Получи документы

Семинар для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ»

Людмила Дёмина
Семинар для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ»

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Подготовка к семинару-практикуму:

• Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде - старший воспитатель

Оформление зала к семинару-практикуму – старший воспитатель.

План семинара - практикума

Публикация «Семинар для воспитателей „Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ“» размещена в разделах

1. Введение в тему: Презентация «Создание предметно развивающей среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

2. Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательным областям.

3. Рекомендации

Слайд 1

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены

Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.

Воспитатели стремятся создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, используется несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Использование пространства всей группы и предметных кабинетов.

3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться

.Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1. социально-коммуникативная,

2. познавательная,

3. речевая

4. художественно-эстетическая,

5. физическая.

При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности развивающей среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Слайд 2

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказала бы влияние,

нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

Е. И. Тихеева

Слайд 3

Образовательная среда- это совокупность условий,

целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Слайд 4

Развивающая – предметно- пространственная среда- это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени,

насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами;

это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий,

необходимых для осуществления педагогического процесса.

Слайд 5

.Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС,

где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

Образовательные области по ФГОС

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

Слайд 6

Социально-коммуникативное развитие:

• Направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

• Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе ит. д.

Примерные центры активности: центр сюжетно-ролевых игр, уголок дежурств, центр ПДД, центр труда, центр пожарной безопасности.

Слайд 7

Познавательное развитие:

• Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• Развитие воображения и творческой активности;

• Формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материала и. т. д, о малой родине и Отечестве.

Примерные центры: «Мы познаем мир»,центр «сенсорного развития», центр конструктивной деятельности, центр математического развития, центр экспериментирования.

Слайд 8

Художественно-эстетическое развитие:

Включает в себя музыкальное,

изобразительное,

словесное искусство.

Примерные центры: центр изобразительной деятельности или уголок творчества «Умелые руки, центр музыкально-театрализованной деятельности.

Слайд 9

Физическое развитие

Примерные центры: центр физического развития,

центр сохранения здоровья,

спортивный уголок «Будь здоров».

Слайд 10

Условия реализации ООПДО

в соответствии с требованиями ФГОС

• психолого-педагогические

• кадровые

• Материально-технические

• Финансовые

• Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 11

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• Возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых

• Возможность активности детей

• Возможность уединения

Слайд 12

Предметно пространственная среда должна быть:

• Содержательно насыщенной

• Трансформированной

• Полифункциональной

• Вариативной

• Доступной

• Безопасной

Слайд 13

Насыщенность среды:

*Это разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участке.

* Оснащена средствами обучения и воспитания -

техническим, спортивным, игровым оборудованием.

Должна соответствовать:

*возрастным возможностям детей

* содержанию программы

Слайд 14

Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:

• От образовательной ситуации

• От меняющихся интересов

• От возможностей детей

Слайд 15

Полифункциональность материалов предполагает:

• Возможность разнообразия использования различных составляющихся предметной среды (детской мебели, матов, ширм)

• Наличие в (организации, группе) полифункциональных (не обладающихся жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, предметов-заменителей в детской игре.

Слайд 16

Вариативность среды предполагает:

• Разнообразие материалов, обеспечивающих свободный выбор детских игрушек и оборудования.

• Периодическую сменность игрового материала.

• Появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 17

Доступность среды предполагает:

• Доступность всех помещений для воспитанников, где осуществляется образовательная деятельность.

• Свободный доступ детей игрушкам, пособиям, обеспечивающих все активные виды деятельности.

• Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Слайд 18

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает:

• Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Слайд 19

Показатели оценки развивающей среды

• Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе

• Отсутствие конфликтов среди детей

• Наличие предметов детской деятельности

• Динамика развития ребенка

• Невысокий уровень шума

Слайд 20

Требования к предметно-пространственной среде:

• Гигиенические

• Психолого-педагогические

• Эстетические

• Комфортность и безопасность обстановки

• Обеспечение богатства сенсорных впечатлений

• Обеспечение индивидуальной самостоятельной деятельности

• Обеспечение возможности для исследования

• Принцип уважения к потребностям ребенка

• Принцип гибкого зонирования

• Принцип уважения мнения ребенка

• Принцип стабильности-динамичности

• Принцип детской активности

• Принцип открытости-закрытости

• Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Слайд 21

Вывод: организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Слайд 22

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, ребенка». В. Сухомлинский

Слайд 23

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Семинар-практикум по введению ФГОС в ДОУ Семинар-практикум : «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» составлен.

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда МДОУ в соответствии ФГОС» Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС» Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ»
Опубликовано: 29 марта 2015 в 19:56
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД