Лучший педагог года

Семинар для воспитателей «Сказка учит и воспитывает»

Елена Шевнина
Семинар для воспитателей «Сказка учит и воспитывает»

1

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она помогает родителям доступным языком научить детей жизни, рассказывает им о добре и о зле. Для малышей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых.

Публикация «Семинар для воспитателей „Сказка учит и воспитывает“» размещена в разделах

Народные сказки передавались из поколения в поколение тысячи лет. Сказки были важной частью культуры народа. С помощью увлекательной истории маленький человек с удовольствием усваивал, что такое хорошо, а что такое плохо, что добро всегда побеждает зло, а поэтому лучше быть хорошим.

Достоинство сказок заключаются в следующем:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Неопределенность места действия главного героя.

Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

Победа Добра. Психологическая защищенность.

Наличие Тайны и Волшебства.

Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

1 Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории — это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

2 Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

3 Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок — сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение.

4 Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой :

I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т. д.

2) что было бы, если? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т. д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

II. Проблемные ситуации. Проблемные ситуации дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя.

III. Сочинение сказки.

Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Примерная схема, используемая при сочинении сказок :

Выбор главного героя.

Создание места, в котором приятно находиться герою.

Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они есть).

Описание любимых и не любимых занятий главного героя.

Рассказ о главной мечте (желании) героя.

Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями)

Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя)

2

Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…»

Л. Д. Короткова.

Универсальная методика работы со сказкой, разработанная педагогом Л. Б. Фесюковой, развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.

В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Методом развития мышления и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Задаем вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:

- А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;

- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…

Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной развивающей направленностью. В этом плане нельзя не отметить «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.

Например, ваш ребенок смотрит по телевизору так полюбившийся сегодня мультсериал «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки?». Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели.

Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что с помощью сказки мы можем :

- учить детей сравнивать, сопоставлять;

- формировать привычку доказывать, что это так или иначе;

- ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру:

«Докажи, что Аленка лучше всех»;

«Кого тебе жалко в этой сказке»;

Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

3

Фантастические истории, рассказанные к месту и вовремя, способны раскрепостить ребенка и поддержать его в трудные жизненные моменты.

И еще об одной форме работы. Когда необходимо подобрать, выбрать или сочинить сказку, необходимую в данной ситуации или данному ребенку.

Выбираем сказку.

Дети ориентируются на лучшие качества того человека (или персонажа, которого выбирают себе в качестве образца для подражания. Например, Русалочка из сказки Андерсена, с которой так часто ассоциируют себя девочки, - пример жертвенной, трагичной героини. Иван-дурак - персонаж добрый, хотя и ленивый. Дядя Федор - ответственный и порядочный.

«Полезная» сказка должна моделировать ситуацию, в которую попал ребенок. Например, истории из разряда «о принцессе, которая впервые пошла к зубному врачу» очень полезны в борьбе со всевозможными страхами.

К педагогичным сказкам можно отнести и современные комиксы с супергероями (в обычной жизни они - простые ребята, но владеют силой, помогающей им бороться со злом, смешные стихи («Вредные советы» Григория Остера. Рассказывая такие сказки не нужно указывать на сходство ребенка с персонажем. Ребенок сам все поймет. Такие сказки нужно вместе обсудить. Вот несколько таких сказок :

“Кот, Петух и Лиса” – сказка подходит для деток, которые боятся позвать на помощь, а также с помощью сказки можно объяснить, что семья всегда поможет в неприятной ситуации (вопрос – почему Кот спасает Петуха).

Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

Литература:

1 Read more : https://my-happybaby.ru/skazkoterapiya-ili-vospitanie-skazkoj#ixzz3RnTSBDTQ

2 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Тренинг по сказкотерапии.

3 Фесюкова Л. Б. "Воспитание сказкой"

4 Программа развития речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по методике Л. Фесюковой "Воспитание сказкой"

5 https://www.detskaya.com.ua/vospitanie_skazkoj/

6 https://interes.ucoz.com/publ/vospitanie/skazka_uchit/4-1-0-16

Публикации по теме:

«Сказка учит жить». Консультация для родителей Хорошо известно, что главным средством развития ребенка в дошкольном возрасте является родное слово. Как отмечал великий русский педагог.

Проект «Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит» (с авторскими сказками детей). Вот уже более пяти лет я работаю по программе «Азбука общения» (авторы: Шипицына, Воронова, Защиринская). Замечательная программа, которую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Сказка учит и воспитывает»
Опубликовано: 24 мая 2015 в 11:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД