Ксения Владимирова
Семинар-практикум для воспитателей «Гимнастика после дневного сна»
МАДОУ «Детский сад № 14»
Семинар - практикум для педагогов на тему: «Гимнастика после дневного сна»
Владимирова Ксения Владимировна
Слайд 1
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 7 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 2 (а потом еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Гимнастика после дневного сна“» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставятся плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.
Слайд 2
Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить; вернуть же его очень трудно. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Слайд 3
Януш Корчак (выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель) писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.
Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.
Слайд 4
Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок проснётся, зависит его настроение и самочувствие.
Слайд 5
Гимнастике пробуждения после дневного сна далеко не всегда уделяется должное внимание. И напрасно — она важна ничуть не меньше, чем утренняя зарядка.
Слайд 6
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Слайд 7
Общие задачи гимнастики:
• Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
• Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
• Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.
Слайд 8
Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:
1. Гимнастика в постели;
2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
3. Дыхательная гимнастика;
4. Индивидуальные задания;
5. Водные процедуры.
Пока дети спят, педагог готовит «холодную» комнату (игровую, где температура с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости.
Слайд 9
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений, начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Слайд 10
Затем дети переходят в «холодную» комнату. В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т. д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.
Слайд 11
Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Слайд 12
Затем проводится индивидуальная работа с детьми. Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т. п. поочерёдно правой и левой ногой.
Слайд 13
Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание).
Слайд 14
Таким образом, данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. В течение года используются разные варианты гимнастики.
Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15 минут.
В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики. Гимнастика игрового характера состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка»,»цветок» и т. д.). Используя одни и те же образы, можно создавать целые представления.
Практическая часть
(Гимнастика совместно с воспитателями).
Гимнастика игрового характера
Часть первая:
Мишки
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Лежа в кровати откинуть одеяло в сторону, поворот головы вправо, влево
Потянулся он со сна
К нам опять пришла весна
Руки вверх – потянулись
Чтоб скорей набраться сил,
Он ногами покрутил
Движение «велосипед»
Почесал медведь за ухом,
Имитируют движение медведя
Повилял слегка хвостом
По тексту
Наклонился взад-вперед,
И ногами еле-еле
Он выходит за порог.
Встают с кроватей
По лесу медведь идет
Это мишка ищет мед.
Ходьба на месте с поворотом головы вправо, влево
Он голодный, невеселый,
Разговор ведет с весною:
Выходят по медвежьи из спальни и рычат
«Подскажи-ка мне, весна,
Где бы меду взять сполна?
Идут по солевой дорожке
Вижу пенья, корешки,
Нет ни меда, ни травы…»
Идут, накланяются, заглядывают «ищут мед»
Замахал медведь руками,
Словно тучи разгоняя.
Гонит взад их и вперед,
Ну, а меда не найдет.
Вращение прямыми руками взад, вперед
Приседал он ниже, глубже,
Отыскал пчелиный рой
Присели, встали
Но пчелиная семья
Прочь медведя прогнала.
Часть вторая:
Мишки пошли гулять по лесу:
1. Ходьба на внешней стороне стопы
2. Ходьба с высоким подниманием колена (перешагивают мишки бревна)
3. Ходьба по дорожкам «Здоровья»
Мишки шли по лесу и устали
Сели на пенек, лапки размяли
(Самомассаж стопы: сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке соединить кончики пальцев вместе, энергично провести по ступне левой ноги, то же выполнить на правой ноге)
Часть третья:
Дыхательная гимнастика
Пока лапки разминали,
Пчелки быстро залетали!
Нужно пчелок нам прогнать,
На них сильно подышать.
(Пчелки сделать из бумаги, подвязать на веревочку, сильно дышать, чтобы пчелки двигались)
Часть четвертая:
Индивидуальное задание
Ну ка не ленитесь мишки,
Соберите быстро шишки!
(Собирать ступнями камушки или маленькие шишки)
Часть пятая: Умывание
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие, и именно, отчасти, в наших руках здоровье подрастающего поколения.