Лучший педагог года

Семинар-практикум для воспитателей «Гендерный подход в образовании»

Саида Мамедова
Семинар-практикум для воспитателей «Гендерный подход в образовании»

Семинар-практикум для воспитателей по теме :

«Гендерный подход в образовании»

Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное

воспитание?

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего

на физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие

внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие

следует считать отклонениями от нормы.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Гендерный подход в образовании“» размещена в разделах

Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Половое воспитание является широким понятием, которое включает в

себя несколько составляющих.

1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.

2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки.

3. знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями

женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.

Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком

своей половой принадлежности.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в

процессе воспитания личности и включающий в себя психологические,

социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и

женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются

гендерными.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к

проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку

большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно

гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный

подход ориентирован на идею равенства независимо от половой

принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать

свои возможности и притязания, определять перспективы

жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и

биологические особенности являются лишь предпосылками,

потенциальными возможностями психических р

Вопрос педагогам: Кто участвует в гендерном воспитании и какова их

роль в данном процессе?

Обобщение:

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их

важности:

1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем

походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной,

спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать

отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик

подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают

они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в

повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми

противоположного пола.

2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание,

прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей.

Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений

полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть

правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми

и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения.

Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего

формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных

знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем

детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.

3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении.

Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со

всеми детьми, нуждающимися в советах. Главная задача медицинских

работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в

консультации воспитателей : подготовке родителей, педагогов, других

специалистов и работников детских учреждений и организаций в области

медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему

половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под

окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых

ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники,

писатели и поэты, модельеры и т. д.

Половой опыт ребенка:

Вопрос педагогам: В каком возрасте у ребенка появляется половой,

опыт?

Сама мысль о том, что дети в каком-то смысле имеют половой опыт,

многими воспринимается как безнравственная. Всего лишь одно поколение

назад люди считали малышей в сексуальном смысле совершенно невинными

созданиями. Сегодня так думают лишь очень немногие, и все же, поскольку

эти немногие существуют, вопрос подлежит обсуждению.

Прежде считалось, что сексуальность возникает в отрочестве. Сейчас,

напротив, мы знаем, что половой инстинкт проявляется в тот же день, когда

ребенок рождается на свет. Если мы заинтересованы в нормальном половом

развитии наших детей, нужно знать, какой у них имеется сексуальный опыт.

Мы не можем себе позволить ждать их отрочества, чтобы помочь им и

руководить их порывами. Тогда будет слишком поздно. Делать это нужно

уже в дошкольном детстве.

Проявления полового инстинкта характерны для всех детей. И если

обнаружите одно из них у вашего ребенка, это вовсе не значит, что его

сексуальность чрезмерна или превратится со временем в проблему. Это

говорит лишь о том, что ваш ребенок точно такой, как все дети.

Вопрос для педагогов: Из чего же складывается обычный половой опыт

у маленьких детей?

Обобщение:

Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда

взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое

прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у

мальчика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает тальком или

вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном возбуждении органа, и это

совершенно здоровая реакция.

Дети и сами трогают свои половые органы, прежде всего для того, чтобы

узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти

приятны.

Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым

органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей

противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в

детском саду или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети

задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне

нормально.

У малыша нередко появляется братик или сестренка. Но даже если он

единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть

маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного мать обычно

готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и

прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые,

бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно

объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и

не прямой, половой опыт.

Другой неизбежный опыт, оставляющий глубокий след в сознании

ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети

видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими.

Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою половую

роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности.

Еще один опыт – даже если это встречается и не очень часто –

приобретается тогда, когда ребенок оказывается свидетелем половой

близости папы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не

рекомендуется допускать подобное. У ребенка из-за непонимания того, что

происходит, могут возникнуть тревога, страхи, беспокойство.

Вот такой половой опыт приобретают дети к 5-6 годам жизни, и в целом

это не так уж и мало. Ребенок не столь невинен в сексуальном отношении,

как хотелось бы думать. Проблемы пола еще не открылись перед ним во всей

полноте. У него еще не “работают”, не дают о себе знать железы внутренней

секреции. Свою половую принадлежность ребенок ощущает пока смутно и

скорее сознанием, чем физиологически, - словом, тут можно спорить о чем

угодно, но только не о том, что ребенок – существо совершенно бесполое. По

правде, говоря, будь это так, надо было бы срочно бить тревогу.

Проблемные ситуации:

1. Ребенок уединился и удовлетворяют свое любопытство,

рассматривая то, что запрещено приличием, вы застаете его за этим

интересным для него занятием. Ваши действия.

2. В туалете дети, улучив момент, показывают друг другу половые

органы. Вы это заметили. Ваши действия.

3. Вы заметили, что родители часто целуют определенную девочку в

губы. А затем эта девочка подходит к Вам с фразой : «Дядя Юра, он вкусно

целуется». Что делать?

4. Родители подошли к Вам со следующим вопросом: «Что сказать, если

дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им

вопросы?

Половые игры детей:

Присущее детям любопытство и стремление к приятным ощущениям

побуждают их к разного рода поискам и расследованиям. Вряд ли что-либо в

доме ускользает от их внимания, в том числе, понятно, и тело – собственное

и сверстников. Какие-то открытия, разумеется, доставляют больше

удовольствия, нежели остальные. Но поскольку это не всегда удается сделать

свободно, они прикрывают возникший интерес играми, которые только на

первый взгляд выглядят невинными и вполне допустимыми. Назовем лишь

самые привычные из таких игр – “доктор”, “куча мала”, когда возникает

множество физических контактов, совместное купание и, наконец, все, что

связано с уединением и скрытостью, например, когда дети прячутся под

кроватью или чердаке. Во всех этих случаях р

сумятицу в сознании ребенка, создаст комплекс вины, вызовет беспокойство

и стремление что-то сделать тайком.

В случае половых игр лучше совсем ничего не предпринимать, чем

действовать во вред: меры нужны только в том случае, если эти игры грозят

перейти какие-то границы, если мы замечаем, например, что ребенок

пренебрегает другими, естественными для его сверстников играми и

развлечениями, и замыкается в себе. Но даже если дело дошло до

крайностей, кто сказал, что половая активность ребенка – явление

болезненное или опасное само по себе? Эта активность означает совсем иное

– ребенок интересуется сексом потому, что пытается восполнить им другие

желания, какие ему не удается высказать и исполнить.

Иных детей половые игры привлекают не столько удовольствием,

которое они доставляют, сколько возбуждением от сознания, что они делают

нечто запретное.

Крайности в половых играх должны рассматриваться как

предупреждение: что-то не функционирует в организме или психике ребенка.

Родители помогут своему ребенку, если исправят другие стороны его

поведения, которые казались нам менее значительными, но, тем не менее,

привели к конфликту с ребенком.

Принципы гендерного воспитания :

Вопрос для педагогов: Какими принципами должен руководствоваться

взрослый при формировании начал гендерного воспитания.

Обобщение:

1. Преемственность детского сада и семьи.

2. Системность.

3. Доверительность отношений.

4. Доброжелательность в высказываниях

Стереотипы воспитания мальчиков и девочек :

Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам,

то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую

принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть

наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и

женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное

наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребё нок подражает всему: и

формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и

стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными

привычками.

Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его

половой роли, В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем

его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем

девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От

девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под

руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть

мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки)

обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит

в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому

маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”.

Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты

девочка”.

Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек» : Ведущий

называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому

полу, педагоги располагают их в соответствующих колонках. Черты

характера: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость,

душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность,

уступчивость, кокетливость.

Обобщение:

Однако совремённая ситуация требует от девочки проявления не только

традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого

отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения

отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя

воспитывать только мужские качества, потому что действительность

потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Игрушки для мальчиков и для девочек:

Игра-соревнование для педагогов: Педагоги объединяются в две группы.

Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики,

вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая

больше видов игрушек назовет.

Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки

для мальчиков и игрушки для девочек?

Обобщение:

Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам

необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только

противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и

все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные

игры, мячи и т. д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием.

Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-

первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу,

а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в

силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

Заключительная часть:

Блиц-опрос:

1. Как называется воспитание, основанное прежде всего на знании

физиологических особенностей ребенка?

2. Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности –

это… ?

3. Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании?

4. В каких видах деятельности формируется и развивается половой

опыт детей?

5. Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить мальчикам?

6. Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить и мальчикам и

девочкам?

7. Какие эмоции и чувства вы испытываете по окончании нашего

семинара?

Обобщение:

Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме. Подведение

итогов работы в рамках семинара – практикума.

Список используемой литературы:

1. А. Фромм “Азбука для родителей”

2. А. И. Захаров “Как предупредить отклонения в поведении ребенка”

3. “Популярная психология для родителей” под ред. А. А. Бодалева.

Публикации по теме:

Районный семинар-практикум «Культурные практики в дошкольном образовании»Районный семинар-практикум «Культурные практики в дошкольном образовании» В феврале 2016 года, в нашем детском саду прошла «Неделя по приобщению детей к русскому народному творчеству». Наша идея о проведении такой.

Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.

Семинар-практикум для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад" СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЛИЧНОСТНО –.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интереса к русским традициям»Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интереса к русским традициям» Семинар-практикум для воспитателей Аннотация: Участниками семинара-практикума являются воспитатели, раскрывается значение сказки в жизни.

Семинар-практикум для воспитателей «Бодрящая гимнастика» Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим. В условиях дефицита.

Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение» Учитель-логопед Климова Елена Александровна Инструктор по физической культуре Запорожец Лариса Григорьевна ГБОУ СОШ №1393 «Школа РОСТ».

Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для.

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога» "Педагоги не могут успешно кого – то учить, если в тоже время усердно не учатся сами" Али Апшерони Цель: актуализация развития профессиональной.

Семинар-практикум «Системно — деятельностный подход в ДОУ, как основа реализация ФГОС» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Тема: Системно - деятельностный подход В ДОУ, как основа реализация ФГОС.

Семинар-практикум для воспитателей «Столовый этикет в детском саду» Манерам за столом всегда придавалось большое значение. Нельзя говорить о высоком культурном уровне человека, если он некрасиво, неаккуратно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Гендерный подход в образовании»
Опубликовано: 24 марта 2018 в 07:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД