Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»

юлия осокина
Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»

1. Вступление

«Ну, чего ты боишься? Расскажи нам стишок, ведь ты его прекрасно знаешь! Нельзя быть таким трусливым». При этих словах ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за чью-нибудь спину, забыв все, что он действительно хорошо знает. Но взрослые стараются этого не замечать. Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, что та или иная степень застенчивости свойственна 40% детей дошкольного возраста.

2. Портрет застенчивого ребенка

Психолог дает портрет застенчивого ребенка (показывает лист1):

1. Опущенная голова

2. Сутулые плечи

3. Взгляд в пол, в сторону, лишь бы не в глаза собеседнику

4. Ерзанье на стуле

5. Тихий голос

6. Затруднение при ответе на самые простые вопросы

7. Готов спрятаться хоть куда, лишь бы его не трогали.

Как проявляется застенчивость?

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Ребенок при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Он может стесняться подойти к группе сверстников, не решается включиться в их игру. Особенно неуверенно ребенок чувствует себя в новых видах деятельности, боится попросить помощи.

В целом застенчивый ребенок хочет общаться с другими людьми, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

Застенчивость возникает в раннем детстве и сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку в свой адрес, так как постоянно ориентирован на оценку своих действий. Застенчивость не связана с уровнем его интеллектуального развития.

3. Упражнение «Самопрезентация»

Каждому родителю предлагается выйти перед всеми и рассказать о том, какой он удивительный человек, проще говоря, сделать рекламу себя. Психолог отслеживает поведение родителей, насколько они уверенно могут выступить перед аудиторией. Каждый родитель дает обратную связь о том, как он себя чувствовал перед другими людьми, сложно ли было рассказывать о себе или труднее придумать, что именно говорить. Это упражнение необходимо для того, чтобы родители смогли лучше понять своих застенчивых детей, поставить себя на их место, когда, например, ребенку нужно рассказывать стихотворение перед огромным количеством детей. Также становится видно, насколько уверенно и свободно чувствует себя каждый родитель, может ли он быть образцом для своего ребенка по навыкам общения. Родители снижают притязания к своему ребенку после такого упражнения. Во время выступления психолог говорит обычные подбадривающие слова тем родителям, которые стесняются. Родители рефлексируют, помогают ли такие слова или наоборот заставляют еще больше робеть.

4. Обсуждение «Причины застенчивости» (показывается лист 2)

Родителям предлагается подумать о том, что может приводить к возникновению застенчивости у ребенка. Обсуждаются мнения, и психолог подводит итог, что причинами застенчивости являются:

1. застенчивость одного из родителей;

2. отсутствие опыта социального общения у ребенка;

3. родительские установки, мешающие общению ребенка с другими людьми («Слава Богу, мой ребенок - не выскочка, «Люблю тихих детей!»).

5. Информирование «Последствия застенчивости» (лист 3)

1. Боязнь общения с новыми людьми.

2. Негативные переживания (беспокойство, ненужная тревога, депрессия).

3. Окружающим не видны достоинства застенчивого человека, так как он их тщательно скрывает.

4. Дружба с ровесниками способствует эмоциональному развитию ребенка, отсутствие таких отношений приносит вред эмоциональному здоровью ребенка.

5. Застенчивый ребенок послушен, более подвержен влиянию со стороны ровесников, в том числе и негативному.

6. Ребенку сложно попросить помощи у взрослого, задать вопрос.

7. Сложно выразить свои чувства, мысли в общении с другими людьми, выступить перед аудиторией.

6. Обсуждение «Способы преодоления детской застенчивости»

Родители по кругу, передавая игрушку, рассказывают о своих способах, которые они уже испробовали. Психолог их записывает.

7. Информирование «Как можно помочь застенчивому ребенку

(показываются листы 4,5,6)

1. Ожидания нужно уравновесить с возможностями ребенка (часто ожидания либо завышены, либо занижены)

Завышенные ожидания – «Мой ребенок должен быть лучше всех!»

Усваивая требования своих родителей, застенчивые дети предпочитают вообще не браться за дело, если не уверены, что смогут выполнить его на «5». Когда у ребенка не получается, он начинает верить в свою бестолковость.

Заниженные ожидания – «Мой ребенок еще маленький, лучше я его сама одену, обую, в школу отведу». Позволяйте ребенку делать то, с чем он справится уже в состоянии и сам.

2. Независимость и ответственность – «Мой малыш такой ранимый, хрупкий!». Не сдувайте с ребенка пылинки, а научите его независимости в том, что он уже может выполнять сам (одеваться, прибирать).

4. Ответственность за других - лучше всего позволять ребенку заботиться о младших (брат, сестра, домашних животных, чтобы он чувствовал себя сильнее.

5. Научите ребенка отстаивать свои права – «Моего ребенка обидели, сейчас я им устрою!». Предоставьте ребенку самому возможность решать свои проблемы.

6. Повышение уверенности через успех – найдите занятие, в котором ребенок добился бы успеха (по желанию ребенка): танцы, музыка и т. д.

7. Подготовьте ребенка к возможной неудаче – «В следующий раз получится лучше, у меня тоже было такое в жизни…». Еще лучше показывать ребенку его прошлые рисунки, поделки, видеосъемки, где он был маленьким, чтобы он всегда выигрывал в сравнении с прошлым. Сравнивать ребенка только с самим собой, ни в коем случае не с другими детьми.

Методы развития общительности:

1) Игры и сказки, в которых ребенок представляет себя сильным;

2) Игры с детьми младшего возраста;

3) Коммуникативные игры.

8. Коммуникативные игры с родителями

Родителям предлагается поучаствовать в играх раскрепощающих: «У Маланьи, у старушки», «Тренируем эмоции», в игре, снимающей страх публичных выступлений «Царевна-Несмеяна», и в коммуникативной игре «Сороконожка».

9. Задание «Солнышко»

Каждому родителю выдается листок бумаги, он рисует солнышко, в центре пишет имя своего ребенка, а на лучиках то, что умеет делать ребенок. Чем больше напишет, тем лучше.

Публикации по теме:

Сказка «Как витамины с микробами воевали» Мы со своей дочуркой сочинили сказку. Может кому-нибудь пригодится. В одном городе жила одна маленькая девочка. Она любила рисовать, петь,.

Стихи для любимой мамочки и не только Это уже вторая проба пера-на этот раз стишки сочиняли вместе с детками:к Новому году придумали стишок про Дедушку Мороза:Дедушка МорозДобрый.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Этикет
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 15:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет открытого занятия в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы...
Уважаемые коллеги! В среду я проводила открытый показ непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе "Народные промыслы...
Фотоотчёт о заботе здоровья детей «Стопотерапия — ручеёк» во второй младшей группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том, как в нашем садике заботятся о здоровье детей с младшей группы. Конечно же, есть...
Посткроссинг на МAAM, или Пишите письма, друзья! Часть 1
Сегодня я хочу рассказать о том, как мы с ребятами участвуем в МААМовском проекте ( огромное СПАСИБО за него Инне Лазутиной. Для нас все началось так....
Детский мастер-класс «Аппликация «Яичница» к лексической теме «Продукты»
Цель: закреплять навыки владения ножницами, уточнить знания о продуктах питания, создать аппликацию к лексической теме недели «Продукты». Материал:...
«Ноябринка-первая снежинка». Экологическая сказка. Глава 7
Дорогие коллеги! Сказка про Ноябринку продолжается! Санитар парка –Тук-тук-тук, -– послышалось Тёмушке, когда он в очередной раз гулял с дедушкой по...