Папки-передвижки

Семинар «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ в контексте ФГТ»

Галина Скляренко
Семинар «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ в контексте ФГТ»

"Семинар «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ в контексте ФГТ"

Составила: старший воспитатель, Скляренко Г. Н., 1 квалификационная категория (НРМДОУ «Детский сад «Буратино» п. Каркатеевы, Нефтеюганский р. ХМАО-Югра)

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием принципа интеграции в контексте ФГТ.

Задачи:

Публикация «Семинар „Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ в контексте ФГТ“» размещена в разделах

1. Познакомить педагогов с интегрированным подходом к организации образовательного процесса в ДОУ.

2. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов ДОУ.

3. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

План:

1. Практическая часть

1.1Открытый просмотр интегрированной НОД.

1.2 Анализ, самоанализ проведенных мероприятий.

2. Теоретическая часть

2.1 «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».

3. Рефлексия.

Участники: педагоги

Материал и оборудование:

- карточки с заданиями (приложение «Блиц-опрос»);

- ТСО: проектор, ноутбук, экран, слайдовая презентация - «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».

Ход:

Теоретическая часть.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые педагоги! Тема нашего семинара «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».

Предлагаю поиграть в игру «Одновременность», которая поможет нам эмоционально настроиться и работать продуктивно в единой команде.

1. Игра-упражнение «Одновременность».

Всем участникам дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 сек. – это определяется в момент обсуждения) снова хлопнуть.

Ведущий: Предлагаю выполнить задания «Блиц-опрос».

Задания для педагогов.

2. Блиц–опрос: Слайд 2

Напишите нормативно – правовые документы, регулирующие деятельность современной системы дошкольного образования?

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003г.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.09. 2008 г. № 666

-Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009г. № 593)

Федеральные государственные требования (ФГТ) по дошкольному образованию (приказ МОиН РФ от 23.11. 2009г. № 655)

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

(утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010 г.)

- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ Закона Российской Федерации «Об образовании».

Напишите, какие выделяют виды занятий. Слайд 3

Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Напишите, какие направления деятельности отражены в ФГТ к структуре ООП ДО. Слайд 4

4 направления основного развития ребёнка

- познавательно-речевое, - физическое, - социально-личностное,

-художественно-эстетическое.

Напишите, какие Образовательные области отражены в ФГТ к структуре ООП ДО. Слайд 5

10 образовательных областей: •Физическая культура, •Познание, •Музыка, •Труд,•Чтение художественной литературы, •Коммуникация,

•Безопасность, •Здоровье, •Художественное творчество, •Социализация.

Напишите, какая основная форма работы с детьми, отражена в ФГТ к структуре ООП ДО.

В ФГТ игра – основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности для детей.

Ведущий: А теперь предлагаю вашему вниманию слайдовую презентацию «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».

Общая характеристика

В 70-е гг. встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированной образовательной деятельности.

Потребность в этом объясняется целым рядом причин: Слайд 6

• мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

• интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;

• форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ);

• за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;

• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены принципы: Слайд 7

•комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании.

•интеграции образовательных областей.

•принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому,

•сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

Принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Принцип интеграции имеет психологическую основу. Её составляют возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: Слайд 8

•поведение и деятельность дошкольника целостно, недостаточно дифференцированно.

•восприятие целого раньше частей.

•«прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения» (об этом говорят Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев).

(Наглядно-действенное мышление – наглядно-образное мышление – теоретическое логическое мышление.

Механизм интериоризации: практические действия – план образов и представлений - понятия).

Ведущий вид мышления в дошкольном возрасте – наглядно-образное.

Важная задача психолого-педагогической работы – формирование целостной картины мира. Поэтому способы её формирования должны опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: не разделение процесса формирования, а взаимодействие образовательных областей.

Как области взаимосвязаны между собой? Слайд 9

1. традиционный способ – предметный принцип (предметный центризм) построения образовательного процесса (используется в настоящее время). Он характеризуется как «учебная модель» дошкольного образования. Это большой недостаток современного дошкольного образования (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев, А. В. Петровский, Ю. Н. Рюмина, Р. Б. Стеркина и др.).

(как в школе, составили сетку занятий и проводят занятия по «Познанию», «Коммуникации» и пр.).

2. интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу первому. Итак, основной принцип взаимосвязи образовательных областей - интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу предметному принципу.

Примерная структура образовательной деятельности Слайд 10

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Требования к структуре интегрированной образовательной деятельности Слайд 11

• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.

• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.

• Систематичность и доступность изложения материала.

• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Наиболее эффективные методы и приемы Слайд 12

• Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

• Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Методика подготовки интегрированной образовательной деятельности Слайд 13

(рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ)

1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

5. Выявить основной принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.

6. Продумать развивающие задачи.

7. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).

8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.).

10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

Учет условий при планировании и организации интегрированной образовательной деятельности Слайд 14

1. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.

2. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель.

3. При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.

4. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей.

5. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

6. При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности педагогами требуется тщательная координация действий.

7. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.

8. Целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированной образовательной деятельности в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы и, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

Слайд 15Преимущества интегрированных занятий:

• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи. формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

• углубляют представление о понятии. закономерностях., связанных с понятием, расширяют кругозор;

• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

• эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др.

Рефлексия.

Ведущий: Предлагаю сформулировать ответы на следующие вопросы:

- Что мне сегодня понравилось (стиль, способы общения, полученная информация?

-Как я могу использовать полученную информацию в своей работе (в организации деятельности с детьми?

Ведущий: Благодарю всех за хорошую работу.

Анализ интегрированной НОД

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия

1. Качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность.

2. Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов.

3. Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.

Специфика анализа (по С. В. Кульневичу)

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

3. Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

- в создании нового раздела (программы);

- цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

- единичных интегративных занятий.

1. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:

2. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

3. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?

4. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

5. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).

6. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

7. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Литература:

1. Белая К. Ю. Модель образовательной программы ДОУ. // Управление ДОУ 2011, 1)

2. Васюкова Н. Е., Чехонина О. И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности//Детский сад от А до Я. 2004, № 6.

3. Пособие для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений Педагогические условия реализации положений федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (Комментарии и разъяснения). Москва, 2010 г.

4. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008г. // Приложение к журналу «Управление ДОУ».

5. Сайт: Все для детского сада.

Публикации по теме:

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Презентация «Интегративный подход при организации образовательного процесса в ДОУ»Презентация «Интегративный подход при организации образовательного процесса в ДОУ» 25 сентября в нашем саду состоялся семинар для старших воспитателей Орехово - Зуевского района Московской области. На нём я представила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ в контексте ФГТ»
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 14:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД