Лучший педагог года

Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями. Анкеты для педагогов и родителей» (3 фото)

Татьяна Войнова
Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями. Анкеты для педагогов и родителей»

С вопросами, касающимися взаимодействия с родителями, сталкиваются многие педагоги ДОУ. Чаще всего они связаны с тем, что родители не хотят признавать наличие той или иной проблемы в развитии своего ребенка и, соответственно, следовать рекомендациям специалистов. На убеждения и доказательства правоты порой уходит много времени, чаще всего такие доказательства преподносит сама жизнь: изменяющееся не в лучшую сторону поведение ребенка, появление новых трудностей в развитии, взаимоотношениях с окружающим миром. Результат- упущенное время, усугубление проблемы, появление побочных эффектов.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Как эффективно выстроить общение с родителями, Анкеты для педагогов и родителей“» размещена в разделах

Однако было бы неправильным в данном случае винить только родителей. Порой причиной является неумение педагога выстроить с ними взаимодействие, наладить конструктивный диалог.

Выявить наличие подобной проблемы, а также уровень организации взаимодействия в общем позволит анкетирование педагогов и родителей в начале учебного года (части 1,2).

Именно результаты такого анкетирования в МАДОУ д/с №122 обусловили необходимость разработки семинара- практикума для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями» (часть 3).

Следует отметить, что данное мероприятие- лишь одно из звеньев целой системы методической работы по заявленной проблеме, которая должна выстраиваться каждой дошкольной организацией и непосредственно педагогом- психологом, индивидуально, в зависимости от особенностей ДОУ, глубины проблемы, запросов администрации и педагогов.

Для отслеживания результатов работы в конце учебного года проводится повторное анкетирование.

Часть 1. Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Нам очень интересно узнать ваше мнение о работе воспитателей с вашими детьми. Ваши ответы и пожелания мы используем для улучшения работы педагогов с детьми. Ответы могут быть анонимными, но обязательно правдивыми.

Вопрос Ф. И. О. воспитателей группы

Хорошо ли относится воспитатель к Вашему ребенку?

С удовольствием ли идет ребенок в детский сад, если в первую смену там работает этот педагог?

Как воспитатель обращается к вашему ребенку?

Интересуется ли воспитатель тем, как ваш ребенок проводит выходные дни, чем увлекается?

Удовлетворены ли Вы отношением воспитателя к Вашему ребенку?

Рассказывает ли Вам воспитатель о достижениях и успехах вашего ребенка или чаще обращается с жалобами на плохое поведение?

Интересуется ли воспитатель вашими педагогическими потребностями?

Предлагает ли воспитатель в случае необходимости варианты решения педагогической ситуации или сразу отправляет на консультацию к психологу?

Пользуется ли воспитатель авторитетом среди других родителей Вашей группы?

Оцените работу воспитателя по пятибалльной шкале

Благодарим за сотрудничество!

Часть 2. Анкета для педагогов.

Уважаемые коллеги!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Ваш ответы позволят в дальнейшем выстроить работу по улучшению взаимодействия с родителями.

1. Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для успешного воспитания ребенка? ___

2. Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями воспитанников? ___

3. Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями? ___

4. Стремитесь ли вы учитывать в работе запросы и пожелания родителей?

___

5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

___

6. Считаете ли Вы, что делаете все максимально возможное для достижения полного сотрудничества с родителями? ___

7. В каких формах Вы организуете общение с родителями?

___

___

8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными? ___

9. Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?

___

___

___

Спасибо за сотрудничество!

Часть 3. Семинар- практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями».

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

• Познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;

• Сформировать навыки конструктивного решения конфликта;

• Познакомить с приемами бесконфликтного общения.

Количество участников: 15- 20 человек.

Продолжительность: 1,5 часа.

Ход семинара- практикума :

1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретет способность быстро справляться с негативными эмоциями.

Инструкция. Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия:

1) «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь» - стоя, свести лопатки, улыбнуться.

2) «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача» - положить обе ладони на лоб, затем на грудь.

3) «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче» - потирая ладонь о ладонь.

4) «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» - встав на цыпочки руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо.

5) «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо» - руки в стороны, словно раздвигают преграды.

6) «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - руками совершить движение сверху вниз, как умывание.

7) «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я – прекрасна» - руки широко развести в стороны.

8) «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» - покачаться с носка на пятку.

9) «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается» - сложив руки в замок, сделать глубокий вдох.

2. Притча «Страшный сон»

Инструкция. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть- ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «мы оба одинаково истолковали сон. Нов се зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

• Какое отношение, на ваш взгляд, имеет притча к теме нашего семинара- практикума?

• В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

• Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка- как первый или как второй толкователь?

• Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

3. Теоретическая часть. «Конфликты педагогов и родителей. Портрет идеального педагога» (тезисы).

1) Информация педагога- психолога. Работа с семьей- это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция- обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель- взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

2) Обсуждение образа идеального педагога. Раздача памятки «Портрет идеального педагога». Образ педагога складывается из трех компонентов:

• Личностного (личные качества и установки) :

-готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;

- осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

- установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;

- выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность;

• Содержательного, включающего знания:

-о семье;

- об особенностях семейного воспитания;

- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;

- о методах изучения семьи;

- о современных формах организации общения;

- о методах активизации родителей;

• Деятельностного, определяющего профессиональные умения и навыки, как то:

-умение преодолевать психологические барьеры общения;

- владение методами изучения семьи;

- умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;

- умение ориентироваться в информации;

- умение конструировать программу деятельности с родителями;

- умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;

- коммуникативные умения и навыки (устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть нормами этикета в речи и поведении).

Портрет идеального педагога

Идеальный педагог…

• Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

• Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника;

• Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

• Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;

• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

• Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

• Умеет планировать предстоящее общение- подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

• Обладает развитыми коммуникативными навыками.

3) Обсуждение примерного кодекса общения :

• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке- это лучший способ расположить родителей к себе.

• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитания и такта.

• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости- этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Вопросы для обсуждения

1. Согласны ли вы с данными тезисами?

2. В каких случаях вы испытываете затруднения?

3. Какие качества педагога вы считаете наиболее важными во взаимодействии с родителями?

4. Упражнение «Три «Я»

Слово педагога- психолога : Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного- речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке живут три «Я» : родитель, ребенок, взрослый.

В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной. Рассмотрим таблицу (таблица раздается участникам).

Типы позиций и их характеристики

Критерии Родитель Ребенок Взрослый

Общее поведение 1. Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное.

2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое. 1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное.

2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил.

3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное. Раскрепощено, по- деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь.

Типичные фразы 1. «Ты должен», «Ты не должен», «это тебе нельзя», «как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «прекрати это сейчас же!».

2. «не ломай себе голову!», «не так плохо, как кажется», «не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя». 1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо».

2. «Я не верю в свои силы», «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?».

3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!» Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Где? Почему?

Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. - все, что допускает возможность дискуссии.

Интонация, манера говорить 1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом.

2. Тепло, успокаивающе, сочувственно. 1. Громко, быстро, захлебываясь, печально.

2. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно нудно, жалуясь, покорно.

3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо. Уверенно, без высокомерия, по-деловому (с личностной окраской, нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко.

Жесты 1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены.

2. Поглаживание по голове. 1. Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность.

2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил.

3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова. Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед.

Упражнение на изменение ролевой позиции в общении.

Инструкция. Произнести каждую фразу как родитель, ребенок, взрослый.

• «Однажды вы поймете, что мои требования к Вашему ребенку были правильными»;

«Я хочу поговорить о Вашем ребенке»;

«Конечно, Вы знаете об успехах Вашего ребенка в математике».

5. Упражнение «Искусство общения»

Инструкция. Перед каждым участником лежит карточка с тезисом. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий. Другие участники могут дополнять ответ выступающего собственными комментариями.

Тезисы:

1) Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

2) Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

3) Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

4) Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

5) Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

6) В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

7) Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

6. Упражнение «Желаю Вам…»

Инструкция. Упражнение проводится в круге. Задача- сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

Примечание. В завершение педагог- психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.

7. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»

Мультфильм снят российским режиссером Наталией Березовской в 2000 году. Главный герой- маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.

К сведению. В 2001 г. на фестивале анимационного кино в г. Анси (Франция) мультфильм получил награду в номинации «Самый смешной мультфильм в мире».

Комментарий. В ходе обсуждения участники подводятся к следующему выводу: мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон»; представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

8. Обратная связь

Инструкция. Участники должны оценить семинар- практикум по категориям: деятельность ведущего, содержание занятия, оценка собственной работы на семинаре, психологический климат в группе,- поставив оценку по 10- балльной шкале.

Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями. Анкеты для педагогов и родителей»
Фото «Как эффективно выстроить общение с родителями. Анкеты для педагогов и родителей»
Семинар-практикум для воспитателей - фото
Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку» Цели: 1. Предоставить информацию о том, что такое агрессия, каковы ее причины и формы проявления, чем агрессия отличается от агрессивности.

Семинар-практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» 26.02.2016 г. Семинар - практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» Цель: повышение уровня профессионального мастерства.

Семинар-практикум для педагогов «Детские страхи и как их победить» «Детские страхи и как их победить» Цель: расширение знаний педагогов об возникновения страхов у дошкольников и пути их преодоления. Приветствие-игра:.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Родительское собрание как форма работы с родителями» Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Цель: способствовать преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями. Задачи: 1. Актуализировать существующие проблемы во.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива МДОУ.

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Устное народное творчество как средство развития речи» Задачи -Освоение разговорной речи; -Расширение словарного запаса; -Воспитание звуковой культуры речи; -Формирование связной речи; - Расширить.

Семинар-практикум «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. План: 1.«Организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями. Анкеты для педагогов и родителей»
Опубликовано: 27 марта 2018 в 10:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД