МААМ-картинки

Семинар для воспитателей «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО»

Светлана Подсинева
Семинар для воспитателей «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО»

Семинар для воспитателей

"Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного

возраста на занятиях по изобразительной деятельности"

Необходимость изменения системы образования дошкольников в настоящее время актуальна и значима. Основные идеи обновления содержания дошкольного воспитания, право воспитателя на творчество, изменения стиля общения заслуживают внимания. Пришлось обращаться к различным формам профессиональных знаний. Так были соединены ТРИЗ и практика обучения и воспитания дошкольников.

Публикация «Семинар для воспитателей „Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО“» размещена в разделах

Используя элементы ТРИЗ в своей работе, я поставила себе основную цель - воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. А как мы знаем, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при активизации этих процессов.

Исходя из этого, в своей работе я ориентируюсь на следующие основные направления:

- развитие творческого воображения и логического мышления

- формирование качеств творческой личности, культуры общения и поведения чувств.

Эту работу я начала со средней группы и продолжила в старших группах.

Все указанные направления взаимосвязаны и решаются в комплексе на каждом занятии. Занятия с элементами ТРИЗ носят интегрированный характер и теснейшим образом связаны со многими разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду». Они включают в себя игровые элементы, часто полностью построены на них, что позволяет сделать процесс познания и развития интересным, естественным, а главное, более продуктивным.

В ИЗО-деятельности детям давались следующие задания:

«Нарисовать автомобиль без колёс», где дети вместо колёс рисовали квадраты, пирожки, гусеницы, присоски, роликовые коньки, лыжи, санки. Моделировали сами автомобиль на свой лад. Примеры детских работ:

Следующее задание: «Придумай и нарисуй необычную машину».

«Нарисуй топор для ленивого», где дети рисовали топоры с педалью и пультом, на пружине, на длинной ручке, певучий топор, электрический, «хитрый топор», «разноцветку» и др.

Другие задания:

- «Как я думаю».

Рисование на тему: «Нарисуй, о чем ты мечтаешь?» «Весёлые кляксы», «На что похожи эти кляксы» - для младшего возраста.

- Рисование по точкам.

- Рисование по х-варианту.

- «Ладошки-загадки».

- «Что я вижу с закрытыми глазами».

На занятиях по математике и развитию речи я использовала игру «Цифры и буквы», где детям предлагалось рассмотреть знак, изображённый во весь альбомный лист и назвать предметы, образы, явления, на которые они похожи, а в дальнейшем зафиксировать его.

Экологическое воспитание проводится с использованием аудиокассет

- «Времена года» П. И. Чайковского

- «Голоса птиц»

- «Голоса домашних и диких животных», где дети прослушивают аудиозапись и придумывают фантастические образы, домики для них, города, где они живут, дают им необычные названия, а им помогают в этом сказочные и необычные герои: Лесовичок, мягкие игрушки и другие.

На занятиях так же использую карточки-схемы для создания фантастического растения, фантастического животного, где дети по определённой схеме рисуют тот или иной предмет.

При знакомстве с фруктами и овощами использую моделирование маленькими человечками, где дети изображают твёрдые, жидкие, парообразные вещества. Например: «Как сварить компот?» - «Как сварить суп?»

Перечислю перечень дидактических игр:

1) На развитие логического мышления игра «Логическая цепочка», где дети из перепутанных карточек выкладывают последовательно цепочку. Сюда входят следующие задания:

- «Во что превратится яйцо?»

- «Чем будет зёрнышко?»

- «Кем будет ребёнок?»

- «Кем будет котёнок?»

- «Кем будет телёнок?»

В дальнейшем из этих карточек-цепочек дети придумывают рассказы.

2) Игра «Золушка» представляет собой перемешанный природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи и др. Детям предлагается перебрать в разные ёмкости. Игра направлена на развитие ловкости, внимания.

3) Игра «Город волшебных теней» для младшего и среднего возраста, где мы учим детей узнавать как реальные, так и самые сказочные предметы. Игра способствует развитию творческого мышления.

4) Игра «Дом загадочных частей», где дети берут любую карточку, которая выглядывает из окошка, и создают систему /целый предмет/.

5) Игра «Чудесные вещи» способствует созданию «системы» с помощью вопросов воспитателя. Например: создание домашнего помощника:

- Из чего он будет сделан?

- Как он будет двигаться по квартире?

- Какие звуки он будет издавать при общении?

- Какой аромат он будет издавать?

- Чем хорош такой робот?

- Чем плох?

- Как можно улучшить его качество?

- Какие чудесные услуги сможет оказывать?

- Какое имя будет у него?

б) Игра «Хорошо-плохо» включает в себя положительные и отрицательные стороны объекта.

7) Игра "А если бы. " - «Если бы не было дождя».

Выше приведена лишь часть материала с использованием элементов ТРИЗ. Мы движемся вперёд и всё глубже проникаем в эту систему воспитания и развития дошкольников.

Также ведётся работа с родителями, способствующая формированию интеллекта, развитию творческой личности. Мною используются следующие формы работы:

- дни открытых дверей;

- открытые занятия;

- практические семинары,

- клубная работа.

- индивидуальные беседы;

С помощью родителей изготавливаем пособия, необходимое оборудование.

Таким образом, ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребёнку и в школе, и во взрослой жизни.

Развивая у детей творческое воображение, фантазирование, я способствую развитию логического мышления, памяти.

Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположного тому, что уже познано.

Программа по развитию творческого воображения детей в изодеятельности :

Цели:

1. Развивать абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность.

2. Учить детей рисовать по представлению, ориентироваться на листе бумаги.

3. Обучать детей разнообразной технике рисования различными предметами.

4. Учить создавать новые образы путем преобразования имеющихся представлений.

Содержание программы Младшая группа возраст детей 3-4 года Средняя группа возраст

детей 4-5 лет Старшая группа возраст детей 5-6 лет Подготов. группа возраст детей 6-7 лет Всего

1. Использование «пальчиковой живописи», когда краска наносится пальцами, ладошкой. 2 1 3

2. Использование разнообразных предметов, когда краска наносится на кусочек поролона или бумаги, целлофан, веревку, кусочек моркови или картофеля и др. 1 1 1 3

3. Рисование симметричных предметов (деревьев, цветов, бабочек) путем складывания бумаги. 2 1 1 4

4. Рисование по мокрой бумаге. 1 1 1 3

5. Аппликация из ткани. Сочетание аппликации и рисования (коллаж). 1 1 1 3

6. Лепка из бумаги. 2 1 3

7. «Кляксография» 1 1 1 3

8. Рисование различных предметов по описанию (загадки-шутки). 1 1 2

9. Дорисовывание линий, предметов неопределенной формы до конкретного образа. 1 1 1 3

10. «Говорящие рисунки» (явления природы, приметы времен года). 1 1 2

11. Рисование по контуру руки. 2 1 1 4

12. Рисование по точкам. 2 1 1 4

13. Рисование сказочного домика, фантастических животных, растений. 1 2 3

ИТОГО 10 10 10 10 40

Список использованной литературы:

1. "Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет", Рисуем и познаём окружающий мир. Конспекты занятий, К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин, издательство "Гном и Д", Москва, 2005 г.

2. "Яркие ладошки", рабочая тетрадь для детей 3-4 лет, Н. В. Дубровская, издательство "Детство - Пресс", Санкт-Петербург, 2004 г.

3. "Рисунки, спрятанные в пальчиках", наглядно-методическое пособие, Н. В. Дубровская, издательство "Детство - Пресс", Санкт-Петербург, 2006 г.

4. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", Г. Н. Давыдова, часть 2, Москва, 2007г.

5. "Ознакомление с природой и развитие речи, интегрированные занятия для работы с детьми 5-7 лет", Л. Г. Селихова, издательство "Мозаика - Синтез", Москва, 2006 г.

6. "Мой родной дом" Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, М. А. Арапова-Пискарёва, издательство "Мозаика - Синтез", Москва, 2007 г.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения детей посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческого воображения детей посредством нетрадиционных техник рисования Предоставляю вашему вниманию публикацию на тему: "Развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники рисования" Формирование.

Индивидуальная образовательная программа воспитателя «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» Индивидуальная образовательная программа педагога МДОБУ Ирбейский детский сад №1 «Золотой ключик» Коростелевой Олеси Константиновны.

Консультация для родителей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности. Цель: Познакомить родителей с основными приемами работы, используемые.

Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста» Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста» Полготовила: -Здравствуйте,.

Консультация для педагогов «Развитие творческого воображения детей» .

Развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации Актуальность Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с разнообразным художественным материалом "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с разнообразным художественным материалом" Развитие творческого потенциала.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной.

Влияние развивающих пособий на формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста 31.01. 2018 года на базе МБДОУ Хоринский детский сад "Березка" прошел районный семинар по теме "Развитие творческих способностей в разных.

Влияние развивающих пособий на формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста Влияние развивающих пособий на формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста Бизиборд, одна из придумок Марии Монтессори.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО»
Опубликовано: 8 мая 2018 в 08:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД