Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Ирина Шишкина
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Авторы: педагог-психолог Шишкина Ирина Евгеньевна, инструктор по физической культуре Иванова Елена Владимировна, методист Едокова Оксана Владимировна.

Цель: предупреждение профессионального выгорания у педагогов; обогащение опыта педагогов методам и приемами по профилактике и коррекции стрессовых состояний у взрослых и детей.

1. Вступительное слово.

Педагог-психолог: "Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с детьми, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении.

Мы сегодня познакомим вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности"

2. Групповая игра «Здравствуй, друг!»

Педагог-психолог: "Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"

Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:

"Здравствуй, друг!" (здороваются за руку)

"Как ты тут?"(похлопывают друг друга по плечу)

"Где ты был?" (теребят друг друга за ушко)

"Я скучал!" (складывают руки на груди в области сердца)

"Ты пришел!" (разводят руки в сторону)

"Хорошо!"(обнимаются)

3. Рисуночная методика «Трещины» (Ваше эмоциональное здоровье).

Ключ к тесту в книге Королевой З. «Говорящий» рисунок. Екатеринбург, 2005.

4. Мини-лекция на тему: "Релаксация и стрессы"

Инструктор по физической культуре: "Мы живем лихорадочной жизнью, скованные - и на работе, и в семейном кругу - бесконечными требованиями и постоянной ответственностью. И хотя пресловутые стрессы не всегда вызывают отрицательный эффект (они, кстати, очень важная и даже обязательная часть нашей повседневной жизни, многие люди все же не могут найти разумный баланс между стрессом и релаксацией.

Релаксация - это активное расслабление. Ее основная цель восстановление нервной системы и, в первую очередь, восстановление ее адекватной (нормальной) восприимчивости, без которой не может быть правильного ответа защитных систем на повреждающий фактор.

Под воздействием стресса мышцы сокращаются, в кровь поступает адреналин, сердце начинает учащенно биться, повышается кровяное давление, учащается дыхание, ускоряется обмен веществ и нас бросает в пот. Такая реакция организма вполне естественна в ситуации «сражайся или удирай», то есть тогда, когда мы находимся в опасности, соревнуемся с кем-либо или сталкиваемся с необходимостью действовать решительно. Наш организм реагирует подобным образом на любые стрессовые ситуации, хотя сила такой реакции может быть различной. А если стрессы преследуют нас в течение всего дня, не позволяя расслабиться и «выпустить пар», организм не успевает вернуться в нормальное состояние.

Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее. Впрочем, установив причину, необходимо свести ее к минимуму либо вообще устранить. Симптомы стресса появляются, когда в течение длительного времени не удается снять напряжение. В каждой ситуации они различны, но у них существуют общие признаки:

Затрудненное засыпание

Беспокойный сон с частым пробуждением

Головные боли

Расстройство пищеварения

Высокое кровяное давление

Вспыльчивость, раздражительность, тревога, плаксивость,

Участившиеся споры с друзьями, домочадцами, быстрая смена настроения

Типичные стрессоры (причины стрессов):

• Эмоциональные и психические: смерть любимого человека; развод или зарыв близких отношений; рождение ребенка; смена работы и др.

• Связанные с окружающей средой: нехватка свежего воздуха и пространства; шум и др.

• Связанные с питанием: потребление в больших количествах кофеина может вызвать раздражительность, ощущение тревоги и беспокойства; алкоголь.

• Курение

В состоянии же релаксации сердце бьется спокойно, кровяное давление снижается, мы дышим ровно, мышцы не напряжены, обмен веществ замедляется.

Стрессы чаще всего вызываются проблемами, связанными с работой. Но озабоченность работой не должна отравлять наше свободное время. Необходимо научиться отвлекаться – переводить дух после работы"

5. Гимнастика для глаз.

Инструктор по физической культуре: "Известный окулист доктор Уильям Бейтс (1860-1931) на основании многолетней практики пришел к выводу о том, что стрессы разрушающе действуют на наше зрение. Он также предположил, что именно стрессы являются главной причиной головных болей и разработал несколько упражнений. Два упражнения мы предлагаем вашему вниманию. "

"Ладони"

Прикройте глаза ладонями. Кончики пальцев должны лежать на лбу. Однако минут пять глаза не закрывайте. Дышите медленно и глубоко. После того как глаза отдохнут, вы ощутите более острое восприятие цвета.

"Фокус"

На минуту сфокусируйте взгляд на объекте, находящемся на расстоянии в 30-60 см от вас, а затем на минуту на другом предмете, который находится на расстоянии 7 м от вас. Повторите эту процедуру три-четыре раза. Упражнение полезно для тех, кто вынужден во время работы напрягать зрение и для тех, кто работает на компьютер.

6. Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

Инструктор по физической культуре: " Управление дыханием – это основной навык, необходимый для того, чтобы быстро успокоиться и расслабиться. Сознательно контролируя свое дыхание, вы на некоторое время отвлекаетесь от стрессовых мыслей. Некоторые дыхательные техники дают быстрый успокоительный эффект. Я предлагаю следующие дыхательные упражнения:

Упражнение 1.

Если возможно, прилягте или сядьте поудобнее.

Закройте глаза и сосредоточьте свое внимание на ноздрях, как в них проникает воздух.

Сделайте медленный и глубокий вдох через нос. Обратите внимание, что проникающий в нос воздух – холодный.

Задержите дыхание на несколько секунд, удерживая внимание в той же самой точке.

Медленно и спокойно выдохните через нос. Обратите внимание на то, что воздух, выходя из ноздрей, уже теплый.

Выполняйте несколько минут, пока не уйдут тревожащие вас мысли, и вы не почувствуете себя спокойным (звучит музыка). Дышите медленно. Помните: выдох в 2 раза длиннее вдоха, после выдоха — пауза на счет "раз-два".

В этом упражнении используются несколько приемов, чтобы успокоить вас:

Закрытые глаза и удобное положение уже немного расслабляет.

При медленном дыхании с задержкой перед выдохом сокращается частота сердцебиений. Особенно это полезно, если вы по какой-либо причине взволнованы, и вам нужно быстро успокоиться. В стрессовых ситуациях можно выполнять это упражнение без подготовительного этапа, если для этого нет времени или места.

Концентрация на движении через ноздри холодного и теплого воздуха занимает мозг и отвлекает вас от других, негативных, мыслей.

Упражнение 2.

Сделав глубокий вдох, задержите дыхание. Не делая выдоха, втяните живот и прижмитесь выступающими поясничными позвонками к подстилке, на которой лежите. Зафиксируйте это положение (лежите так до тех пор, пока оно не станет вас тяготить). Сделайте выдох и полностью расслабьтесь. Полежите немного спокойно. Данное упражнение повторите трижды.

7. Упражнения на релаксацию.

Инструктор по физической культуре:

Упражнение 1.

Сидя на стуле (на постели, сомкните пальцы обеих рук в замок. Положите их на затылок и помассируйте его 10 раз, откинувшись при этом назад. Это упражнение улучшает кровообращение головы.

Упражнение 2.

Сидя, плотно прижмите ладони к ушам. Кончиками пальцев обеих рук побарабаньте по затылку. Это упражнение предупреждает глухоту, снимает головные боли.

"Эта несложная гимнастика займет всего несколько минут, зато ваше самочувствие и настроение заметно улучшатся, и вы настроитесь на рабочий лад"

8. Йога.

Инструктор по физической культуре: "Йога приносит в нашу жизнь гармонию и улучшает общее самочувствие.

Слово "йога" переводится как "единение", поэтому цель тех, кто разделяет эту философию – соединить разум, тело, душу. Мы предлагаем использовать йогу, как метод расслабления.

Вот несколько упражнений, которые помогут снять напряжение и стресс"

"Кошка"

Это упражнение особенно полезно для расслабления мышц шеи, спины и ягодиц. Регулярно выполняя его, вы повысите мышечный тонус, приобретете гибкость.

1. Упритесь в пол ладонями и коленями; руки не сгибайте, ноги поставьте на ширину плеч.

2. Сделайте выдох и, опустив голову, выгните спину к верху.

3. Вдохните и приподнимите голову и таз, выгнув спину вниз. Повторить 5 раз.

"У стены"

Это упражнение уменьшает головную боль и снимает напряжение в ногах. Прежде всего, сядьте на пол и одним бедром упритесь в стену. Затем лягте на пол одновременно с поворотом туловища медленно поверните ноги так, чтобы они упирались на стену. Под голову подложить полотенце, если это необходимо. Ягодицами упритесь в стену; верхняя часть тела, покоящаяся на полу. Должна находиться под прямым углом к ногам, которые следует вытянуть. Расслабьте руки и стопы и побудьте в такой позе минут пять. Можно так же развести ноги в стороны – это позволит включить в упражнение другую группу мышц.

9. Сеанс визуализации "Путешествие к старцу" В. А. Ананьев.

Педагог- психолог: "Символдрама- метод, который нередко называют "переживанием сновидений наяву".

Каждый сеанс символдрамы начинайте с расслабления. Примите удобную позу, на время забудьте обо всех текущих делах. Именно в таком комфортном спокойном состоянии вам станет доступной работа с подсознанием. Образно представляйте, что вы видите, как чувствуете себя в той или иной ситуации, что происходит, как разворачиваются события"

Прослушивание аудиозаписи сеанса визуализации В. А. Ананьев "Путешествие к Старцу"

10. Упражнения после релаксации.

Педагог- психолог: "Люди нервного склада способны к быстрому переходу от состояния расслабления к рабочему. Людям с медленной и слабой реакцией необходимо после расслабления мышц обязательно сделать несколько упражнений:

• лежа, потянуться, напрягая мышцы всего тела, в том числе конечностей;

• стоя, «толкнуть стену», напрягая мышцы рук и ног. Дышать при этом произвольно, возможна короткая задержка дыхания после выдоха.

Итак, улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня, минуты, впечатления. Научитесь жить с юмором. "Юмор — соль жизни, — говорил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет". Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной группы на тему: «Человек. Части тела»Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной группы на тему: «Человек. Части тела» На базе нашего детского сада "Ягодка" г. Жигулевска 1 ноября 2012 года прошел семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей.

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду "Ягодка" г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Опубликовано: 12 января 2014 в 22:59
+288
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 255.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...