Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»

Светлана Глущенко
Семинар-практикум для педагогов «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда!

Конфуций

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению“» размещена в разделах

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Уважаемые коллеги! Предлагаю для вас следующие рекомендации для сохранения своего здоровья :

– Начинайте каждый день с чувством радости.

– Поддерживайте это состояние в течение дня.

– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

– Питайтесь регулярно и разнообразно.

– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

– Не переедайте на ночь.

– Спите не менее 8-ми часов в сутки.

– Занимайтесь физическими упражнениями.

– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

– Любите свою душу и тело.

– Старайтесь окружить их комфортом.

В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому - повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств. Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело. После напряженного рабочего дня надо полноценно восстановить свои силы. Согласитесь, что иной раз к концу дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся вместе, раз мы уже так устаем сейчас, то что будет с нами через год-два? Надо что-то делать уже сегодня!

Заповеди психологического здоровья.

• Не надо «переделывать» окружающих на свой лад

• Не оставайтесь один на один с неприятностями

• Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства

• Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес»

• Умейте смотреть на себя со стороны

• Не удерживайте в сознании тревожные мысли

Многочисленные исследования говорят о неблагополучном состоянии здоровья современного педагога. Профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушения здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Давайте зададимся вопросом: Почему в современном обществе возникла такая проблема? (рассуждения педагогов)

Во-первых, профессия педагога - профессия здоровьеразрушающая;

во-вторых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет в педагогику.

Одной из причин заболеваний является стресс.

? 1 задание – назовите ключевые слова, характеризующие данную тему:

здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

психологическое здоровье- высокая социально – психологическая адаптация, проявляющаяся в гармоничных отношениях с окружающими, субъективным ощущением психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни.

эмоциональное выгорание- это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотерапевтические воздействия.

профилактика (психогигиена)- система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья, как учащихся, так и педагогов.

эмоции-(от лат. emoveo –потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

психическое выгорание понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

стресс- (от англ. Stress- давление, напряжение) - состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры, проявляемое на физическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В начале семидесятых годов XX века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление, головные боли, бессонница, общее ухудшение здоровья). Работа перестает приносить удовольствие, а напротив, вызывает даже враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Это явление удачно назвали «выгоранием».

Это интересно!

Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974-м для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

? Назовите профессии, которые, на ваш взгляд, являются наиболее подвержены эмоциональному выгоранию?

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие или плата за мастерство».

Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Эта эмоциональная напряженность не может не сказаться на здоровье и самочувствии педагога.

Профессия «педагог», иначе «работа сердца и нервов», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Что касается профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Она характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концен-трация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы та-кого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. «Запах горящей психологической проводки». Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

ВОПРОС: «Назовите симптомы (признаки) эмоционального выгорания педагогов

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА:

психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА:

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.

ВОПРОС: «Как думаете, в каком возрасте педагоги наиболее подвержены СЭВ?»

Это интересно! Многочисленными исследованиями были выявлены особенности проявления состояния эмоционального выгорания

В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет.

У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем проявления эмоционального выгорания является невысокой (8-11%). В первом случае, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование технологий воспитания, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние.

У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22%.

Изучая "выгорание" у профессионалов, психологи выяснили, что данное явление "инфекционно" : те, кто подвержен синдрому эмоционального сгорания, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу всобрание "выгорающих".

ВОПРОС: «В каких ситуациях наиболее часто проявляются признаки СЭВ?»

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:

• Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);

• Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами;

• Образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция-защитная);

• Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

• Окончание учебного года.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслабления, организации перерывов в работе).

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы "вернуться", ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслач, полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.

Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс.

Какие же факторы в деятельности педагога являются причиной появления эмоциональной неустойчивости?

«Причины проявления эмоциональной неустойчивости» и факторы.

Ученые, исследующие эмоции, опираясь на многолетний опыт работы, признают необходимость их рациональной регуляции и считают, что причины проявления эмоциональной неустойчивости в деятельности педагога обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся:

• социальный (изменения в системе общественных ценностей, повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни, непрестижность профессии,

недооценка общественной значимости дошкольного образования, неудовлетворенность социальным окружением на работе - «чисто женский коллектив»);

• материально-бытовой (условия жизни и быта, материально-техническое обеспечение работы, снижение жизненного уровня);

• фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, благополучие, физическое и психическое здоровье детей);

• фактор взаимодействия - неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности : конфликтность в системах 1) «руководитель-подчиненный» (отсутствие оптимального руководства, невнимание к личности сотрудника, неудовлетворенность решениями руководства); 2) «коллега-коллега» (недобросовестное отношение к работе, психологическая несовместимость коллег, неблагоприятный психологический микроклимат); 3) «педагог- ребенок» (нарушение дисциплины, непонимание ребенка, особенности современных детей); 4) «педагог- родители» (игнорирование требований к ребенку со стороны детского сада и семьи, необоснованные претензии к воспитателю);

• организационно-административный (перегруженность поручениями, открытые занятия, педсоветы, непродуманное введение новшеств, нечеткая организация и планирование деятельности, завышенные нормы численности детей в группе детского сада).

Субъективные факторы, т. е. психологические особенности личности, личностные (мотивационные, эмоциональные, нравственные и др.) характеристики, провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности. Результат их воздействия - «экономия» эмоциональных ресурсов («не обращать внимания», «беречь нервы», т. е. эмоционально игнорировать напряженную ситуацию). А это влечет за собой разного рода негативные последствия и для самочувствия, и для здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой.

Что касается причин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности, то педагоги выделяют следующие :

- высокую эмоциональную включенность в деятельность - эмоциональную перегрузку (34%);

- отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%);

-жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год,

- ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%);

- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%);

организационные моменты педагогической деятельности : нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%);

- ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%);

- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%).

Давайте задумаемся, разве только объективные причины разрушают здоровье педагога. Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не рассыпается на части, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, могло быть и хуже, все таки везучий я человек»

Мировоззрение человека, его личностные качества – главная причина жизненной устойчивости.

Причинами, разрушающими здоровье, могут быть:

- неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;

- неумение жить в данный момент, считая его главным в жизни;

- наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;

- неумение найти место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии и тем самым сохранить здоровье.

Психические причины:

- неумение противостоять стрессам;

- отсутствие управления своими эмоциями;

- неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости.

Мы предпочитаем верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Предлагаю вам познакомиться с приемы саморегуляции, кторые помогут вам справиться со стрессовыми ситуациями.

Саморегуляция—это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управлением мышечным тонусом и дыханием.

Методы саморегуляции в острой стрессовой ситуации

1. Противострессовое дыхание

Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. При каждом выдохе говорите себе: «Я успокаиваюсь…», «Медленный выдох успокаивает меня…» или что-то другое, что Вам необходимо! Помните, что противострессовое дыхание - главная составляющая психоэмоционального равновесия.

2. Минутная релаксация

Расслабьте уголки рта, мышцы лба. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить 'язык лица и тела' путем расслабления мышц и глубокого дыхания (с особенно продолжительным выдохом).

3. Инвентаризация

Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно найдите в помещении, в котором Вы находитесь 7 синих (любой другой цвет) предметов, 'переберите' все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой 'инвентаризации'. Говорите мысленно самому себе: Синие занавески, синяя ваза для цветов' и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Смена обстановки

Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Представить себя в приятной обстановке – на природе, дома, в каком-нибудь месте, которое вызывает у Вас приятные воспоминания.

5. Отвлечение

Займитесь какой-нибудь физической деятельностью (быстро пройтись, по приседать, побегать и т. п.). Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации исполняет роль громоотвода, - помогает отвлечься от внутреннего напряжения, 'спустить пар'.

6. Музыка

Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней и только на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствуем полной релаксации (расслаблению, вызывает положительные эмоции.

7. Общение

Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется 'здесь и сейчас' и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

8. Вода

Найдите возможность смочить лоб, виски, руки холодной водой. Выпейте стакан воды: медленно, как бы сосредоточенно пейте воду, сконцентрировав внимание на своих ощущениях. Если есть возможность можно принять контрастный душ или ванну.

Публикации по теме:

Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей «Психологическое здоровье педагогов, как необходимое условие психологического здоровья детей, способы снятия нервно-психического напряжения».

Самоанализ педагогической деятельности по теме «Художественное творчество как условие для всестороннего развития ребёнка» Самоанализ педагогической деятельности Евпловой Елены Леонидовны, воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование художественно-творческой деятельности дошкольников» Прокопова Е. Л., воспитатель «Формирование самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников». Семинар-практикум Два.

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ, как средство развития творческих способностей дошкольников». Форма проведения: игра «Творим.

Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье педагога» Уважаемые педагоги! 1. Я рада Вас всех приветствовать здесь и тема нашего сегодняшнего собрания : «Психологическое здоровье педагога.» Семинар.

Семинар-практикум для родителей в подготовительной группе по здоровьесбережению Тема: За здоровьем в детский сад Подготовила: Воспитатель 1 квалификационной категории Акиньщина Н. В. Задачи: 1). Расширение уровня педагогических.

Семинар-практикум «Организация Рппс как условие качества образовательного процесса» Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия. Тема: «Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса» Цели: 1.

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО» Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного.

Семинар — практикум «Творческая ориентированность педагогической деятельности» Семинар – практикум для педагогов «Творческая ориентированность педагогической деятельности» Автор: старший воспитатель Серебрякова Н. А.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»
Опубликовано: 3 мая 2017 в 10:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД