Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Ирина Шишкина
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Авторы: педагог-психолог Шишкина Ирина Евгеньевна, инструктор по физической культуре Иванова Елена Владимировна, методист Едокова Оксана Владимировна.

Цель: предупреждение профессионального выгорания у педагогов; обогащение опыта педагогов методам и приемами по профилактике и коррекции стрессовых состояний у взрослых и детей.

1. Вступительное слово.

Педагог-психолог: "Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с детьми, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении.

Мы сегодня познакомим вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности"

2. Групповая игра «Здравствуй, друг!»

Педагог-психолог: "Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"

Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:

"Здравствуй, друг!" (здороваются за руку)

"Как ты тут?"(похлопывают друг друга по плечу)

"Где ты был?" (теребят друг друга за ушко)

"Я скучал!" (складывают руки на груди в области сердца)

"Ты пришел!" (разводят руки в сторону)

"Хорошо!"(обнимаются)

3. Рисуночная методика «Трещины» (Ваше эмоциональное здоровье).

Ключ к тесту в книге Королевой З. «Говорящий» рисунок. Екатеринбург, 2005.

4. Мини-лекция на тему: "Релаксация и стрессы"

Инструктор по физической культуре: "Мы живем лихорадочной жизнью, скованные - и на работе, и в семейном кругу - бесконечными требованиями и постоянной ответственностью. И хотя пресловутые стрессы не всегда вызывают отрицательный эффект (они, кстати, очень важная и даже обязательная часть нашей повседневной жизни, многие люди все же не могут найти разумный баланс между стрессом и релаксацией.

Релаксация - это активное расслабление. Ее основная цель восстановление нервной системы и, в первую очередь, восстановление ее адекватной (нормальной) восприимчивости, без которой не может быть правильного ответа защитных систем на повреждающий фактор.

Под воздействием стресса мышцы сокращаются, в кровь поступает адреналин, сердце начинает учащенно биться, повышается кровяное давление, учащается дыхание, ускоряется обмен веществ и нас бросает в пот. Такая реакция организма вполне естественна в ситуации «сражайся или удирай», то есть тогда, когда мы находимся в опасности, соревнуемся с кем-либо или сталкиваемся с необходимостью действовать решительно. Наш организм реагирует подобным образом на любые стрессовые ситуации, хотя сила такой реакции может быть различной. А если стрессы преследуют нас в течение всего дня, не позволяя расслабиться и «выпустить пар», организм не успевает вернуться в нормальное состояние.

Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее. Впрочем, установив причину, необходимо свести ее к минимуму либо вообще устранить. Симптомы стресса появляются, когда в течение длительного времени не удается снять напряжение. В каждой ситуации они различны, но у них существуют общие признаки:

Затрудненное засыпание

Беспокойный сон с частым пробуждением

Головные боли

Расстройство пищеварения

Высокое кровяное давление

Вспыльчивость, раздражительность, тревога, плаксивость,

Участившиеся споры с друзьями, домочадцами, быстрая смена настроения

Типичные стрессоры (причины стрессов):

• Эмоциональные и психические: смерть любимого человека; развод или зарыв близких отношений; рождение ребенка; смена работы и др.

• Связанные с окружающей средой: нехватка свежего воздуха и пространства; шум и др.

• Связанные с питанием: потребление в больших количествах кофеина может вызвать раздражительность, ощущение тревоги и беспокойства; алкоголь.

• Курение

В состоянии же релаксации сердце бьется спокойно, кровяное давление снижается, мы дышим ровно, мышцы не напряжены, обмен веществ замедляется.

Стрессы чаще всего вызываются проблемами, связанными с работой. Но озабоченность работой не должна отравлять наше свободное время. Необходимо научиться отвлекаться – переводить дух после работы"

5. Гимнастика для глаз.

Инструктор по физической культуре: "Известный окулист доктор Уильям Бейтс (1860-1931) на основании многолетней практики пришел к выводу о том, что стрессы разрушающе действуют на наше зрение. Он также предположил, что именно стрессы являются главной причиной головных болей и разработал несколько упражнений. Два упражнения мы предлагаем вашему вниманию. "

"Ладони"

Прикройте глаза ладонями. Кончики пальцев должны лежать на лбу. Однако минут пять глаза не закрывайте. Дышите медленно и глубоко. После того как глаза отдохнут, вы ощутите более острое восприятие цвета.

"Фокус"

На минуту сфокусируйте взгляд на объекте, находящемся на расстоянии в 30-60 см от вас, а затем на минуту на другом предмете, который находится на расстоянии 7 м от вас. Повторите эту процедуру три-четыре раза. Упражнение полезно для тех, кто вынужден во время работы напрягать зрение и для тех, кто работает на компьютер.

6. Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

Инструктор по физической культуре: " Управление дыханием – это основной навык, необходимый для того, чтобы быстро успокоиться и расслабиться. Сознательно контролируя свое дыхание, вы на некоторое время отвлекаетесь от стрессовых мыслей. Некоторые дыхательные техники дают быстрый успокоительный эффект. Я предлагаю следующие дыхательные упражнения:

Упражнение 1.

Если возможно, прилягте или сядьте поудобнее.

Закройте глаза и сосредоточьте свое внимание на ноздрях, как в них проникает воздух.

Сделайте медленный и глубокий вдох через нос. Обратите внимание, что проникающий в нос воздух – холодный.

Задержите дыхание на несколько секунд, удерживая внимание в той же самой точке.

Медленно и спокойно выдохните через нос. Обратите внимание на то, что воздух, выходя из ноздрей, уже теплый.

