Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений»

Наталья Четина
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений»

Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво.

И тогда язык родной

должен понимать его любой!

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах

Очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Коррекционно-речевая работа учителя-логопеда является органической частью единого дошкольного образовательного процесса, следовательно, педагоги общеобразовательных групп выступают как равноправные партнеры коррекционно-речевого воздействия на дошкольников, имеющих нарушения звукопроизношения. Воспитатели имеют возможность ежедневно и достаточно продолжительное время общаться с детьми, знают их речевые недостатки (экран звукопроизношения).

Считаю, что четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, включенных в ежедневную трех-пятиминутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, а следовательно, фонетически чистого, правильного произношения звуков.

Задача логопеда - познакомить воспитателей с методикой, правилами проведения артикуляционной гимнастики, убедить в значимости и пользе ежедневных артикуляционных упражнений.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, т. к. звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе (язык, губы, нижняя губа, нижняя челюсть, мягкое небо).

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Методические указания к проведению гимнастики

• Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.

• Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

• Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

• После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).

Виды артикуляционных упражнений

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

• Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

• Упражнения для нижней челюсти

• Упражнения для щёк

• Упражнения для губ

• Упражнения для языка

• Упражнения для мягкого нёба

Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти:

Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

Шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а и т. д.

Выдвигание нижней челюсти вперед.

Движения челюсти вправо-влево.

Имитация жевания.

Круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву о).

Максимально частое открывание рта с произнесением звуков ла-па-па.

Гимнастика губ и щек

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

«Трубочка». Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

«Заборчик» — «Бублик» — «Трубочка». Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

• Надувание обеих щек попеременно,одновременно;

• Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед

• Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

• Поднимание верхней губы, оттягивание вниз нижней губы

• Вибрация губ (фырканье лошади).

Упражнения для языка

«Лопатка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5—10.

«Накажем непослушный язычок». Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.

«Оближем все губы». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать губы, делая движение по кругу. Кончик языка доходит до внешнего края губ.

«Укольчики». Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку.

«Чистим зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком поверхним и нижним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны.

«Качели». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поло жить на бугорки за нижними зубами с внутренней стороны, затем поднять на бугорки за верхними зубами, тоже с внутренней стороны.

«Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

«Маляр».Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно).

«Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.

«Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку.

«Гармошка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

«Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10.

«Фокус». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

«Индюк». Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

«Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, нетрадиционную гимнастику с предметами как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий.

Я надеюсь, что воспитателей заинтересует данная тема, принесет пользу в нашей совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения!

Логопед МАДОУ

«Детский сад № 296»

Четина Наталья

Публикации по теме:

Занятие по коррекции речевых нарушений путем развития двигательной сферы по сказке «Гадкий утенок» Тема: «Домашние птицы» Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словами. Образовательные.

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием.

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Использование песочной терапии для коррекции речевых нарушенийИспользование песочной терапии для коррекции речевых нарушений По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики и коррекции.

Консультация для воспитателей «Общие рекомендации к проведению массажа с целью коррекции нарушений мелкой моторики рук» Консультация для воспитателей «Общие рекомендации к проведению массажа с целью коррекции нарушений мелкой моторики рук у детей».-массаж.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей И. А. Савина, Воспитатель МДОУ Д/С комбинированного вида №1 «Сказка» г. Белореченска, тел. 8918-19-56-777. Основы взаимодействия логопеда.

Проект «Внедрение Су Джок-терапии при коррекции речевых нарушений» Проект «Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений» Подготовили: Инструктор по физкультуре Ю. Д. Лепешова Учитель -логопед.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Семинар-практикум с родителями «Развитие мелкой моторики рук» в младшей группе Задачи:1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук. 3. Научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений»
Опубликовано: 28 ноября 2015 в 22:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД