Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с нами»

Людмила Кандаурова
Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с нами»

Семинар-практикум для родителей

«Играйте вместе с нами»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка, его индивидуальности и позитивной самореализации взрослых.

Задачи: продолжать знакомить родителей с методикой Марии Монтессори и развивающей средой;

продолжать развивать ребенка, реализовывая его индивидуальность, используя в работе Монтессори-материалы.

Оборудование: игры-упражнения на развитие сенсорных способностей; тактильных и слуховых восприятий.

Ход:

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Играйте вместе с нами“» размещена в разделах

Беседа с родителями. Вопросы:

1. Что Вы знаете о методике Марии Монтессори?

2. В чем заключается ее уникальность?

3. Какие игры Вы предлагаете детям дома?

4. Учитываете ли Вы индивидуальность своего ребенка и интерес при выборе игры?

На сегодняшний день изменения в федеральном законодательстве, социальный заказ родителей настойчиво требуют от детского сада внимания к развитию индивидуального ребенка. В ФГОС ДО впервые появились требования к результатам дошкольного образования. Ребенок рассматривается не как объект, у которого воспитатель что-то формирует, а до, известной степени, равноправный по отношению к взрослому субъект. На основании таких изменений внимание общественности привлекало и столько лет подряд привлекает идея и методические разработки Марии Монтессори.

Почему именно Монтессори?

Прежде всего, подлинный гуманизм воспитательной и образовательной систем, отсутствие какого-либо авторитаризма. В рамках, определенных педагогом, ребенок может выбирать работу, которая нравится ему и соответствует внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражняет свои чувства, испытывая удовольствие и энтузиазм, потому что поступает не по чей-то указке, а по собственному желанию.

Мария Монтессори (1870-1952)

Выдающийся теоретик и практик педагогики, первая итальянская женщина-врач, кандидат наук. В 1907 году она открыла в Риме свой «Дом ребенка», с которого и началась ее уникальная работа с детьми.

Педагогическая система М. Монтессори

Методика М. Монтессори – это талантливая и успешная попытка создания системы элементов самостоятельной жизни. Монтессори создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Смысл системы в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".

Развивающая среда

Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек.

Мария Монтессори считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, коричневая лестница, формочки-вкладыши т. д.

Монтессори предлагает ряд таких игр-действий вполне доступных маленькому ребенку: переливание воды, чистка металлических предметов и ботинок, завязывание бантов, уход за цветами, помощь в приготовлении завтрака, самостоятельное одевание и раздевание. Именно такая деятельность, полагала Монтессори, формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе. Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Монтессори рекомендует любое упражнение выполнять медленно, и тщательно анализируя его - так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Эта серьезная внимательность взрослого делает познавательной и приятной для ребенка даже процедуру одевания и раздевания.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели- прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т. д., а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т. д.).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала.

Презентация игр-упражнений для развития сенсорных способностей, тактильных и слуховых восприятий.

Вниманию родителей предлагаются игры-упражнения, изготовленные руками воспитателей. Данный материал можно использовать в домашних условиях для развития своего ребенка.

Основные правила использования Монтессори-материала:

• Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

• Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

1. выбор материала

2. подготовка материала и рабочего места

3. выполнение действий

4. контроль ошибок

5. завершение работы, расположение материала на исходное место

• Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

• На групповых занятиях нельзя передавать материал из рук в руки.

• При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

• Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

• Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.

• Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания, или выбирает какой-то другой материал.

Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.

Таким образом, развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Воспитанники детских центров, пропагандирующих эту методику, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

Использование литературы:

Богуславский М. В. ,– «Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори». Москва. 1994г.

Гребенников Л. – «Работа на линии в Монтессори–группе».

Дичковская И. Н., – «Воспитание для жизни: образовательная система М. Монтессори». Москва. 1996г.

Монтессори М. – «Разум ребенка». Москва. 1997г.

«Педагогика Марии Монтессори». Москва. 1993г. Московский Монтессори–центр.

«Упражнения с Монтессори–материалом». Рига-Москва. 1998г.

Школа для малышей.

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры в саду и дома»Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры в саду и дома» Мастер-класс для родителей "Пальчиковые игры в саду и дома. Формирование речевых навыков с помощью нетрадиционных пальчиковых игр" Цель:.

Семинар-практикум для родителей «Игрушки своими руками из бросовых материалов»Семинар-практикум для родителей «Игрушки своими руками из бросовых материалов» Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с нами»
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 19:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД