Педагогическая интеграция

Евгения Солодуха
Педагогическая интеграция

Семинар: «Педагогическая интеграция».

Цель: Разностороннее планирование тематического и интегрированного занятия.

Вопрос: «В чём заключается планирование интегрированных занятий, праздников?»

Многие педагоги задают вопросы: в чём специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Как часто следует их проводить в дошкольном образовательном учреждении.

Сначала попробуем разобраться в терминологии.

Приведу трактовку понятий «комплекс» и «интеграция».

«Словарь иностранных слов»

«комплекс»- совокупность предметов или явлений, составляющие одно целое.

«интеграция»- восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.

«Словарь русского языка» С. И. Ожёгова

Комплекс- совокупность, сочетания чего-нибудь, каких-либо представлений.

Интеграция- объединение в целое каких-либо частей.

«Советский энциклопедический словарь»

Комплекс- совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое.

Интеграция- понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а так же процесс ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Отталкивалась от этих определений разграничивания понятия «комплексные занятия» и «интегрирование занятий»

В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала (поэтического, музыкального, игрового, познавательного) к одной теме.

Например: в конце осеннего периода, подводя итоги наблюдений за природой, в разные осенние месяцы, проводим комплексные занятия «Осень- перемен восемь». В содержании этого занятия включается всё, что дети узнали, выучили, запомнили за 3 последних месяца: и про урожайный сентябрь, и про пёстрый октябрь и про хмурый ноябрь с первым снегом.

Дети поют песни, читают стихи, танцуют, поют, играют и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года- осени. На таком занятии могут прозвучать радостные стихи об урожае, печальные об улетающих птицах, светлая песня «Туча не сердись» и грустная «Дождь стучится к нам в окошко».

Дети слушают музыку, весело танцуют с листочками, играют в игры «Дождик», водят хороводы «огородная- хороводная». В содержании занятий «Осень» объединяется самый разный материал- здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образцах.

Совсем другое дело, когда в основе содержания занятия- тема или образ в одной тональности.

Если речь идёт об осени, а точнее, об осени первоначальной (тихой, светлой, хрустальной) тогда весь репертуар и стихи, и песни и музыка для слушания- должны соответствовать этому настроению. В этом случае можно говорить о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении (или об интеграции) различных искусств и видов детской (в данном случае художественной) деятельности, работающих на создание одного образа.

Так сложилось в практике, что комплексные занятия используются в качестве варианта досуговой деятельности, и темы их чаще всего связаны с временами года и праздничными датами. На таких занятиях исполнительская деятельность детей представлена во всём своём многообразии; требуется предварительная работа, заключающаяся главным образом в разучивании с детьми тех или иных художественных номеров.

Диапазон тем интегрированных занятий гораздо шире, чем занятий комплексных. Например, использование темы природы предполагает не только освещение того или иного времени года, но и знакомство с конкретными природными явлениями («Люблю грозу в начале мая», «Радуга», «Зимние узоры») Для интегрированных занятий можно взять и темы, имеющие патриотическую направленность «Моя малая родина», тему знакомства с растительным или животным миром (Люблю берёзку русскую», «Прекрасные лебеди»)

В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия включают- трудовую, познавательную деятельность (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование). Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например музыкальной.

Так, на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению музыкально-ритмическим движением, музицированию, музыкальному творчеству то они, несомненно, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию и ритм

Примерные темы таких занятий «Музыка и настроение», «Вальс в музыке, песне, движении, сказке».

Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. И предполагает создание условий для эмоциональной, интеллектуальной активности ребёнка, выход на творческую продуктивную деятельность.

И в заключении хотелось бы сказать о том, как часто следует проводить с детьми комплексные и интегрированные занятия в детском саду. Комплексные занятия могут проводится в связи с праздничными датами, наступлением или завершением того или иного времени года, другими событиями.

Интегрированные занятия, как более сложные по насыщенности, требующие серьёзной и предварительной работы, определённой подготовки детей и восприятию того или иного материала, проводятся как правило, один раз в квартал.

Продолжительность занятий обоих видов составляет 20-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и, конечно, возраста детей

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

Проектная деятельность как форма планирования воспитательно-образовательного процесса при реализации ФГТ в ДОУ Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Деревья и листья
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Педагогическая интеграция
Опубликовано: 24 мая 2013 в 22:01
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...