Папки-передвижки

Семинар для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возраста»

Елена Пономарева
Семинар для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возраста»

Городской семинар – практикум

для педагогов ДОУ

на базе ТМБ ДОУ «Белоснежка»

Подготовили учителя – логопеды: Пономарева Е. В. и Лукошкова С. В.

1 слайд – титульный

Тема семинара «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста»

2 – й слайд

Цель семинара : повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников среднего возраста.

Задачи:

Публикация «Семинар для воспитателей „Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возраста“» размещена в разделах

1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у детей среднего возраста.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов составления технологической карты организации работы по звуковой культуре речи.

3-й слад.

• В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано с различными социальными причинами, ухудшением экологической обстановки, ослаблением здоровья детей и ростом детской заболеваемости.

• По медицинским данным в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перенатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно отражаются на последующем развитии и обучении ребенка. Речь страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.

На сегодняшний день у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы.

4-й слайд.

Один из компонентов речи – звуковая культура, недостаточная сформированность которой может повлечь за собой целый ряд нарушений:

• обеднение словаря ребенка

• нарушение грамматического строя родной речи

• задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов.

Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

5-й слайд.

Для правильного и эффективного педагогического воздействия на развитие речи детей педагогам необходимо:

Знать возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.

Определять задачи, направленные на формирование звуковой культуры речи.

Создавать условия в группе для развития звуковой культуры речи.

Уметь планировать воспитательно – образовательный процесс.

ЧТО входит в ВОП? (непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментах, самостоятельная деятельность детей и работа с родителями).

Для дальнейшей работы необходимо объединиться в команды.

Подойдите ко мне и возьмите картинки (по звукам разных групп).

На столах стоят символы звуков, определите, в какой команде вы будете, придумайте название своей команде. Капитаны команд выбирают задания.

Задания для команд

1 команда из предложенных вариантов выбирает возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.

2 команда выбирает задачи, направленные на формирование звуковой культуры речи.

3 команда из методических рекомендаций выбирает ответы на вопросы по методике формирования ЗКР (на столе методические рекомендации) и записывают на доске.

На выполнение задания дается 5 минут (часы песочные)

Первая команда, озвучьте возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.

6 – слайд. Возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.

У ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания, - темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. У ребенка совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков :

• исчезает смягченное произношение согласных;

• многие звуки произносятся более правильно и четко;

• исчезает замена шипящих ш,ж,ч,щ свистящими с,з,ц.

произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным (шипящие звуки произносятся недостаточно четко); не все дети умеют произносить звуки Л, Р.

7 - слайд. 2 команда озвучьте задачи, которые необходимо поставить при работе над ЗКР.

Звукопроизношение

• Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

• Отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков

Артикуляция

• Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Развивать фонематический слух

• Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Продолжать работу над дикцией

• Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

• Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3 команда, озвучьте ответы на вопросы.

Вопросы:

Сколько раз в месяц проводится непосредственная образовательная деятельность по звуковой культуре речи? Один раз в месяц

С чего начинается занятие по ЗКР? Показ воспитателем артикуляции изучаемого звука

Перечислите этапы работы над изучаемым звуком. Изолированное произношение звука, в слогах, словах и фразовой речи

На каком материале можно отрабатывать произношение звука Чистоговорки, стихи

Надо ли планировать работу по ЗКР вне занятий? Когда?

Что включает в себя Звуковая культура речи СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗВКР :

8 -й слайд.

Составляющими компонентами ЗКР являются:

Звукопроизношение (подвижность органов артикуляции, речевое дыхание, мелкой моторики)

• Фонематическое развитие; Интонационная выразительность

Внимание воспитателей массовых групп к этим составляющим очень важно. Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики, игр на развитие фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом.

Давайте начнем со звукопроизношения, к которому относится развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, мелкой моторики.

Тренинг (проводят логопеды)

9 – й слайд.

• Артикуляционная гимнастика проводится с целью развития подвижности артикуляционного аппарата. Все артикуляционные упражнения должны проводиться в игровой форме.

Давайте попробуем определить с помощью, каких упражнений решаются те или иные задачи по развитию подвижности артикуляционного аппарата.

10-й слайд.

На экране будут появляться задачи, вы выбираете упражнение из предложенных картинок.

Развивать боковые мышцы языка «Часики» «Чашка»

Активизировать боковые края и кончик языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка. «Кошка лакает молоко»

Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время. «Лопатка» «Блинчик»

Развивать растяжку подъязычной связки. «Парус», лошадка», «Грибок»

11- й слайд.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос (выразительность, плавность, четкость, громкость)

12 – й слайд.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило:

• воздух набирать через нос, плечи не поднимать;

• выдох должен быть длительным, плавным.

13 – й слайд.

В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется ВЫДОХ

Какой выдох формируется в играх первого столбика, второго и третьего

ДЛИТЕЛЬНЫЙ НАПРАВЛЕННЫЙ СИЛЬНЫЙ

«Буря в стакане»

• Остудить чай

• Кораблик

• Снегопад

• Листопад

• Самый быстрый карандаш

• Волшебные бабочки • «Спаси колобка»

• Посади бабочку на цветок

«Забей мяч в ворота»

«Прожорливая гусеница»

«Гонки»

«Задуй свечку»

• Свистульки, дудочки,

• мыльные пузыри

НА РАЗИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЫ НЕ БУДЕМ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

14 –й слайд.

Следующим компонентом ЗКР является фонематического восприятия, которое формируется поэтапно

На 1 этапе мы учим детей узнавать неречевые звуки

«Угадай, кто пришел в гости» «Угадай, что звучит»

15 – й слайд.

На 2 этапе – учим различать и произносить звуки и звукокомплексы с разной эмоциональной окраской.

На этом этапе знакомим детей с символом звуков. Для чего?

«Три медведя» (первая команда говорит голосом Михаила Ивановича, вторая команда голосом Анастасии Петровны, а третья голосом Мишутки»

16 – й слайд.

На следующем этапе учим детей различать слова, близкие по звуковому составу.

17 - слайд «Найди лишнюю картинку»

«Найди лишнее слово»

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ

БИЛЕТ – БАЛЕТ – БАЛЕТ – БАЛЕТ

ДУДКА – БУДКА – БУДКА - БУДКА

СОВА – СОФА – СОВА – СОВА

Публикации по теме:

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возраста»
Опубликовано: 24 января 2015 в 16:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД