Семинар «Возможности Глубоковской росписи»

ольга кузнецова
Семинар «Возможности Глубоковской росписи»

МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №79 "Лучик" г. Вологды

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «Возможности Глубоковской росписи в работе с детьми дошкольного возраста»

старший воспитатель Кузнецова О. А.

ЗАДАЧИ:

Закреплять и расширять знания участников практического семинара о значении народного декоративно – прикладного искусства родного края в жизни дошкольника;

Уточнить знания педагогов о народных промыслах Вологодчины;

Познакомить с Глубоковской росписью;

Дать практические умения и знания по использованию Глубоковской росписи в предметном и сюжетном рисовании;

Развивать творческие способности педагогов

Форма проведения:

Практическое занятие

Методы и приемы:

Творческие задания

Блиц - опрос

Практические упражнения

Материалы:

Изделия с Глубоковской росписью, образцы элементов, изобразительные принадлежности, бумага

План:

1. Знакомство с планом работы семинара

2. Сообщение по теме: «Значение народного декоративно – прикладного искусства в жизни дошкольника»

3. Задание: «Назовите народные промыслы Вологодчины»

4. Блиц - опрос

5. Знакомство с Глубоковской росписью (краткая история возникновения, художественно – технические особенности)

6. Практическое упражнение в прорисовке элементов росписи

7. Задание: «Придумайте и нарисуйте образы солнца, используя элементы росписи»

8. «Возможности использования Глубоковской росписи в предметном и сюжетном рисовании с детьми» (рисование насекомых, птиц, животных, растений из элементов росписи).

Ход семинара:

В современных условиях работы дошкольных образовательных учреждений большое внимание уделяется введению регионального компонента в содержание образования.

Цель введения регионального компонента заключается в том, чтобы выстроить систему образования области с учетом сложившихся социокультурных условий; более широко использовать историко–культурный потенциал Вологодчины; интегрировать исторические, экологические, этнографические представления ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края.

Содержание регионального компонента:

краеведческая культура

искусство и история

факты и события, как составляющие части общей национальной культуры России

Региональный компонент базируется на 3х основных сферах:

«Природа»: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка.

«Социум»: история региона, народонаселение, демографические процессы, материальное производство, хозяйственная деятельность, экономические, социальные, политические отношения.

«Культура»: язык, религия, образование, искусство, культурно – бытовые традиции и обычаи.

4 направления работы ДОУ:

физкультурно – оздоровительное: народные, подвижные игры, спортивные игры и т. д.

познавательно – речевое: труд взрослых, история, география, природа, культура

социально – личностное: традиции, семья

художественно – эстетическое: легенды, музыкальный фольклор, деревянное зодчество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба, Вологодский костюм.

Сегодня мы остановимся на художественно – эстетическом направлении, и частности на значении народного декоративно - прикладного искусства в жизни дошкольника.

Трудно переоценить значение этого вида искусства как мощного средства эстетического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, с уважением относиться к труду взрослых. Развитие нового немыслимо без памяти о прошлом. Произведения народного – декоративно – прикладного искусства – вехи исторического пути, пройденного предшествующими поколениями. Они рассказывают о духовном величии и громадных творческих возможностях народа, вселяют в нас и наших детей чувство гордости за Отчизну.

Декоративно – прикладное искусство играет значительную роль в воспитании гармонично развитой личности. Любой его предмет или изделие – произведение искусства, а значит и эталон красоты. «О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония – это не только эталоны явлений или произведений искусства, но и принципы общественной жизни».(1) Кроме того, «народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его нравственности»( 2).

Дошкольников необходимо не только эмоционально воспринимать и ценить искусство народных мастеров, но и приобщать к увлекательному процессу изготовления различных поделок по мотивам народных промыслов. «Художественно – прикладная практика детей характеризуется образностью и утилитарным назначением, которые, однако, проявляются своеобразно, так как продукты детского творчества несовершенны и наивны … Утилитарность здесь определяется воспитательными задачами». (3, 4)

Однако, чтобы в полной мере раскрыть значение декоративно – прикладного искусства в формировании личности дошкольника для наиболее эффективного использования его в воспитательной работе, не достаточно ограничится перечислением положительного влияния на эстетическое, нравственное, умственное развитие. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева (4, 34-36) подробно раскрывают роль изобразительной деятельности (а значит, и декоративно – прикладного искусства) для подготовки детей к школе: формирование элементов учебной деятельности (умение слушать указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу, умение ее проанализировать нужные способы действия для ее решения, самоконтроль и оценка результата); развитие ручной умелости (подготовка к письму); выработка психологической готовности ребенка к школе.

На данный момент существует довольно много программ (парциальных, комплексных) для дошкольных образовательных учреждений. В них определен примерный объем широко известных народных декоративных промыслов с которыми знакомят дошкольников.

- С какими? (педагоги перечисляют)

А вот декоративно – прикладному искусству родного края часто отводится довольно незначительное место в воспитательно – образовательном процессе. На современном этапе проблема недостаточного знания родного края (не только детей, но и взрослых) стала особенно актуальной.

Задание для воспитателей

«Назовите народные промыслы Вологодчины» (разделиться на две команды, выигрывает та, которая назовет промысел последней)

o Вологодское кружево

o Шемогодская резьба (по бересте)

o Плетение из бересты (лапти, корзинки, коробочки, сумки – пестери)

o Тиснение по бересте (Великий Устюг) (оттиск штампиком)

o Пермогорская роспись (посуда, утварь)

o Великоустюжские эмали

o Чернение по серебру

o Деревянное зодчество (церкви, колокольни, часовни)

o Каменное зодчество

o Фрески (Ферапонтово)

o Деревянная утварь – резьба по дереву (прялка, посуда, пряничные доски и др.)

o Деревянная скульптура (храмы, церкви)

o Иконопись

o Гончарный промысел (посуда и игрушка – Вельск)

o Изразцы

o «Мороз по жести» (на тонкий раскаленный лист жести наливали кислоту, которая, вскипая оставляла фантастические узоры. Обивали шкатулки, ларцы.) Великий Устюг.

o Кузнечное дело (16 – 17 век – Устюжна один из центров обработки железа)

o Железо, сталь, медь, бронзу, олово, серебро бронзу подвергали ковке, литью, просекали, гравировали, чернили, чеканили, украшали цветными расписными эмалями, филигранью.

o Ювелирное дело (северная чернь – сплав серебра с медью, свинцом, серой; эмаль по скани (на поверхности предмета витыми железными нитями выкладывали узор).

o Лен, ткачество, набойка, лоскутное шитье, вышивка.

Блиц – опрос

(первая буква – название промысла)

Ч - знаменитый промысел г. Великий Устюг;/ Чернь

В -один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства;/ вышивка

О - заключительный этап городецкой росписи;/ оживка

Х - название народного промысла;/ Хохлома

О - узор, в котором в определенной последовательности повторяются или сочетаются изобразительные элементы;/ орнамент

Р - элемент городецкой росписи;/ розан

Т - элемент хохломской росписи;/ травка

Д - название народного промысла. / Дымково

Знакомство с Глубоковской росписью

• История возникновения

• Художественно – технические особенности

• Прорисовка элементов

Задание для воспитателей

«Придумайте и нарисуйте образы солнца используя элементы росписи»

«Возможности использования Глубоковской росписи в предметном и сюжетном рисовании с детьми» (рисование насекомых, птиц, животных, растений из элементов росписи)

Методические рекомендации:

1. Пополнить содержание уголков Вологодского края в группах

2. Оформить альбомы с прорисовками насекомых, растений, животных, птиц в уголках творчества для самостоятельной художественной деятельности детей.

Литература:

1. «Дошкольное воспитание» 1994, №4;

2. «Дошкольное воспитание» 1994, №10;

3. Мастера Русского Севера. Фотоальбом, М.: «Планета», 1987.

4. Методика изобразительной деятельности и конструированию /под ред. Комаровой Т. С. –М.:,1985

5. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В. Декоративное искусство детям – М.: Просвещение, 1976

6. Пузенкова Л. А. Шенкурская роспись – Архангельск, 1995.

7. Путилова Н. В. Глубоковская роспись – Ярославль, «Нюанс», 1994

8. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во II классе – М.: Просвещение, 1984.

Прикреплённые файлы:

seminar-dlja-vospitat_54b6m.ppt | 10279 Кб | Скачан: 261
 
Публикации по теме:

Духовно-нравственный цикл «Добрый мир»Духовно-нравственный цикл «Добрый мир» С 1 сентября 2012 года в дошкольных образовательных учреждениях нашего Лотошинского района введён курс духовно-нравственного цикла «Добрый.

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Народные промыслы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар «Возможности Глубоковской росписи»
Опубликовано: 2 октября 2012 в 19:22
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...