Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Слушая играем»

Елена Теплова
Семинар-практикум для родителей «Слушая играем»

Цель: Обучение родителей правильной организации работы по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях.

Участники семинара-практикума : учитель-логопед, родители.

Вопросы к обсуждению:

1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?

2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3. С помощью, каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего ребенка?

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Слушая играем“» размещена в разделах

Ход семинара-практикума

1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?

Ребенка постоянно окружает множество звуков: как неречевых (журчание ручейка, шелест осенней листвы под ногами, пение птиц, стук молотка, удары мяча и др.) так и речевых (звук-фонема, слово).

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т. п.) .

Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

2. Возрастные нормы развития фонематического слуха:

Первый год жизни:

ребенок проявляет сосредоточение на резкие звуки, затем прислушивается к более тихим шумам.

Три месяца: малыш отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку.

Четыре месяца: ребенок начинает подражать звукам.

Второй год жизни:

фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Третий год жизни:

возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

Четвертый год жизни:

фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

Пятый год жизни:

формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо

3. Система упражнений для развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало».

Внимательно послушайте и угадайте, что это звучит: шум воды, шелест газеты, звон ложек, погремушка и другие бытовые звуки. (Игру можно провести с закрытыми глазами.)

Игра «Шумящие баночки».

Послушать звучание баночек, наполненных крупой, горохом, солью и др. А теперь закройте глаза и на слух определите, что находится в той баночке, которая сейчас звучит.

Игра «Разложи покупки по корзинам».

Перед родителями картинки с изображением двух корзин и купленного предмета. На одной корзине изображён звук [С], а на другой звук [Ш]. Родителям, нужно определить в какую корзину положить покупку (по наличию звука [С] или звука [Ш] в названии предмета)

Игра «Найди пару».

Перед родителями круг разделенный на две части (оранжевого и зеленого цвета) и набор картинок со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом, мишка, миска коза, коса). Логопед раскладывает картинки на оранжевой стороне круга, а родители подбирают схожие по звучанию картинки и раскладывают их на зеленой стороне круга.

Игра «Цепочка».

Логопед предлагает родителям построить «мостик» из кубиков на которых изображены картинки. Кубики должны располагаться таким образом, что бы последний звук в названии одной картинки стал первым для другого.

Игра «Закрой окошки».

Логопед предлагает выполнить звуковой анализ слов с помощью фишек. (Кот, кит, крот, чашка.)

Уважаемые родители, игры с которыми я вас познакомила не потребуют от Вас больших затрат, а ребенку доставят радость и удовольствие от игры. Занимаясь с ребенком, помните, что дети развиваются только в том виде деятельности, в котором они получают удовольствие. Все задания, сделанные против желания ребенка не принесут желаемого результата.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи» (средняя группа) Семинар практикум для родителей и детей. Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей).

Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые играют» Цель: 1. Расширять навыки и знания родителей в игровом общении с детьми на примере игр коренных народов севера. 2. Заинтересовать родителей.

Семинар-практикум для родителей «Ум ребенка — в пальчиках» Семинар – практикум для родителей «Ум ребенка в пальчиках». Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми.

Семинар-практикум для родителей «Как заниматься с детьми дома» Задачи: 1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях. 2. Познакомить с правилами организации артикуляционной.

Семинар-практикум для родителей «Кризис 3-х лет» Семинар-практикум для родителей «Кризис 3 лет» Цель: познакомить родителей с особенностями протекания кризиса трех лет. Знакомство со способами.

Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьёз» Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей. Задачи: Формировать навыки.

Семинар-практикум для родителей «Общаться с агрессивным ребенком. Как?» Семинар-практикум для родителей «Общаться с агрессивным ребенком. Как?» Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых.

Семинар-практикум для родителей «Замечательные ручки» Семинар – практикум для родителей «Замечательные ручки». (старшая группа) Цель: Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие.

Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр» Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум для воспитателей «Вместе играем-спину выпрямляем» Ровная спина – это красота, уверенность в себе. Проведите эксперимент: опустите плечи вперёд и походите хотя бы час в таком положении. Ну.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Слушая играем»
Опубликовано: 28 января 2016 в 23:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД