Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как воспитать патриотов»

Татьяна Пономарева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как воспитать патриотов»

Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Как воспитать патриотов“» размещена в разделах

3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;

4. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.

Форма: деловая игра

Деловая игра на тему: «Слабое звено».

Ход семинара-практикума :

Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».

Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение; история РФ и города Саратов; народно-прикладное искусство; ФГОС ДО.

Правила игры:

Наша игра будет проходить с 2 командами. Игра состоит из 7 раундов, которые представляют собой вопросы по нашей теме семинара. Задача команды: быстрее другой команды дать правильный ответ на вопрос и получить фишку. Победит та команда, которая наберет больше фишек и покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне. В конце игры мы подсчитаем фишки и узнаем, какая команда у нас сегодня окажется слабым звеном.

Задача каждой команды проявить свою эрудицию, следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников, соблюдая педагогический такт. Итак, разделимся на команды.

Выберите командира, и в течении 3 минут необходимо придумать название и девиз.

1. Представление команд

Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть в знаниях теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры мне хотелось бы вам кратко рассказать об организации нравственно-патриотического воспитания в нашем детском саду.

2. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Задачи:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Планировать работу целесообразно по темам:

- Моя семья;

- Мой детский сад.

- Мой город;

- Моя страна

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Заповедь А. С. Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

2. Беседы с детьми о стране, родном городе;

3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением ( например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор тех знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.

Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей ребенка действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог. В группах должны быть оборудованы специальные зоны: -для детей младшего дошкольного возраста: уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»);

-для детей среднего возраста: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки);

-для детей старшего возраста: уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву, куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников. Хорошо, если в уголках изобразительной деятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Итак, переедем к нашей игре.

1 раунд игры “Слабое звено”.

Раунд 1

Земля, где ты родился? (Родина.)

Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)

Что изображено на гербе города Саратова? (.)

Древнее название России? (Русь.)

Кого из перечисленных авторов рассматривает вопросы социального развития дошкольников? (Жуковская, Марковская, Шатова, Козлова.)

Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)

“Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)

Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)

Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)

Официальная эмблема государства? (Герб.)

Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)

Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)

Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

Назовите столицу России? (Москва.)

Название вашего региона? (Саратовская область)

Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)

Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)

Что первично? Умения или навыки? (Умения.)

Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель)

Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)

Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РБ, начинай сверху? (.)

Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

Почему Красная площадь так называется? («Красная» - значит красивая)

Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В. В. Мономаха)

– Итак, 1 раунд подошел к концу. Которая команда сдала свои позиции посчитаем…. ?

Раунд 2

Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитании и обучения детей в ДОУ, а так же комплекс требований к педагогическим работникам? (Госстандарт.)

Впервые развернутая система обучения и воспитания человека была разработана (кем) – Ушинским или Коменским?

Основа познания мира, что это? (Чувственное восприятие.)

Что означают “эмпирические знания”? (Знания, основанные на опыте.)

То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это? (Предметно-пространственная развивающая среда.)

Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)

Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)

Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

Чем являются следующие определения:

-формирование любви к родному краю,

-воспитание чувства гордости и за своих земляков,

-умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)

Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)

Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

Документ, охватывающий вес основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно-воспитательного процесса. (Образовательная программа ДОУ.)

Назовите одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в среднем возрасте? (Умение рассказать трудовой процесс – цель, инструменты, действия, результат.)

Назови одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в старшем возрасте? (Иметь представления о разных профессиях и их назначении для общества.)

Кто ввел термин “Народная педагогика”? (Ушинский.)

Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

Подсчитаем результаты….

– Итак, 3 раунд

Продолжим пословицы о России.

«Пословицы о Родине»

- Золоту – старости нет, Родине – …цены нет.

- Всякому мила ….своя сторона.

- Нет ничего на свете краше, …чем Родина наша.

- Родина – мать, …. умей за нее постоять.

- Родная сторона – мать, …а чужая – мачеха.

- Человек без Родины – …что соловей без песни.

Подсчет результатов

Раунд 4

- Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г.)

- Назовите программы, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание? (Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

- На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)

- Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)

- Принцип, который заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знании о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта. (Принцип дифференциации.)

- Правило, которое определяет поведение, духовные качества, необходимые в обществе и отношения к этим правилам. (Нравственность.)

- Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.)

И так 5 раунд. «Путешествие в прошлое России»

Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.

1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

2. Какой день Масленой недели назывался Широким?

(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?

(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

5. Как называется основание печи в крестьянской избе?

(Опечье)

6. Для чего служат печурки? (Для улучшения теплообмена, туда также помещается одежда, обувь, посуда, грибы и травы для сушки)

Раунд 6 «Русский народный костюм»

1. Старинный женский головной убор замужней женщины?

(Кокошник)

2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?

(Косоворотка)

3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?

(Вышивка)

4. Крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?

(Зипун)

5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

Родина, как известно, это прежде всего, родной город. Предлагаю немного отдохнуть и вспомнить достопримечательности нашего города.

Игра с мячом «Достопримечательности города Саратова» Участники встают в круг. Передавая мяч друг другу, называют достопримечательность города, с которой они хотели бы познакомить воспитанников

(Саратовская консерватория, цирк бр. Никитиных, парк «Липки», набережная космонавтов, театр оперы и балета, парк «Победы» Журавли, церковь «Утоли Моя печали», городской парк, художественный музей им. А. Н. Радищева, Проспект. Кирова, краеведческий музей, Национальная деревня народов Саратовской области, Саратовский лимонарий, Дом П. А. Никитина, памятник Столыпину, Музей-усадьба Чернышевского, Крытый рынок, Памятник влюбленным, Музейная площадь и др.)

Итак, Раунд7

В каком году был основан Саратов? (1590 г.).

1. Сколько раз закладывался наш город? ( три: 1590, 1617,1674 г.).

2. Почему наш город называется именно Саратов? (1.«Татарское название Саратов состоит из двух слов: сарый - желтый и тау - гора, 2. «сар атав» - «низменный остров» 3.«сарык атов» - «ястребиный остров»).

3. Кто был основателем города Саратов? (князь Г. О. Засекин и стрелецкий голова Ф. М. Туров).

4. На какой реке стоит город Саратов (Волга).

5. На каком берегу реки Волги расположен г. Саратов? (правый берег Волги)

6. Какой император был в Саратове? (Петр 1).

7. Какая церковь или собор были заложены при императоре Петре 1 (Троицкий собор на музейной площади).

8. Какая императрица начала заселять Саратовские земли немцами (Екатерина II)

9. Какая фабрика начала работать первой в (России) Саратове в 1828 году (табачная фабрика).

10. Когда Саратовцы увидели первый пароход? (в 1820 году первая половина 19 века).

11. Когда появился общественный транспорт в Саратове? (Вторая половина 18 век).

12. В каком году началось строительство железной дороги в Саратове (1871 год).

13. Первый общедоступный музей чьего имени был открыт первым в (России). Саратове? (художественный музей им. А. Н. Радищева 1885 г.).

14. С какого года действует государственный Саратовский классический университет? (1909 г.).

15. Самая длинная улица Саратова (Чернышевского).

16. Какие театры вы знаете в городе Саратов? (театр драмы им. И. А. Слонова, театр юного зрителя им. Ю. А. Киселева, театр оперы и балета, театр кукол «Теремок», театр кукол «Романтик», театр русской комедии, театр фокусов «Самокат» театр «Балаганчик» саратовский театр хоровой музыки, консерватория, филармония).

17. Перечислите знаменитых людей России, которые родились и выросли в Саратове (О. П. Табаков, О. И. Янковский Б. Андреев, Алена Апина, Владимир Конкин, Сергей Филиппов, Е. В. Миронов, Л. А. Русланова).

18. Какое заведение было построено самое первое в России именно в Саратове? (стационарный цирк братьев Никитиных).

19. Какие писатели родились в Саратове (А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, К. А. Федин, Л. Кассиль).

20. Сколько районов имеет город Саратов, и перечислите их? (Волжский, Кировский, Ленинский, Заводской, Октябрьский, Фрунзенский-6 районов).

21. Какие парки отдыха вы знаете в Саратове? (парк «Липки», детский парк, городской парк культуры и отдыха, парк «Победы», кумынская поляна).

22. Чье имя носит набережная космонавтов? (им. Ю. А. Гагарина).

23. Какие учебные заведения носят имя Ю. А. Гагарина? (Технический университет, профессионально - педагогический колледж).

24. Какая причина повлекла за собой необходимость перестройки старого города Саратова из деревянного в кирпичный? (частые пожары).

25. Кто знает, какая протяженность моста через реку Волгу? (около 3 км.).

26. Какие национальности проживают в Саратове? (Русские, Татары, Украинцы, Армяне, Казахи, Азербайджанцы, Мордова, Евреи, Чуваши).

(жюри оценивает, кто больше и правильно ответил на вопросы)

На этом наша игра закончена. Давайте подведё м итоги:

Все ребята - молодцы

Все ребята - удальцы

Соревновались дружно

И победила дружба!

Вот и завершился наш семинар-практикум. Я надеюсь, что все участники семинара обобщили, уточнили и закрепили свои знания по истории нашей Родины и нашего родного города и готовы поделиться ими со своими воспитанниками. Саратов является маленькой частью нашей огромной Родины, но своими традициями, своей историей, своим трудом он вместе со всеми составляет силу и мощь нашего большого государства. Желаю вам успехов в вашей педагогической деятельности!

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как воспитать патриотов»
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 14:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД