Семинар практикум для педагогов ДОУ «Речь на кончиках пальцев»

Анна Чулкова
Семинар практикум для педагогов ДОУ «Речь на кончиках пальцев»

Семинар практикум на тему: Речь на кончиках пальцев.

Цель: показ педагогам ГБОУ приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дощколят.

Задачи: Развивать память, внимание,мышление,речь,глазомер,творческое воображение, и познавательный интерес у детей.

Формировать правильный захват карандаша и ручки,обучать ловкости в обращении с ними, тренировать мышцы рук детей.

Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе,а так же индивидуально.

Ход семинара-практикума:

“Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант

Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики рук. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности то есть исследование предметов, их свойств и качеств (форма, цвет,строение, величина, пропорции, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, “Идёт коза рогатая”, “Сорока”, играли в “Ладушки”, сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили взаимодействие развития речи детей и степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило,если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 5с. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.

6с. Для развития мелкой моторики рук существует много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:

7с Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

1 Органов движения.

2 Органов познания.

3 Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

8с массаж и Самомассаж -для того чтобы разогреть пальцы.

Улучшает координацию произвольных движений.

• Тонизирующее воздействие на ЦНС.

• Восстановление ослабленных мышц.

• Снятие напряжения.

• Воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Массаж и самомассаж сопровождается потешками и проговариванием стихов.

Прим. «Топ и Шлеп по всюду вместе

Топ идет : то-оо-п, то-о-оп.

И Шлеп вперед: шле-ее-п, шлее-е-п.

В это время гладим и похлопываем ладошки.

9с Пальчиковые игры и упражнения – могут быть: без предметов и с предметами. И так же сопровождаются проговариванием стишков

Прим:

1Упр. «Гусь гогочет» сопровождается словами:

«Га-га-га гусь гогочет, ущипнуть меня от хочет.»

Особое внимание уделяется правильной технике выполнения упражнений.

2Упр. «Зонтик» -по очереди соединяем пальцы рук получается зонтик.

Кап-кап-кап- закапал дождик.

Быстро Топ раскрыл свой зонтик:

Раз,два,три,четыре,пять-

Дождику нас не достать.

3Упр. «Парашютисты»

Упражнение выполняется с пропеванием гласных звуков.

«Мы летим на парашюте.

Мы серьезны и не шутим:

Вместе с ветром мы вдвоем,

Звуки гласные поем: И-А, А-У; У-И, И-О; А-Э, Э-И.» АОУИЭ.

10-11с Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело,синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимании и следовательно облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Прим. Упр. последовательно сменяющие друг друга.

1. Колечко-поочереди перебирать пальцы.

2. Ладонь-кулак-ребро. Упр. выполняются одной затем другой рукой, так же двумя руками вместе.

12с Пальчиковый театр

Инсценировка сказок или придуманных историй по средствам пальчикового театра способствует успешному развитию эмоционально окрашенной диалогической и монологической речи

13сРабота с пластилином, тканью.

14с Оригами.

15с Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.

16с Работа с природным материалом

Все это также развивает ручную умелость детей.

Наша речь включает в себя и графическую составляющую - это письменная речь

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, кисти, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У некоторых детей можно наблюдать слабый тонус, что ведёт к начертанию тонких,прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры- В этом случае рука ребёнка быстро устаёт. Руки такого ребенка сильно напряжены и он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

17с Графические диктанты и линейные дорожки

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить хорошую основу для формирования правильного письма.

В процессе работы с мелкой моторикой рук развивается сила руки, её ловкость, внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, образное мышление,фантазия,осуществляется подготовка руки к письму. Развивайте мелкую моторику рук через игровые упражнения, а так же в быту предлагая ребенку

1 Застёгивать и расстёгивать пуговицы.

2 Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

3 Завязывать шарф, бант.

В нашем детском саду для развития речи так же практикуется Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания детей, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

и сейчас Елена Викторовна покажет как она проводит со своими детками логоритмические занятия.

Практическая часть мастер-класса.

Статические упражнения:

1. “Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).

Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

2 “Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

3 “Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

4 “Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

5 “Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

6 Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.

Упражнения, направленные на координацию движения:

“Ножницы-собака-лошадь”;

“Гусь-курица-петух”;

“Кулак – ребро – ладонь”;

“Зайчик – коза – вилка”.

Выполнение творческого задания.

Загадки. (елочка,лошадка) сопровождаю упражнениями «лошадка,елочка"

Педагогам предлагается разделиться на две подгруппы для выполнения предложенного задания.

Делаем руками: 1. Елочка объемная из цветной бумаги, 2. лошадка из конфет и гофрированной бумаги.

Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики. Лепка» Данная презентация поcвящена пользе развития мелкой моторики рук. Она влияет на внимание, мышление, координацию, воображение, наблюдательность,.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» 20 декабря 2012 года на базе нашего детского сада "Ягодка" прошел семинар-практикум для родителей на тему:"Многообразие способов развития.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Семинар практикум для педагогов ДОУ «Речь на кончиках пальцев»
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 13:14
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...
Стихи. «Лесная гостья», «Елочка», «Елочка — краса!»
ЛЕСНАЯ ГОСТЬЯ Гостья к нам пришла лесная, Ах, красавица, какая! Огоньки на ней горят, Бусы яркие блестят! Зайцы, белочки на елки И снежинок хоровод,...