Семинар для воспитателей на тему: «Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста»

Наталья Панкова
Семинар для воспитателей на тему: «Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: повысить уровень теоретических знаний педагогов, вооружить практическими навыками проведения работы с детьми, совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с литературой.

План проведения семинара

1 -е занятие. Проблема ориентации ребенка в пространстве

• Содержание понятий «пространственные представления» и «пространственная ориентация»

• Этапы развития пространственных представлений у детей

• Особенности восприятия пространства дошкольниками

Домашнее задание: провести сравнительный анализ задач по разделу «ориентировка в пространстве» по всем возрастным группам.

2-ое занятие. Содержание работы с детьми.

• Анализ программных задач по развитию у детей пространственных представлений (по домашнему заданию)

• Характеристика программных задач по ориентировке детей в пространстве

• Практическая часть:

- прослушать магнитофонную запись фрагмента занятия, определить возрастную группу и программные задачи

- рассмотреть наглядный материал, сформулировать программные задачи с его применением.

Домашнее задание: составит несколько вариантов упражнений для детей по самостоятельно выбранной программной задаче.

3-е занятие. Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников.

• Педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования пространственных отношений у дошкольников.

• Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений

• Работа над словарным запасом дошкольников при формировании пространственных представлений

• Формирование умений и навыков пространственной ориентации

- уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении

-формирование умений в определении последовательности элементов ряда

- формирование умений ориентироваться в направлениях пространства

Домашнее задание: изучить статью Т. Лаврентьевой «Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями» Д. В. №7-83г

4-ое занятие, (продолжение темы)

Развитие ориентировки на листе бумаги

• Использование моделирования при ознакомлении с пространственными отношениями

Практическая часть: решение педагогических задач.

Домашнее задание: продумать систему работы с детьми по выбранной программной задаче

Педагогические задачи:

1. Воспитатель, рассматривая с детьми картину «Кошка с котятами» спрашивает у детей:

• Кто нарисован в середине картины?

• Какого цвета кошка? Какая она по величине?

• Сколько котят у кошки?

• Кто меньше: котята или кошка?

• Расскажите, что делает котёнок справа?

Вопросы для обсуждения:

• В какой возрастной группе проводилось занятии?

• На какие знания по математике опирался воспитатель в процессе рассматривания?

2. При проведении утренней гимнастики в начале года в первой младшей группе воспитатель предложил детям показать правую, затем левую руку и соответствующую им ногу, глаз, ухо. Из 20 детей 12 не справились с заданием, 5- неуверенно показывали.

Вопросы для обсуждения:

• Какую цель преследовал воспитатель, предложив такое задание?

• В чём причина ошибок детей?

• Какая работа должна быть проведена с малышами, чтобы помочь развить у них пространственные ориентировки?

3. В конце занятия в младшей группе воспитатель предложил детям поднять правую руку вверх, а левую отвести назад.

• С какой целью воспитатель дал такое упражнение?

• Почему дети неправильно выполнили указание воспиателя?

• В чём заключалась ошибка воспитателя?

• Какие упражнения помогают детям дифференцировать действия левой и правой руки?

4. В конце занятия воспитатель даёт задание: «Оля, встань с правой стороны от меня. Коля, встань впереди Оли, Костя - с левой стороны от Коли.» Дети выполняют задание правильно. Когда воспитатель попросил детей, сидящих за столами, рассказать, кто- где стоит, они не смогли точно ответить.

Вопросы для обсуждения:

• Какие особенности восприятия детьми пространственных направлений проявляются в этом примере?

• Какая программная задача решалась на этом занятии?

• Какую работу нужно проводить с детьми по этой задаче?

Подведение итогов работы.

Публикации по теме:

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

План работы по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Проектная деятельность.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Математика
  • Пазлы
Автор публикации:
Семинар для воспитателей на тему: «Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 января 2014 в 09:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...