Семинар-практикум для воспитателей на тему «Оптимизация двигательного режима в ДОУ»

Светлана Ровенец
Семинар-практикум для воспитателей на тему «Оптимизация двигательного режима в ДОУ»

Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность (ДА) в этом возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной ДА старших дошкольников.

На основе совершенствования всех видов движений и развития физических навыков происходит качественное преобразование моторной сферы. В процессе оптимизации ДА детей в дошкольном учреждении следует создавать такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительные задачи

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Для успешной реализации поставленных задач педагогу следует:

•заботиться о физическом и психологическом благополучии детей, не допускать травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению;

•довести до сознания детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья;

•учить детей умению регулировать свою ДА, чередуя интенсивные движения с менее интенсивными и отдыхом;

•сообщать детям о том, что на занятиях, связанных с напряженной умственной активностью, необходимо выполнять несложные физические упражнения (физкультурные минутки) с целью предупреждения утомления и сохранения работоспособности;

•побуждать детей к самостоятельному использованию знакомых видов и способов закаливания в детском саду.

В результате занятий по предлагаемой модели режима дети смогут:

•знать основы здорового образа жизни;

•сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления;

•получить элементарные представления о действии некоторых профилактических процедур;

•самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, владеть навыками самообслуживания;

•с удовольствием выполнять различные движения на открытом воздухе в любую погоду;

•ежедневно заниматься физическими упражнениями, играть в подвижные игры;

•осуществлять контроль за своим самочувствием в процессе выполнения физической нагрузки в соответствии со своими возможностями.

Педагог должен:

•расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений;

•вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей в процесс е выполнения физических упражнений: правильно оценивать свои силы, мобилизовать их адекватно поставленным целям;

•учить детей соотносить результат движения с величиной приложенных усилий;

воспитывать у детей интерес к соревнованиям как форме максимального проявления их физических и психических возможностей;

•приступить к целенаправленному развитию физических качеств (скоростных, скоростно-силовых, СИЛЫ И гибкости, обращая особое внимание на развитие выносливости и ловкости;

•развивать чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве;

•закреплять приобретенные ранее умения и навыки, наблюдать, сравнивать и анализировать движения.

Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемых под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность ДА детей составляет не менее 60% от периода бодрствования. При этом необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему и интенсивности ДА.

Оптимизация ДА старших дошкольников в режиме дня детского сада может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре: оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна с контрастными воздушными ваннами, пробежки по массажным дорожкам, упражнения с использованием тренажеров, велотренажеров и спортивных комплексов, ритмическая гимнастика, произвольное плавание и игры в бассейне, упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса, дыхательная гимнастика, логоритмическая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, двигательная разминка между занятиями, дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование ДА детей.

Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.

Эффективность учебных занятий по физической культуре зависит от правильного распределения детей по подгруппам в зависимости от уровня ДА детей, условий проведения (в помещении или на воздухе, содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей. Важно обеспечить хорошую моторную плотность занятий по физической культуре, чтобы она находилась в пределах оптимальных величин 75-90%.

Самостоятельная двигательная деятельность в старших возрастных группах должна занимать 55-60% от общей продолжительности двигательной активности детей в течение дня. Важно стремиться к тому, чтобы дети в своей самостоятельной деятельности творчески использовали весь арсенал подвижных игр и упражнений, разученных во время организованных видов занятий. При этом педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ДА детей во время самостоятельной деятельности и использовать на практике разработанные и апробированные нами педагогические приемы и методы руководства ею.

С помощью разных педагогических приемов можно добиться постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность.

При создании рационального двигательного режима важно не забывать об активном отдыхе детей. К нему относятся: неделя здоровья, физкультурные праздники, спортивный досуг.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажeм тела, использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Двигательная активность дошкольника»Консультация для родителей «Двигательная активность дошкольника» астить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Двигательная активность является важнейшим компонентом.

Консультация для родителей «Движение — залог здоровья» Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. Подготовка к школе для многих родителей –.

Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей на тему «Оптимизация двигательного режима в ДОУ»
Опубликовано: 16 января 2014 в 19:15
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...