Семинар-практикум для воспитателей. Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»

Пудеева Екатерина
Семинар-практикум для воспитателей. Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»

Семинар – практикум

для воспитателей

Уроки творчества: «Путешествие в мир сказок»

Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

1. Обучить воспитателей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью укрепления его психологического здоровья и развития творческих способностей;

2. сплочение коллектива;

3. установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

I часть (теоретическая)

Развитие творческого потенциала личности ребенка является одной из приоритетных задач современного образования. Однако педагогу не предоставляется возможности присмотреться к детской индивидуальности и развить ее в должной степени по причине увеличения количества детей в группах (классах) и др. В связи с этим возникает потребность в использовании эффективных методов и средств развития творческих способностей детей, рассчитанных на большую аудиторию участников.

С чего же начинается развитие творческой личности? С народных потешек, прибауток, стихотворений и, конечно же, сказок. Дошкольный возраст, как утверждают психологи, - это возраст сказки. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве.» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать.» и ребенок уже покидает реальный мир, и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой.

Ореол тайны и волшебства – это качество свойственное всем сказкам. Волшебная сказка, как живой организм – в нем все дышит и в любой момент может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку ребенок «вживается» в повествование. Он идентифицирует себя с главными героями, при этом развивается способность ребенка децентрироваться - вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность мира и свое единство с ним. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказами).

Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Развитие творческой личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней, путешествуя по сказочным дорогам, переживая удивительные приключения и превращения, встречаясь со сказочными существами.

II часть (практическая)

Задание 1. Назовите творческие методы работы по сказкам, которые широко и разнопланово позволяют использовать полюбившиеся детям тексты.

Примерные варианты ответов:

Знакомые сказки в новых обстоятельствах

Коллаж из сказок

Сказка от разных форм малого фольклора (стишков, загадок, потешек, кричалок и пр.)

Сказка от странных историй

Сказка от фантастических явлений

Случайные сказки

Сказка о бытовых предметах

Сказка от «живых» капель и клякс

Сказка о чудовищах

Сказка по смешанным образам

Сказка продолжается

Изменение ситуации в знакомых сказках

Перевирание сказки

Сказка по – новому

Бином фантазии

Эксперименты в сказках

Цветные сказки

Семейная сказка

Сериал в сказке

Сказки о любимых игрушках

Из сказки убежали все глаголы (существительные)

Моделирование сказок

Сказки к волшебным рисункам

По следам к сказке

Гороскоп и сказки

Сказки про самого себя и др.

Задание 2. Сказка – шумелка (автор Е. Железнова). Звукоподражание посредством использования музыкальных и шумовых инструментов (фото ris.1 jpg) способствует развитию творческой фантазии, а совместное музицирование и игровая деятельность формирует навыки сотрудничества и сотворчества.

Примечание: игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Если позволяет количество участников можно разделиться на две команды. Задание для команд: исполнить сказку - шумелку лучше команды соперников (фото ris. 2, 3, 4 jpg)

Мышиная история

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ).

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ).

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ).

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки, (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

грызли зёрнышки (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ) и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ). Особенно они любили лакомиться сладкими корешками (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер (ДУЕМ В БУТЫЛКУ).

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Заяц в лесу.

Жил-был заяц - трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ). Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ). Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ). Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ). А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ) Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ).

Список литературы:

1. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 221 с.

3. Котко А. Н. Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами: Пособие для руководителей дошк. учреждений в 3-х частях. – Мозырь: ООО Белый ветер, 2003. – 116 с.

4. Ребенок в мире сказок/ сост. О. П. Власенько. - Волгоград: Учитель, 2009 - 441 с.

5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.: ООО АСТ, 2000.- 464 с.

6. Шорыгина Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - М.: Книголюб, 2006.- 136 с. (Развивающая сказка для детей).

7.http://www.m-w-m.ru/

Приложение

Семинар-практикум для воспитателей. Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»
Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» В декабре 2012 года родители старших групп СПДС "Ягодка" были приглашены на семинар практикум. Своим опытом работы с детьми по данной теме.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей. Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»
Опубликовано: 16 июня 2013 в 08:32
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...