Конспект занятия по краеведению «Ах, матрёшка русская!»

Красильникова Галина
Конспект занятия по краеведению «Ах, матрёшка русская!»

Семинар-практикум

Ах, матрёшка русская

Программное содержание: продолжать знакомить детей с разнообразием русских матрёшек; учить различать их, знать характерные особенности семёновских и полхов-майданских матрёшек; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству, любовь и бережное отношение к игрушкам.

Методы и приёмы: рассказ воспитателя, загадка, вопросы, игровой момент, практические действия с предметом, художественное слово.

Пропедевтическая работа: посещение экспозиции «Игрушки наших бабушек» в музее русского быта ДОУ, рассматривание иллюстраций с различными матрёшками, игры с деревянными игрушками народных мастеров, рассказы воспитателя из истории игрушек.

Воспитатель загадывает детям загадку о матрёшке. Затем предлагает рассмотреть игрушки-матрёшки (семёновскую и полхов-майданскую). Обращает внимание на их сходство и различие в форме, в узорах. Рассказывает, кто придумал первую матрёшку.

Развлечение для детей подготовительной к школе группы

В гостях у городецких мастеров

Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству; развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам;

продолжать знакомить детей с древнейшим видом народно-прикладного искусства Нижегородского края и воспитывать у них на этой основе любовь к родному краю, гордость за культурные достижения своей страны;

продолжать знакомить с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями, самобытностью: подбором цветов, элементами узора, его построения;

учить детей составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев;

способствовать проявлению интереса к новым сведениям, потребности расширить свой кругозор,

формировать положительное эмоциональное отношение к усваиваемым знаниям, чувство восхищения народным творчеством.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, наглядность, игровой момент, рассматривание, обследование, беседа, вопросы, описательные рассказы детей, художественное слово, пословицы и поговорки, пение, хоровод, поощрения

Материал: глобус, карта области, иллюстрации, изделия городецких мастеров, дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки.

В украшенный изделиями русских народных промыслов зал под тихую народную мелодию входят дети в русских народных костюмах. Их встречает Хозяйка (воспитатель или музыкальный руководитель). Здороваются («Для дорогого гостя и ворота настежь», «Хозяин весел – и гости радостны», «Видим, что рады вы нам») и хозяйка начинает рассказ.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. (Показывает на карте и глобусе Россию и реку Волгу. Вот здесь стоит старинный русский город – Городец.)

Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву – резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов.

Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это – декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы поставков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

Хоровод «Калинка»

Хозяйка показывает детям предметы (вешалка для полотенец или одежды, кухонная разделочная доска, короб, сундучок, тарелки, игрушки («конь-качалка», «кресло-качалка», скамеечка для кукол). Обращает внимание на то, что самое примечательное в городецкой росписи – это конь, красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами («Конь копытом бьет, удила грызет») и обязательно яркие сказочные цветы. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получались такими сказочными.

В городецкую сказку

Мы попали в мечтах:

Городецкие кони

В городецких лугах,

Птицы гордые на ветках,

А вокруг поля в цвету.

Мы увидим только в сказке

Вот такую красоту!

О. Хренова

Предлагает рассмотреть, потрогать эти предметы и игрушки. (Дети рассматривают изделия народных умельцев, задают вопросы, отвечают па вопросы воспитателя.)

3атем подводит детей к столу, на котором изделия городецких мастеров лежат вместе с дымковскими, филимоновскими и каргопольскими игрушками, просит узнать и отложить изделия Городца, уточняет их отличия от других (материал, узор, назначение).

Воспитатель делает заключение: прекрасные изделия сделали народные мaстepa, славно потрудились, об их труде сложено много пословиц и поговорок.

«Каков мастер, такова и работа».

«Уменье работать дороже золота».

«К большому терпенью придет и уменье».

Спрашивает у детей: «Как вы думаете, почему так говорят? А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?». Выслушивает ответы детей.

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи».

«Работай до поту, так и поешь в охоту».

«Кто труда не боится, того и лень сторонится».

Хозяйка хвалит детей за знания, напоминает о народных умельцах, которые прославили свою Родину и Нижегородский край, желает детям вырасти здоровыми, сильными и трудолюбивыми, просит не забывать народные традиции («В каком народе живешь, того обычая держись»).

Дети прощаются с Хозяйкой, под тихую спокойную музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использаванием ИКТ «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использаванием ИКТ «Русская матрёшка» Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки; развивать интерес детей к.

Зимние постройки «Русские Матрёшки»Зимние постройки «Русские Матрёшки» Оформление участков зимой стало уже традицией. Каждый год мы оформляем всевозможными снежными постройками наши участки. Придумываем сюжеты.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Ах, матрёшка русская!»
Опубликовано: 27 марта 2013 в 14:41
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...