Выполняйте несколько минут, пока не уйдут тревожащие вас мысли, и вы не почувствуете себя спокойным (звучит музыка). Дышите медленно. Помните: выдох в 2 раза длиннее вдоха, после выдоха — пауза на счет "раз-два".

В этом упражнении используются несколько приемов, чтобы успокоить вас:

Закрытые глаза и удобное положение уже немного расслабляет.

При медленном дыхании с задержкой перед выдохом сокращается частота сердцебиений. Особенно это полезно, если вы по какой-либо причине взволнованы, и вам нужно быстро успокоиться. В стрессовых ситуациях можно выполнять это упражнение без подготовительного этапа, если для этого нет времени или места.

Концентрация на движении через ноздри холодного и теплого воздуха занимает мозг и отвлекает вас от других, негативных, мыслей.

Упражнение 2.

Сделав глубокий вдох, задержите дыхание. Не делая выдоха, втяните живот и прижмитесь выступающими поясничными позвонками к подстилке, на которой лежите. Зафиксируйте это положение (лежите так до тех пор, пока оно не станет вас тяготить). Сделайте выдох и полностью расслабьтесь. Полежите немного спокойно. Данное упражнение повторите трижды.

7. Упражнения на релаксацию.

Инструктор по физической культуре:

Упражнение 1.

Сидя на стуле (на постели, сомкните пальцы обеих рук в замок. Положите их на затылок и помассируйте его 10 раз, откинувшись при этом назад. Это упражнение улучшает кровообращение головы.

Упражнение 2.

Сидя, плотно прижмите ладони к ушам. Кончиками пальцев обеих рук побарабаньте по затылку. Это упражнение предупреждает глухоту, снимает головные боли.

"Эта несложная гимнастика займет всего несколько минут, зато ваше самочувствие и настроение заметно улучшатся, и вы настроитесь на рабочий лад"

8. Йога.

Инструктор по физической культуре: "Йога приносит в нашу жизнь гармонию и улучшает общее самочувствие.

Слово "йога" переводится как "единение", поэтому цель тех, кто разделяет эту философию – соединить разум, тело, душу. Мы предлагаем использовать йогу, как метод расслабления.

Вот несколько упражнений, которые помогут снять напряжение и стресс"

"Кошка"

Это упражнение особенно полезно для расслабления мышц шеи, спины и ягодиц. Регулярно выполняя его, вы повысите мышечный тонус, приобретете гибкость.

1. Упритесь в пол ладонями и коленями; руки не сгибайте, ноги поставьте на ширину плеч.

2. Сделайте выдох и, опустив голову, выгните спину к верху.

3. Вдохните и приподнимите голову и таз, выгнув спину вниз. Повторить 5 раз.

"У стены"

Это упражнение уменьшает головную боль и снимает напряжение в ногах. Прежде всего, сядьте на пол и одним бедром упритесь в стену. Затем лягте на пол одновременно с поворотом туловища медленно поверните ноги так, чтобы они упирались на стену. Под голову подложить полотенце, если это необходимо. Ягодицами упритесь в стену; верхняя часть тела, покоящаяся на полу. Должна находиться под прямым углом к ногам, которые следует вытянуть. Расслабьте руки и стопы и побудьте в такой позе минут пять. Можно так же развести ноги в стороны – это позволит включить в упражнение другую группу мышц.

9. Сеанс визуализации "Путешествие к старцу" В. А. Ананьев.

Педагог- психолог: "Символдрама- метод, который нередко называют "переживанием сновидений наяву".

Каждый сеанс символдрамы начинайте с расслабления. Примите удобную позу, на время забудьте обо всех текущих делах. Именно в таком комфортном спокойном состоянии вам станет доступной работа с подсознанием. Образно представляйте, что вы видите, как чувствуете себя в той или иной ситуации, что происходит, как разворачиваются события"

Прослушивание аудиозаписи сеанса визуализации В. А. Ананьев "Путешествие к Старцу"

10. Упражнения после релаксации.

Педагог- психолог: "Люди нервного склада способны к быстрому переходу от состояния расслабления к рабочему. Людям с медленной и слабой реакцией необходимо после расслабления мышц обязательно сделать несколько упражнений:

• лежа, потянуться, напрягая мышцы всего тела, в том числе конечностей;

• стоя, «толкнуть стену», напрягая мышцы рук и ног. Дышать при этом произвольно, возможна короткая задержка дыхания после выдоха.

Итак, улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня, минуты, впечатления. Научитесь жить с юмором. "Юмор — соль жизни, — говорил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет". Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной группы на тему: «Человек. Части тела»Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной группы на тему: «Человек. Части тела» На базе нашего детского сада "Ягодка" г. Жигулевска 1 ноября 2012 года прошел семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей.

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду "Ягодка" г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Наша армия
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Опубликовано: 12 января 2014 в 22:59
+288Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 255.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возраста
Игра — один из лучших способов развития речи детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством,...
Фотоотчет «Международный женский день»
Международный женский день! Каждый год к 8 марта мальчишки и девчонки в каждом детском саду хотят поздравить своих мамочек! Учат и читают для них...
Фототчет «Весна идет!» (весенняя картина в рамочке) с детьми старшей группы
Цель : привлечь детей к созданию картины на весеннюю тематику. Задачи: вызвать интерес к оформлению картин в рамочке, создать условия для творческого...
Нестандартное физкультурное оборудование для развитие глазомера, меткости, ловкости
Предлагаю вашему вниманию нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками для развитие глазомера, меткости, ловкости. Пособие «Поймай...
План работы «Интернет-лектория по воспитанию и обучению гиперактивных детей»
Цель: Организация психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей. Октябрь Тема: Информация о реализации проекта «Шустрик». Задача:...