Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей»

Татьяна Рыженкова
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей»

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук

у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов».

Цель: Расширить представления о способах и приёмах развития мелком моторики с использованием нетрадиционных методов

Задачи:

- познакомить с различными приемами и способами развития мелкой моторики.

- обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей“» размещена в разделах

- побуждать, в домашних условиях, использовать бросовый материал для развития мелкой моторики.

Оборудование: пуговицы, бусины, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, различные шнуровки, небольшие емкости для заполнения горохом и фасолью, сыпучие материалы, макароны, карандаши, поролоновые губки.

Ход работы:

1 этап:Актуальность проблемы

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений : от простых жестов (захват игрушки) до очень сложных движений (рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, а также с развитием речи. В головном мозге речевой и моторный центр расположены очень близко друг к другу, и при стимуляции, моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться, именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики, их можно разделить на следующие группы:

-пальчиковые игры

-игры с мелкими предметами

-лепка и рисование

- массаж пальцев

Теперь поговорим с Вами о каждой группе отдельно.

2 этап:Основной

Пальчиковая гимнастика

Способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, развивает тактильную чувствительность, развивает психические процессы.

Пальчиковые игры это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

К Вашему вниманию продемонстрирую несколько примеров пальчиковой гимнастики :

«Как у нашего кота»

Игры с мелкими предметами

- Игры с пуговицами (разных цветов и размеров).

Пуговицы можно нанизывать на шнурок (нитку или тонкую тесьму, изготавливая бусы, а также выкладывать рисунки (гусеница, облако, цветочки, различные фигуры животных).

- Игры с сыпучими материалами

• Насыпаем в емкость горох и предлагаем запустить туда руки и изобразить как месят тесто, сопровождая словами :

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи,

Булочки и калачи».

• Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцем берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берем следующею горошину, потом еще и еще – так набираем целую горсть.

• Перемещать горох и фасоль и предлагать поочередно на ощупь доставать то горох (круглый, то фасоль (овальная форма, продолговатый)

- Игры с пробками от пластиковых бутылок.

Можно, так же как и с пуговицами, выкладывать рисунки, а если сделать дырочки по середине, то можно нанизывать на шнурок. Также можно обыгрывать их, к примеру, две пробки кладем на стол резьбой вверх, это – «лыжи», указательный и средний палец встает в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы».

- Игры с прищепками

Прикреплять к заготовкам из картона (лучики для солнышка, хвостик и плавник рыбки, капельки тучки, ушки зайчику, иголочки ежику, иголки елки, ножки и ручки детям).

- Игры с бусинами и макаронами

Макароны и бусы можно нанизывать, сортировать по размеру, цвету, форме. В заготовку из пластилина можно «втыкать» макароны (спагетти) делая елочку или ежика.

- Игры шнуровки

Развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Лепка, рисование, аппликация

Аппликация доступна с весьма раннего возраста. Наклеивать различные геометрические фигуры, составлять из них рисунки, или рвать бумагу и наклеивать кусочками. С 3-ех лет можно начинать давать ножницы, главное чтоб они были безопасными (с закругленными концами). Для начала лучше вырезать геометрические фигуры, крупные фигуры из цветных журналов.

Лепить из пластилина можно уже с 2-ух лет, но необходимо подбирать доступные задания (колбаски, колечки, шарики, лепешки).

Дети очень любят рисовать. Им можно предлагать разнообразные задания: рисование пальчиком, ладошкой, дорисовать, штриховка, обводки и шаблоны.

Для рисования можно использовать не только кисть и карандаши, но и губки для мытья посуды (поролоновые, из овощей можно вырезать штампы, также рисовать можно и зубной щеткой.

Детям очень нравится рисовать по манной крупе. Насыпать на яркий поднос тонкий слоем манную крупу и провести пальцем ребенка по крупе, получается яркая контрастная полоска, предложить попробовать ребенку нарисовать какие-нибудь предметы (круг, гриб, забор).

Массаж пальчиков

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.

-Катание шестигранного карандаша (все действия и движения сопровождаем словами) :

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

- Массаж четками (бусами) перебирание (все действия и движения сопровождаем словами) :

Дома я одна скучала

Бусы мамины достала

Бусы я перебираю

Свои пальцы развиваю

- Массаж ладошек

Своими пальчиками водите по ладошке ребенка, гладьте их и массируйте, свои действия можно сопровождать присказкой «Сорока-белобока»

- Катание резинового мячика с «калючками» в ладошках круговыми движениями.

3 этап: Подведение итогов

Итак, Уважаемые родители, мы видим, что очень много разных способов для развития мелкой моторики, каждый из Вас может выбрать наиболее понравившийся или разработать свои, как мы с Вами видели, что для этого не обязательно покупать дорогие игрушки, можно использовать подручные средства.

Высказывание родителей о практической пользе семинара-практикума.

Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей»
Опубликовано: 28 марта 2017 в 22:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД