Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры»

Светлана Костикова
Семинар-практикум для родителей «Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры»

Разработали воспитатели первой младшей группы: Вертякова Е. В. ,Костикова С. Н.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры“» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.

Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

 В современной системе сенсорного развития определённое место отводится образовательной деятельности, которая организуется в форме дидактических игр, в которых сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой.

Используя опыт других педагогов дошкольных учреждений, мы создали сенсорную зону – сенсорную среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние.

 В дидактических играх мы стремимся заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей.  Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине,  закрепление величины предметов,   геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине и др.  

 Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются  к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.    Для обогащения сенсорного  опыта  детей, мы постоянно вносим новые дидактические игры. Ведь любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, синтезировать, экспериментировать, обобщать,  т. е. помогает развивать умственные способности детей.

 В процессе создания сенсорной зоны мы отдали предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. Активное участие в их изготовлении принимают родители, привнося иногда что-то новое.

Найди цветок для вазочки!

Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и вазочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе и предложите малышу помочь цветочкам найти свои вазочки.  В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.

Почини юбочку!

Разложите на столе фигурки юбочек вырезанные из картона разных цветов. В середине каждой юбочки можно вырезать геометрические формы. Предложите ребенку положить заплаточку на юбочку по цвету и геометрической форме.

Волшебный цветочек!

Из разноцветной ткани шьются лепесточки и серединка цветка. По цвету лепестка, на серединку пришиваем пуговку. Предложите малышу пристегнуть синий лепесток на синюю пуговку и т. д.

Завяжи солнышку бантик!

Из желтого картона вырезается солнышко и разноцветные лучики и бантики под цвет каждого лучика. Предложите ребенку подобрать бантик по цвету лучика. В дальнейшем можно добавлять другие цвета.

Волшебные крышечки!

В картонной коробке вырезаются отверстия и вставляем в эти отверстия горлышки из пластмассовых бутылок с разноцветными крышками. Ребенок подбирает крышечки по цвету цветочка нарисованного или приклеенного на коробке.

Волшебные прищепки!

Из картона вырезается круг, наклеиваем на картон еду, которые употребляют животные. Отдельно рисуем мордочки животных и приклеиваем их на деревянные прищепки. Предложить ребенку прицепить мордочку животного к еде, которую животное употребляет.

Собери бусы!

Берутся разноцветные крышечки от пластмассовых бутылочек, в середине каждой крышечки делаем небольшое отверстие. На шнурок синего цвета нанизываем синюю крышечку, и так на все разноцветные шнурочки.

Домик для кошечки!

На любой по цвету лист картона клеим геометрические фигуры. В эти фигуры наклеиваем кошечек (можно любого животного). Отдельно вырезаем геометрические фигуры и просим ребенка закрыть кошечку в домике в соответствии с геометрической формой.

Веселые мордочки!

Из ткани вырезаются круглые мордочки животных разного цвета, отдельно ушки овальной формой, кружочки. На мордочки пришиваем пуговки в виде глазок. На глазки из пуговок пристегиваем по цвету мордочки ушки овальной формы или круглые глазки.

Коробочки с секретом!

Берутся пустые спичечные коробочки. Наклеиваем на вверх коробочки разных животных, птиц. Внутрь коробочки клеим еду, которую употребляют животные, птицы. Закрываем коробочку и сначала предлагаем назвать, что за животное или птица наклеена на верхней части коробочки, что употребляет в пищу животное или птицы. Ответив ребенок открывает коробочку и сравнивает свой ответ, с картинками наклеенными внутри коробочки.

Поросеночек!

Берется пустая пластмассовая бутылка, обшивается тканью любого цвета. В носик поросеночка кладем фасоль или крупные бусины. По просьбе взрослого, ребенок кладет в поросеночка фасоль или крупные бусины. Игра проводиться под присмотром взрослого.

Просим выразить свое мнение о нашем практическом семинаре. На стене расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие любви и интереса к книге в младшем дошкольном возрасте» Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает.

Дидактические игры-пособия для развития сенсорных эталонов у детей раннего возрастаДидактические игры-пособия для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста Уважаемые коллеги! Хочу вам рассказать,как интересно и увлекательно можно закрепить цвет,величину,размер,название геометрических фигур. Я.

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шарики» и «Заштопай варежки»Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шарики» и «Заштопай варежки» Цель игры:Развитие мелкой моторики пальцев, закрепление основных цветов (красный,желтый, синий, эеленный).Развиваем внимание,воображение,.

Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования Статья: Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования. Основополагающим требованием общества.

Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрастеРазвитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

Методика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрастеМетодика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрасте Тема игры: «Домино» База реализации игры: МДОБУ детский сад «Буратино» с. Буганак Участники игры: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Семинар-практикум для родителей «Музыкально-дидактические игры в развитии ребенка» Тема: «Музыкально – дидактические игры в развитии ребёнка» Форма проведения: семинар – практикум Аудитория: родители детей средней группы.

Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте «Волшебные листья» Тема проекта: «Волшебные листья».Цель:показать, что листья разные по величине, цвету, форме, тонкие, шуршат, что листья можно использовать.

Семинар-практикум для педагогов «Приёмы рисования в младшем дошкольном возрасте» Цель: Познакомить молодых педагогов с особенностями обучения технике рисования, различных методов и приемов в изобразительной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры»
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 20:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД