Семинар-практикум для родителей «Школа игровых наук»

Юлия Веньгина
Семинар-практикум для родителей «Школа игровых наук»

Цель: Познакомить родителей с особенностями ТРИЗ- педагогики; играми и упражнениями для развития творческого мышления.

Задачи:

Познакомить с понятием «Психологическая инерция»

Вызвать интерес к играм и упражнениям с использованием ТРИЗ

Развивать творческий потенциал родителей и детей через использование игр и упражнений с элементами ТРИЗ

Предварительная работа

Практическое задание на выявление наличия «ПИ»

Нарисуйте домик, а рядом с ним дерево (схематично)

Начертите 7-8 квадратов и попытайтесь найти столько же способов деления квадрата одной линией на две части

Ход

Упражнение-разминка

Цель: активизация мыслительной деятельности, сплочение группы, создание положительного эмоционального фона.

Содержание: родителям необходимо предложить как можно больше ответов на вопрос: «Кто сегодня здесь собрался?»

Основная часть

Нередко мы слышим, что чей-то ребенок может часами фантазировать, а другой не в состоянии придумать подарок для мамы ко дню рождения. Многие из нас объясняют это так: «Одному дано, а другому нет». Однако, большинство людей не сомневается, что способности можно развивать. Установлено, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Эти условия -среда, семья, люди, которые работают с детьми.

Вопрос: Не приходило ли Вам в голову, уважаемые родители, играя с ребенком например в мяч, попросить бросить его Вам весело, потом… шаловливо, а после этого грустно или устало, и при этом отвечать ему тем же? (ответы родителей)

Вопрос: А, прочитав сказку, не просили ли Вы придумать и рассказать ее продолжение- в игре, рисунке, танце? (ответы родителей)

Не просили? Напрасно! Играя с ребенком таким образом, Вы открываете для него путь к успеху и счастью!

Многие дети в возрасте 5-7 лет совсем не умеют творчески мыслить, размышлять, фантазировать. На задаваемые педагогом вопросы отвечают односложно, шаблонно, повторяя ответы друг друга. Например, в игре «Укрась слово», на вопрос: какая бывает машина? Дети отвечают: красная, синяя, зеленая и т. п., либо- большая, маленькая; легковая, грузовая. Спектр ответов на этот вопрос гораздо шире и разнообразнее.

Вопрос: Попробуйте предложить свои варианты ответа на вопрос: Какая бывает машина? (ответы родителей)

Порой мы очень хотим решить какую-либо задачу (проблему, используем разные способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Уже в детском саду, дети одинаково строят фразы, даже говорят порой с одинаковой интонацией, одинаково рисуют, лепят, периодически спрашивая у воспитателя: «Я правильно делаю?». Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей и трубой… А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного. Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.

Вопрос: Обратимся к вашим рисункам. Сравним изображения домиков и деревьев. Что вы заметили? (ответы родителей)

А способы деления квадратов схожи? (ответы родителей)

Вот наглядный пример психологической инерции.

Психологическая инерция «заставляет» искать карманы в новом пальто на том же месте, где они были в старой куртке, после серии примеров на сложение, делать ошибки в примерах на вычитание и т. д.

Вопрос: Как же обеспечить высокий уровень оригинальности при решении задач? (ответы родителей)

Необходимо развивать творческое мышление и воображение детей.

«Воображение важнее знания.» - говорил А. Эйнштейн. Способы развития воображения и творческого мышления уже пришли в российское образование. Существует целое направление так называемой ТРИЗ-педагогики, которое занимается разработкой технологий обучения умениям решать нестандартные задачи. Оно основано на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, (Автор ТРИЗ Альтшуллер Г. С, 1946).

В основе ТРИЗ-педагогики лежат методы и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции. ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Они универсальны и могут применяться в детских садах, школах, а также в высших учебных заведениях. Через специальные игры и упражнения дети учатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать.

Практическая часть

Знакомство с играми

Игра «Цепочка» (Приложение 1)

Цель: Формирование умения выбирать основание для классификации предметов с противоположными свойствами по заданным признакам.

Игра «Теремок» (Приложение 1)

Цель: приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, борьбы с психологической инерцией

Сочинение загадок (Приложение 1)

Цель: систематизация и выделение существенных свойств предметов, деление объектов на группы по заданному основанию.

Загадка с использованием действий предмета:

Летает, а не муха, гудит, а не пылесос, оставляет след, а не мел.

(Самолет)

Придумывание метафор (Приложение 1)

Цель: развитие ассоциативного мышления

Знакомство с противоречиями

Одно из направлений ТРИЗ – знакомство детей с противоречиями.

Игра «Суд» (Приложение 1)

Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явления, их взаимосвязь.

Постоянно открывая перед детьми тайну двойного можно научить их видеть и находить противоречия в обычной жизни.

Вопрос: предложите свои варианты решения противоречий. (Приложение 2)

Очень часто, встречаясь с противоречием, ребенок бежит за помощью к родителям и они с удовольствием предлагают варианты для его решения.

Вопрос: даете ли Вы возможность Вашим детям самостоятельно решать противоречия, возникающие в повседневной жизни?

Для воспитания творческой личности необходимо ставить ребёнка в положение первооткрывателя, исследователя посильных для него проблем. Начало мысли, начала интеллекта там, где ребёнок видит противоречия, «тайну двойного».

Заключение

Игры, предложенные вам сегодня, - лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗ развивать нестандартное творческое мышление, учить детей мыслить системно.

Дети с развитым воображением, творческим мышлением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Развитие творческого воображения - главный залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе.

Практическое задание «Обратная связь» (Приложение 3)

(Выдаются памятки с примерами игр) (Приложение 4)

Приложение 1

Игра «Цепочка»

Ведущий бросает мяч и называет любое слово (существительное). Участник передает мяч следующему, называя действие данного объекта (глагол). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же действием, и бросает мяч дальше и т. д.

Пример: облако-плывет-лист-кружится-девочка-поет-дождь-льет-дедушка-храпит-пес и т. д.

Игра «Теремок»

Всем участникам раздаются карточки с предметами. Ведущий показывает картинку с предметом, который «живет в теремке». Чтобы «поселиться» в теремке, участник должен доказать, что имеющийся у него на карточке предмет похож на хозяина теремка.

Пример: в теремке «поселился» мел. Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка- тем, что пишет, пенал- имеет такую же форму и т. д.

Сочинение загадок

С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы.

• Участникам предлагается заполнить таблицу

КАКОЙ НО НЕ ЧТО ТАКОЕ ЖЕ

Последовательность сочинения загадок по признакам

1) Выбрать объект (например динозавр)

2) Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т. д.)

3) Заполнить правую часть таблицы «Что такое же?» (страшным может быть приведение, опасным- огонь, диким- кабан, огромным можно назвать небо)

4) Вставить слова-связки «…но не»

5) Прочитать готовую загадку по таблице

• При использовании действий предмета таблица выглядит таким образом

ЧТО ДЕЛАЕТ А НЕ КАКОЙ ОБЪЕКТ ДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ

Пример загадки с использованием действий предмета:

Летает, а не муха, гудит, а не пылесос, оставляет след, а не мел.

(Самолет)

Игра «Суд»

Аудитория делится на две команды (мужчины и женщины). Организуется суд над каким-либо объектом (портфелем, конфетой, морозом и т. д.). Одна команда «прокуроров» указывает на отрицательные стороны объекта, а другая «адвокаты» - на положительные. Ответы оцениваются баллами

Приложение 2

• Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, а найти не смогла. На улице очень холодно, и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

• Маша часто ходила в гости к бабушке. Однажды она напекла пирожков, сложила их в узелок, и пошла навестить бабушку. По дороге она зацепилась узелком за куст- он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести пирожки?

• Мама решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. "Гвоздем программы" должно было стать печенье разной формы. Мама обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего мама сможет изготовить печенье разной формы?

• Бабушка надоила так много молока, что заполнила им все имеющиеся в доме емкости. Как бабушка может использовать все это море молока?

• Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который "славился" своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

Приложение 3

Обратная связь педагогу

(продолжите высказывание)

1. Тема семинара кажется мне ___

2. Сегодня на семинаре-практикуме я узнал (а) ___

___

3. С точки зрения пользы для меня, я оценил (а) бы семинар на ___

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 4

Памятка

Примеры игр для развития воображения и мышления

1. Игра «Аукцион» или «Укрась слово»

Пример: цветок (какой) Красивый, яркий, разноцветный, весенний и т. д.

2. Игра «Цепочка»

Пример: облако (какое)-белое, (что еще бывает белым)-вата, (она какая)-мягкая, (что еще бывает мягким)-трава, (она какая)-гладкая и т. д.

3. Игра «Путаница»

Пример: случайным образом подбираются существительные к глаголам, далее нужно объяснить, как стол может летать? Дождь играть? И т. д.

4. Игра «Слова»

Пример: необходимо назвать как можно больше слов на одну из букв алфавита.

5. Игра «Муха веселится»

Пример: К случайно подобранному существительному подбирается глагол, который никогда не употребляется с данным существительным или употребляется крайне редко. Чашка -выступает, топор –злится и т. д.

6. Сочинение загадок

заполнить таблицу

КАКОЙ НО НЕ ЧТО ТАКОЕ ЖЕ

Последовательность сочинения загадок по признакам

1) Выбрать объект (например динозавр)

2) Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т. д.)

3) Заполнить правую часть таблицы «Что такое же?» (страшным может быть приведение, опасным- огонь, диким- кабан, огромным можно назвать небо)

4) Вставить слова-связки «…но не»

5) Прочитать готовую загадку по таблице

Публикации по теме:

Проверочные тесты для подготовки к школе. Проверочные тесты для подготовки к школе Симонова А. Ю., учитель-логопед, МБДОУ № 20 «Светлячок», г. Салехард Уважаемые родители!.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Школа игровых наук»
Опубликовано: 6 июня 2013 в 16:10
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть1
Здравствуйте, уважаемые маамовцы. Сегодня хочу показать фотоотчет нашей поездки в г. Клин на фабрику ёлочных игрушек. Замечательное и волшебное место! В...
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...