Получи документы

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Валентина Шуваева
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Цель: выработать алгоритм развития познавательной сферы детей.

Задачи:

1. Создать психологический настрой на совместную деятельность.

2. Дать родителям представление о том, что такое познавательные процессы и их качества.

3. Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.

4. Обучить родителей игровым приемам.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Материал к семинару : материал к игре «Волшебный мешочек», набор картинок для игр «Найди 10 отличий», «Что изменилось», «Отметь по образцу», «4-лишний», разрезные фигуры «Колумбово яйцо», задачи на смекалку, карточки для игры «На что это похоже» и «Узнай по описанию».

Ход семинара- практикума.

Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на нашем собрании. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое познавательное развитие ребенка и почему оно так важно в старшем дошкольном возрасте. Но для начала давайте познакомимся и подружимся. А для этого мы с вами поиграем в игру «Мы все здесь».

(Игра «мы все здесь». Правила: нужно представиться, сказать «Я здесь» и подать руку соседу по кругу, когда все назовутся и круг замкнется, надо поднять руки и сказать: «Мы все здесь».)

Психолог: Отлично, продолжим. Как я уже говорила, мы поговорим о познавательной деятельности. А что это такое, по-вашему?

(Ответы родителей)

Психолог: Совершенно верно, хочу обобщить ваши ответы: Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.

А какие же механизмы мы задействуем, чтобы познать действительность? Какие процессы включаются?

(Ответы родителей)

Психолог: Вы мыслите в правильном направлении, но давайте систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?

(Ответы родителей)

Психолог: Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. Поэтому,

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов-зрения, слуха, обоняния. Осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.

А сейчас мы поиграем с вами игру на развитие тактильного восприятия «Волшебный мешочек». Дед Мороз приготовил каждому подарок, ведь скоро Новый год, но подарит только тому, кто угадает, что в мешочке.

(Проводится игра «Волшебный мешочек» в виде новогодних гаданий. То, что достается каждому родителю символизирует, что ждет их в будущем году. Например, диван игрушечный-год спокойный, отдых; лошадка-быть в дороге или в работе и т. д.)

Психолог: После нашей игры возвращаемся к психическим процессам. Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?

(ответы родителей)

Психолог: Хорошо, подытожим. Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются концентрация (степень сосредоточения на объекте, переключение (способность быстро менять объект, распределение (способность удерживать несколько объектов) и объем (количество объектов). Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным. А теперь я предлагаю вам поиграть в игры на развитие внимания.

(игра «Найди 10 отличий», игра «Зачеркни по образцу»(вариант корректурной пробы)

Психолог: Переходим к следующему психическому процессу-памяти. Кто может сказать, какая бывает память?

(ответы родителей)

Психолог : Отлично. Мы сказали, что память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную, по длительность хранения информации на кратковременную и долговременную, по степени осмысленности на механическую и логическую. А теперь с помощью игры выясним, какие есть плюсы и минусы у разных видов памяти.

(проводится игра на механическую память «Что прибавилось на картинке» и логическое запоминание «Назови пару»). Анализ проведенных игр.

Психолог: Ну а теперь поговорим о важнейшем познавательном процессе-мышлении. Расскажите мне, что вы знаете о мышлении.

(Ответы родителей)

Психолог: Итак, ученые сформулировали, что мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Виды мышления:

• Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)

• Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).

• Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет)

Основные виды умственных операций:

1. Сравнение;

2. Анализ;

3. Синтез;

4. Абстракция;

5. Конкретизация;

6. Индукция;

7. Дедукция;

8. Классификация;

9. Обобщение.

И все вышеперечисленные компоненты можно и нужно развивать в игре. Попробуем на примере.

(Игры «Четвертый лишний», складывание фигуры по образцу из «Коломбова яйца», задачи на смекалку).

Психолог: Мы замечательно и плодотворно поработали и коснулись частично следующего психического процесса- воображения. Что это, как вы считаете?

(ответы родителей)

Психолог: Хорошо, сейчас научная формулировка. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать им.

Воображение оценивается по следующим параметрам:

1. По результатам:

• Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

• Продуктивное (творческое) воображение:

• с относительной новизной образов;

• с абсолютной новизной образов.

2. По степени целенаправленности:

• активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;

• пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

3. По виду образов:

• конкретное;

• абстрактное.

4. По приё мам воображения:

• агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

• гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

• схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

• типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

5. По степени волевых усилий:

• преднамеренное;

• непреднамеренное.

Особенную ценность представляет такой вид воображения как продуктивное или творческое. Вот сейчас мы с вами и попробуем себя в этом.

(Проводятся игры «На что похоже» и «Примени не по назначению»).

Психолог: Молодцы, все проявили себя как творческие люди. Ну и наконец, рассмотрим оставшийся процесс-речь. Как вы думаете, а по каким критериям можно оценить речь?

(Ответы родителей).

Психолог: Хорошо. Теперь сформулируем, что же такое речь. Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Сейчас мы поиграем в игру для развития монологической речи, наиболее сложной для детей.

(проводится игра «Узнай по описанию»).

Психолог: Отлично. У вас все получилось. Это была последняя ира на сегодня. А теперь скажите, пожалуйста, что дало вам наше занятие, что понравилось и не понравилось, о чем еще хотелось бы услышать?

(Обмен мнениями.)

Психолог: Спасибо за подробные комментарии, за внимание, за хорошую работу. Надеюсь. То. Что вы сегодня узнали, пригодится и жду следующих встреч. До свидания.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Объект: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста Предмет: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы) В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196.

Семинар — практикум для родителей детей дошкольного возраста на тему «Учите детей говорить правильно» Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста на тему «Учите детей говорить правильно» Цель: Показать родителям актуальность.

Семинар-практикум для родителей «Учите детей говорить правильно» Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста на тему «Учите детей говорить правильно» Цель: Показать родителям актуальность.

Семинар-практикум для родителей на тему «Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей на тему: «Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Цель: донести до родителей.

Семинар-практикум для родителей «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ.

Семинар-практикум для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Семинар-практикум «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Цель: познакомить и научить родителей сенсорному развитию детей в домашних.

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Цель: Выявить знания педагогов по пожарной безопасности и правила дорожного движения; развивать умения и навыки анализа педагогических.

Семинар-практикум для педагогов «Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста» Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

Семинар-практикум в рамках ХII педагогического марафона «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум в рамках ХII педагогического марафона «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 29.04.2015 На базе нашего детского сада "Детский сад №31" г. Краснодар прошел семинар -практикум педагогического марафона по теме "Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 13:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД