои любимые пичужки за окошком займутся другими своими делами, начнут заниматься выведением...
Мастер-класс «Подарок папе»
Подарок состоит из двух частей. Для изготовления открытки понадобятся: крепированная или цветная бумага, картон, пластмассовые пуговицы, ножницы,...
Конспект НОД по рисованию «Зимние виды спорта» в подготовительной группе. Воспитатель...
4 ФЕВРАЛЯ в Сочи отметили Всероссийский день зимних видов спорта, посвящённый третьей годовщине со дня открытия Олимпийских зимних игр 2014 года. Весь...
Отчет занятий «Увлечение бисероплетением»
Многообразие бисера дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, чья красота...
Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»
Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром солнце встало,...