Семинар по обмену опытом на тему «Условия и правила проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста»

Татьяна Бурая
Семинар по обмену опытом на тему «Условия и правила проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста»

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. В нашем случае – это коррекционно-развивающая среда: разработка разновариативных моделей коррекционно-развивающих занятий (игры –путешествия, литературные гостиные, устный журнал, беседы, клубы и др.)

Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др., вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Коррекционные занятия рекомендуется проводить 1 раза в неделю. Занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня; продолжительность занятий 15—30 мин.. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.

Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:

1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.

2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.

3. Начинать занятие следует с разминки, далее организовать повторение (более легкое задание, затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить.

5. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте с подведением итогов прошедшего занятия.

На занятиях можно выполнять рисунки, орнаменты, аппликации, постройки из деталей конструктора, поделки из бумаги, форма которых задается словесно или с помощью схемы взрослым. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по схематическому плану, составленному взрослым. С помощью игр и упражнений необходимо сформировать у детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания (Мозаика, Сложи картинку). Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание и зрительное восприятие.

Пристальное внимание необходимо уделять коррекции и развитию мелкой моторики рук. Управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи.

Для развития движений руки на занятиях можно использовать традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы. Для развития тактильно-кинестетических ощущений предлагаются игры с песком: “Я пеку, пеку, пеку”, “Найди предмет”, “Оставь след”, “Рисунки на песке ; игры с водой. Дети с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, создают волны, смотрят на свое отражение в воде, пускают пузыри. Игры с крупой, мелкими камешками, орехами, природным материалом. Например: “Помоги Золушке перебрать крупу”, “Собери маме бусы”, “Угадай на ощупь”, “Выложи узор”.Кроме того ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, манипулировать предметами различной фактуры (мех, кожа, бархат, шерсть, дерево, фольга).

Предлагать шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер.

Особою роль в развитии играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток, журналов. Прищепки – очень любопытная игра, и хорошая гимнастика для рук. Складывание фигурок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.

Пальчиковые игры занимают важное место в формировании мелкой моторики. Это инсценировка историй, сказок при помощи пальцев. Для развития общей и крупной моторики необходим спортивный инвентарь, шнуровки,мозаики, кольцебросы, массажные коврики…

Систематические занятия конструированием интенсивно развивают у детей сенсорные способности. Для этого необходимо иметь строительные конструкторы разного размера, с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, логический куб, геометрическое лото, вкладыши -формы и т. д.

Основные методы коррекционно-развивающих занятий, используемые мною в работе с младшими школьниками – это игровые методы. Игра- это ведущий вид деятельности для младших школьников. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребёнка, его существование, мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение и другие психические функции.

Проведение коррекционных занятий предполагает наличие дидактических игр разного вида (демонстрация). Необходимо иметь картотеку игр:

по развитию речи, игры на релаксацию, гимнастики для речевого аппарата, упражнения на дыхание, разные виды массажа (лица, шеи, головы и т. д., игры на общение, разные виды психогимнастики, игры и упражнения с разным уровнем двигательной активности, игры на внимание, на развитие памяти, логического мышления и т. д.

И сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в одном из таких коррекционных занятий. В процессе занятия мне хотелось бы слышать ваши высказывания, ответы на вопросы, которые я вам буду задавать. Будьте, пожалуйста, активны.

Перед каждым занятием у нас проводится игра- приветствие, которая способствует повышению общего эмоционального фона, улучшению психологического климата в группе. И сейчас вместе со мной повторяйте слова и движения:

- Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок!

- Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю, я вас всех приветствую!

1. РАЗМИНКА

Цели: создание положительного рабочего настроя в группе, подготовка к предстоящей деятельности.

Игра “Действуй по инструкции”

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”!

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (игра на повторение и новый материал)

Игра “Загружаем корабль”

Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на корабле.

Нам нужно загрузить корабль пассажирами с именами, начинающимися на букву “А”.

Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы и т. д.)

Загрузив наш корабль всем необходимым мы отправляемся в плавание…. и вдруг (звучит музыка шторма)

Игра “Необитаемый остров”

“Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм!

На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть. Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.

Все поочереди достают из мешочка по одному предмету и рассказывают, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые варианты.

Предметы, лежащие в волшебном мешочке:

Газета, спички, дискета, колпачок от дезодоранта, ножик канцелярский, пластмассовая ложка, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, неисправный фотоаппарат.

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг. Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, воображение, тактильные ощущения.

3. ФИЗМИНУТКА

Игра «Лавата»

Все берутся за руки в кругу. Идут приставным шагом и повторяют слова: Дружно танцуем мы, тра-та-та, танец любимый наш лавата. Играющие останавливаются, ведущий говорит: Мои локти хороши, а у соседа лучше. Все берут друг друга за локти и повторяют танец. Затем ведущий говорит: Моя шея хороша, а у соседа лучше. Все выполняют другие движения и т. д.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цели: проверка полученных на занятии навыков, закрепление положительных эмоций, подведение итогов.

В конце каждого занятия проводится упражнение на релаксацию.

Цели: для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Игра «Облака»

Рефлексия “Все у меня в руках”:

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал (а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр.

Публикации по теме:

Центр песка и водыЦентр песка и воды В кабинете психолога оборудован Центр песка и воды. Занятия с таким материалом проводятся в индивидуальной форме. Игры с водой применяются.

План семинара «Дидактические игры в детском саду»План семинара «Дидактические игры в детском саду» МАДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида г. Дрезна Московской областиПлан среднесрочного семинара на 2011-12 учебный год.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Семинар по обмену опытом на тему «Условия и правила проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста»
Опубликовано: 28 января 2013 в 14:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....