Получи документы

Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Играем-речь развиваем»

гульназ шамуратова
Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Играем-речь развиваем»

Цель: раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Задачи:

продолжать работу по взаимодействию с родителями; познакомить с особенностями развития речи младших дошкольников, иами и упражнениями, помогающие совершенствовать устную речь ребенка;

создать атмосферу эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

Публикация «Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста „Играем-речь развиваем“» размещена в разделах

способствовать развитию коммуникативных качеств детей, вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, дидактические игры и пособия, папки-передвижки, консультации для родителей, памятки для родителей, носовые платочки по числу родителей, выставка книжек-самоделок.

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведения: семинар-практикум.

Предварительная работа:

- подобрать методическую литературу по теме;

- подготовить игры и пособия по развитию речи;

- по количеству родителей подготовить памятки;

- составить консультации для родителей по теме;

- организовать выставку книжек-самоделок;

- оформить папки-передвижки.

Ход мероприятия:

(В муз. зале звучит музыка. Перед началом мероприятия у родителей есть возможность посмотреть фотовернисаж «Мы в детском саду».)

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы приглашаем к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей. Именно семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка.

Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству и взаимодействию.

Тема семинара-практикума : «Играем – речь развиваем». Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии все глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно

отражается на наших детях. Возможно ли это исправить? Мы обсудим и проиграем позднее. Сейчас предлагаем вам ответить на следующие вопросы: Поднимите правую руку те кто, заинтересован в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей. А теперь предлагаю поднять левую руку тем, кто считает, что его ребенок чисто, внятно,правильно говорит. Посмотрите, как мало рук. Действительно в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано —

и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту.

Предлагаю теперь поднять обе руки тем родителям, которые читают дома своим детям небольшие стихотворения, заучивают их, читают сказки и ведут беседу по прочитанному произведению?

В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет. Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима

Итак, начнем с теоретической информации.

«Немного науки" К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становиться словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа:

Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов - у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (пушистая, шероховатая);Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и

фруктов;совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже формировать умения употреблять существительные с предлогами; в речи существительные пв форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей. В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще отвечает развертнутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложноподчиненные и сложносочиненные). В предложениях используются однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий,в речи появляются краткие причастия. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах: в образовательной деятельности на специальных занятиях по развитию речи, а также в других видах деятельности в режимных моментах — в игровой и художественной деятельности в повседневной жизни. Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение — как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. Речевая игра «Насос».Педагог предлагает взять «насос» и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук: «С-с-с».Речевая игра «Вьюга»(педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «у-у-у…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают. Очень эффективны в данном случае чистоговорки.

«Чистоговорки» - от слова «чисто говорить». Их относят к малым формам фольклора, которые очень любят дети. К тому же чистоговорки быстро, легко запоминаются, потому что имеют вид обычного стихотворения, в котором часто повторяются отработанные звуки. Чисто говорки можно сочинять самим. (Проговаривание чистоговорок с родителями)Родителям предлагается задание: сочинить концовку чистоговорки Ах-ах-ах. Жа-жа-жа - …Но-но-но - ….Ух-ух-ух - … Ас-ас-ас - ….

Ох-ох-ох - … Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Её можно выполнять в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой. Мы с вами сейчас проведем ряд простых упражнений для языка и губ. Артикуляционное упражнение «Орешки» (рот закрыт; кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики - «орешки»).

Артикуляционное упражнение «Индюки болтают» (языком быстро двигать по верхней губе «бл-бл-бл-бл.»).

Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» (улыбнуться; открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы).Артикуляционное упражнение «Часики» (открыть рот; высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то вправо, то влево).

Покачаться он готов. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот; широким кончиком языка «слизать варенье» с верхней губы, делая

движения языком сверху-вниз)

Немаловажную роль в развитии речи детей 3-4 лет играет правильное речевое дыхание. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание такое частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на зву копроизношение. Учитывая, все выше сказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика В домашних условиях можно устроить «незаметную», но действенную дыхательную гимнастику:

- выдувать мыльные пузыри;- пускать кораблики в тазе с водой, заставляя их плыть, подув на Знаменитый русский физиолог И. П. Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Это очень верно, потому что, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук, развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Моторные центры в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь. простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Предлагаем вашему вниманию ряд пальчиковых упражнений.

«Наши руки не знают скуки» .

Пальчиковая игра с платком «Медведь»

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял

(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка кажется застрял!

(С силой вытянуть платочек)

Пальчиковая игра «Бегемот»

У меня живот проглот -

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

(Ребенок комкает, начиная с уголка носовой платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке).

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай лады, лады, лады (хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды (совершаем интенсивные моющие движения обеими ладонями)

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши)

Маме улыбаемся (улыбаются друг другу).

А сейчас мы хотим вам предложить поиграть с дидактическими пособиями, изготовленные своими руками. Обратите внимание из какого материала они изготовлены, возможно ли сделать такие игры в домашних условиях. Предложите свою версию хода игры (на каждый стол раздаются дидактические пособия).

1) игра «Кто что ест?»2) игра «Чей домик?»3) игра «Помоги животным найти дорогу домой»

4) игра «Угадай животное» (участники получают по картинке, каждый должен описать свое животное, не называя его по такому плану:Внешний вид

Где живет?

Чем питается?

Во время пребывания ребенка в детском саду мы составили вот такой треугольник. Во главе треугольника стоит ребенок.

Он познает новое, открывает самого себя. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Так давайте закладывать вместе фундамент доброжелательных отношений в детском и родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами. Поэтому от успешного взаимодействия нашего союза-треугольника: «Педагог – ребенок – родители» зависит полноценное развитие ребенка. В заключение нашей встречи мы хотим, чтобы вы вспомнили басню Крылова «Лебедь, рак и щука» : Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, а только мука».Отсюда следует сделать вывод, что нам стоит объединять наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду. На прощание дарим ладошки ваших детей как символ любви и благополучия ребенка. Всего вам доброго! До новых встреч!

Публикации по теме:

Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте.Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте. Одним из наиболее важных процессов в развитии детей раннего возраста является активизация речи и её развитие. На втором году жизни начинает.

План-конспект круглого стола для родителей «Растим любознательных почемучек» с включением тренинга «Метод кинезиологии» Участники: родители и педагогический коллектив (воспитатели, логопед) логопедической группы Программное содержание: • продолжать привлекать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Играем-речь развиваем»
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 12:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД