Семинар — практикум для педагогов «Кризис… Выход из него»

Елена Ильинова
Семинар — практикум для педагогов «Кризис… Выход из него»

Цель: познакомить с видами кризисов; научить адекватно, реагировать на кризисные ситуации.

Содержание:

1. Упражнение «Приветствие».

2.«Сказка о Волшебнике» (медитация).

3. Информирование педагогов «Что такое кризис и пути выхода из него»

4. Игра «Найди пару»

5. Информирование «Стресс»

6. Тест «Подвержены ли вы стрессу?»

7. Антистрессовое упражнение.

8. Антистрессовое действие чая.

9.«Ваши Инь и Янь».

10. Рефлексия.

Ход:

1. Упражнение «Приветствие».

Участникам предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя, мне приятно тебе сказать…».

2.«Сказка о Волшебнике» (медитация).

Занятие начинается с чтения сказки о Волшебнике под спокойную музыку.

Давным – давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но, глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, чего не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Многие приходили к нему за советом.

Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все.

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.

Как-то раз Волшебник сказал людям:

- Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.

- Зачем же ты оставляешь нас? – грустно сказали люди. – Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости, - попросили они.

- Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете? Все что нас окружает, живет в своем Ритме. И свой ритм у каждого из нас.

Люди замерли, закрыли глаза и услышали, как дышит земля – ровно и спокойно, как плещутся о берег волны – то быстро, то неторопясь. И главное каждый из них услышал собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание…

И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.

- Удивительное и Волшебное растет внутри нас, - с восторгом сказали они Волшебнику.

- Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. – Ведь Волшебство – это умение слышать и чувствовать Ритм Природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой Ритм и разбудить Творца, живущего внутри каждого, и начнется Волшебство.

- А как мы будем им пользоваться? – спросили люди.

- Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, а потом вылепить его из глины, - ответил Волшебник. – И постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться.

Можно научиться слышать внутренний Ритм другого человека, находить соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.

Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность…

3. Информирование педагогов «Что такое кризис и пути выхода из него»

Кризис – это поворот жизненного пути, который меняет ход жизни и затрагивает жизненные ситуации, происходит крушение привычного плана жизни.

Причины:

Болезнь, травма

Объективные причины (смерть, землетрясение)

Возрастные

Типы:

Событие свершилось его не изменить

Неотторжимое приобретение (жить с чем-то или кем-то)

Событие, не поддающееся контролю (потеря работы)

Предвосхищающее событие (уход на пенсию, разлука)

Отсутствие событий (несоответствие желаемого с действительным)

Стадии:

1. Напряжение: шок, отрицание (высказывания «не может мыть», «это не со мной»)

2. Впадение в кризис: гнев, обида, обвинения, поиск виновного.

3. Активный кризис: навязчивые мысли, желание все вернуть. Впадение в депрессию, страдания, дезориентация (отдаление от людей, нарушение аппетита, сна).

4. Реорганизации: новые планы, выход из кризисной ситуации.

Уровень фоновой тревоги, царящей в обществе, в связи с кризисом растет день ото дня. Что же необходимо делать, чтобы уберечь себя от стресса и нервного срыва в связи с кризисом? Каждое событие по своей сути нейтрально. Важно только наше к нему отношение. Кризис – это событие, на приход которого мы повлиять никак не можем. Поэтому остается только принять его. Но и это не все. Принять – и полюбить. За что? За те возможности, которые он нам дает. Возможности изменить свою жизнь, избавиться от того, что в ней было лишнего, избыточного, или недостаточного.

Очень важно помнить, что все тревожные времена лучше переживать в коллективе: в рабочем, в семье, может быть, в группах единомышленников. Поставьте себе задачу стать центром опоры для своей семьи и сослуживцев. Помните, что все неэффективные, искусственные связи в кризис рвутся. Начинают цениться дела, а не слова, искренность, а не «крутизна». Кризис – это лучшее время, чтобы избавиться от всего ненужного в ваших отношениях – в семье, на работе, и установить настоящие, крепкие и глубокие связи. Предлагайте помощь вашим близким – и цените помощь, которую получаете от них.

После информирования педагогам предлагается вспомнить любую кризисную ситуацию:

какие чувства переживали,

какое состояние было

с помощью, каких способов смогли выйти из этой ситуации

какой вывод сделали на основе этой ситуации

Каждый педагог делится своим опытом.

Подводится итог, что способов выхода из каждой ситуации несколько.

4. Игра «Найди пару»

Участникам раздаются карточки, на которых написан выход из кризисной ситуации:

- физическая работа;

- занятие спортом;

- прием пищи;

- релаксация;

- новые знакомства;

- посещение развлекательных заведений;

- чтение художественной литературы;

- вышивание;

- рисование;

- посещение бани, сауны.

Все карточки имеют пару. Игроки должны прочитать, что написано на карточке. И по сигналу ведущего начинают изображать действия. Задача каждого найти свою пару.

5. Информационная часть «Стресс».

Кризис вызывает стресс.

Стресс в переводе с английского означает «напряжение». По классическому определению Ганса Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме.

В динамике стрессового реагирования выделяютсятри фазы:

1. РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, проявляющаяся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2. ФАЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ, позволяющая организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3. ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ, затянувшийся стресс приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способностям сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Стрессов вообще нельзя избежать. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные условия. Такие реакции представляют собой механизмы естественной биологической защиты человека. Разрушить их – значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

Стрессы современного человека.

1. КУЛЬТУРНЫЙ СТРЕСС.

Он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать. Такой стресс чаще всего встречается в работе младшего и среднего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС.

Наиболее часто этот вид стресса встречается у бизнесменов и любого руководящего состава. Каждый, кто хоть раз брал на себя какую-либо ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для которого необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информация. Тут и возникает проблема: информационная перегрузка, человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. Ответственность, которая на нём лежит, - это и есть стрессор при информационном стрессе.

3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС.

Это один из ведущих стрессов современности. Каждую минуту нас окружают сотни и тысячи людей. Мы находимся в непрерывном процессе общения. Находясь на работе, человек не имеет права отказаться от общения с окружающими, однако человек – не робот. Неизбежно возникают обиды и разногласия, как результат – эмоциональный стресс.

Этот стресс распространяется повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую совершенно незнакомыми.

4. СТРЕСС БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается, нечего делать, им овладевает скука. Скука – это тоже разновидность стресса, не менее опасная, чем все остальные.

Человек всё бросил и решил отдохнуть. Всем помахал рукой и уехал в одиночестве на дачу или закрылся дома один. И загрустил – делать нечего. Оказывается: что на работе, что вне её – никакой радости. Такой стресс появляется у человека, не умеющего правильно отдыхать. Следовательно, он и работать будет не очень хорошо, и в коллективе ему будет нерадостно, так же как и коллективу, он будет не особенно приятен: вечно усталый, грустный человек. Правильно отдыхать тоже нужно уметь.

Обобщая всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что обычный физиологический «первобытный» стресс быстро проходит. Человек среагировал – «напал или убежал», стресс выполнил свою функцию и закончился. Современный стресс, как правило, остаётся «неотреагированным». Организм мобилизовал все свои ресурсы, а выплеска энергии не произошло, напряжение осталось. Это и является причиной возникновения многих проблем в жизни современного человека.

Мозговой штурм «Признаки стресса».

1. Постоянная усталость;

2. Бессонница;

3. Нехватка времени;

4. Невозможность сосредоточиться;

5. Невозможность принять решение;

6. Плохой или чрезмерный аппетит;

7. Повышенная раздражительность;

8. Недовольство собой, неуважение к себе;

9. Боли в области позвоночника;

10. Головные боли;

11. Чувство беспомощности и безнадёжности;

12. Необоснованный страх и тревога;

13. Злоупотребление курением и алкоголем;

14. Потеря интереса к своему внешнему виду;

15. Сексуальные расстройства;

16. Головокружение;

17. Скачки давления;

18. Нервный тик;

19. Речевые затруднения;

20. Расстройства пищеварения.

Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих.

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и др.

К этому «букету» стрессоров добавляются и проблемы в личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Краеугольным камнем в возникновении стресса является проблема адекватной самооценки.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема заключается в том, как профилактировать стресс, воздействие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь таково: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Совершенно очевидно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и прочее отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

6. Тест «Подвержены ли вы стрессу?»

На каждый вопрос вы можете ответить «да», «нет», «иногда».

1. Часто ли у вас появляется чувство усталости?

2. Чувствуете ли вы ухудшение способности сосредоточиться?

3. Замечаете ли вы, что ваша память стала хуже?

4. Есть ли у вас склонность к бессоннице?

5. Часто ли вас беспокоят боли в области позвоночника?

6. Бывают ли у вас сильные головные боли?

7. Есть ли у вас проблемы с аппетитом?

8. Замечаете ли вы, что отдых не даёт желаемого результата?

9. Скучаете ли вы на работе?

10. Легко ли вас вывести из себя?

11. Замечаете ли вы за собой склонность к излишней суете?

12. Часто ли вам хочется выпить?

13. Часто ли вы курите?

14. Бывает ли, что вам трудно завершить мысль?

15. Часто ли вы перестаёте себе нравиться?

16. Часто ли вам без видимой на то причины становится тревожно?

17. Часто ли вам не хочется видеть вообще никого?

Обработка результатов.

Подсчитайте набранное вами количество баллов: да – 2 балла, иногда – 1 балл, нет – 0 баллов.

0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях вы спокойны и рассудительны. Если набрали от 0 до 5 баллов, то вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности к стрессам – это действительно невероятно.

10 – 25 баллов. Стрессы вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для вас большой трудностью.

25 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: вам надо срочно изменить свою жизнь.

7. Антистрессовое упражнение.

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти негативные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до её полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из неё.

[b] 8. Антистрессовое действие чая. [/b]

Чай хорош до стресса, во время стресса и после стресса, убеждены исследователи.

Как профилактическое средство, он повышает устойчивость к физическим, психическим и эмоциональным нагрузкам.

Благодаря тому, что он повышает выносливость и оттягивает наступление фазы истощения, его рекомендуют применять непосредственно во время сложной ситуации (разумеется, если есть такая возможность).

И, наконец, его способность восстанавливать силы, а также содержание в нем витаминов и микроэлементов делают его незаменимым напитком в послестрессовой обстановке.

Черный чай помогает пережить стресс

В результате длительного многоуровневого исследования британским ученым удалось научно обосновать закономерность, которую большинство рядовых британцев считают очевидной. По данным исследователей, регулярное употребление черного чая сокращает период восстановления после перенесенной стрессовой ситуации.

Эксперимент, проведенный сотрудниками Университетского колледжа Лондона, показал, что обычный черный чай, в отличие от идентичных по вкусу, цвету и запаху заменителей этого напитка, способствует снижению уровня гормона стресса кортизола.

11.«Ваши Инь и Янь».

Древнекитайское представление об инь и янь, символ которого вы видите на рисунке, это представление о равновесии и взаимопревращении противоположностей.

Темная «рыба» (инь) – символизирует силу становления. Она обозначает все таинственное, темное, холодное, ночное, чуждое, отстраненное. Светлая «рыба» (янь) символизирует силу действия. Она обозначает все светлое, солнечное, дневное, теплое, летнее, сухое, огненное. Когда каждая из рыб достигает самого своего большого размера, она меняет цвет.

Эта символика говорит о том, что нет никого и ничего, что бы было всецело плохим или всецело хорошим, полностью темным или полностью светлым, совершенно счастливым или совершенно несчастным. Если бы всегда было светло, мы бы не ценили свет, потому что не знали бы, что такое тьма.

Небольшое темное пятно на светлом и небольшое светлое пятно на темном обозначают зачатки перемен. Все может превратиться в свою противоположность. В неудачи заложены зерна успеха – если вы знаете, как учиться на неудачах. В успехе скрыты зерна неудач – если вы, достигнув успеха, не будете двигаться дальше в ногу со временем.

Символическое изображение инь и янь напоминает о том, что все в нашей жизни должно быть в равновесии.

12. Рефлексия.

Участник, в чьих руках находится свеча, говорит о том, что нового и интересного для себя он узнал на занятии.

Карточки для игры «Найди пару»

Физическая работа Физическая работа

Занятия спортом Занятия спортом

Прием пищи Прием пищи

Релаксация Релаксация

Новые знакомства Новые знакомства

Посещение развлекательных заведений Посещение развлекательных заведений

Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы

Вышивание Вышивание

Рисование Рисование

Посещение бани, сауны Посещение бани, сауны

Публикации по теме:

Выставка творческих работ детей старшего дошкольного возраста «Ожившие сказки»Выставка творческих работ детей старшего дошкольного возраста «Ожившие сказки» По наблюдениям педагогов нашего учреждения экономический кризис привел к тому, что большинство семей попали в разряд малообеспеченных.

Семинар «Уроки безопасности» В ноябре 2012 года, В нашем Детском саду №19 "Чебурашка", прошёл семинар-практикум "Уроки безопасности". Цель. Обмен опытом работы с дошкольными.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Семинар — практикум для педагогов «Кризис… Выход из него»
Опубликовано: 15 марта 2013 в 00:01
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...