Семинар-практикум для воспитателей «Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста»

Оксана Богомолова
Семинар-практикум для воспитателей «Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста»

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей

«Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста»

Введение

Никому не нужно долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни, в дошкольном детстве. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно, он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно о его умственном, эстетическом и эмоциональном развитии.

Культура речи – важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы – пословицы, поговорки и, конечно же, ЗАГАДКИ. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств – сравнений, метафор, эпитетов – в художественном тексте.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. По мнению К. Д. Ушинского, загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Цели семинара:

Осознание важного значения использования загадок для всестороннего развития ребенка

Систематизация основных признаков загадки как малого жанра фольклора

Расширение представлений о различных способах построения загадок; о принципах отбора загадок для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста

Развитие словесного творчества при сочинении загадок для дошкольников

Умения согласовывать действия в коллективе по решению задач семинара-практикума, вырабатывать общее решение

Структура семинара:

1. Организация целевого пространства (15 минут)

Проблемный момент «Пойми: о чем идет речь»

Средства и материал:

Презентация «Загадки для дошкольников»

Слайды «О чем идет речь?»; (слайды открываются по очереди: 1 фраза – отгадываем, если не отгадали, тогда следующая фраза и т. д.)

Постановка общих целей

Средства и материал:

Сообщение старшего воспитателя о значении загадок в работе с дошкольниками

2. Организация поискового пространства (30 минут)

Выполнение заданий группами по 3 человека

Задание: Определить признаки загадки

Дать определение: Загадка – это.

Средства и материал:

Слайд презентации «Загадка – это…»

Карточка- задание на каждую группу

Задание: Распределить загадки, используемые в разных возрастных группах.

Придумать загадку, которой не хватает (про кошку для старших дошкольников)

Средства и материал: Слайды презентации «Способы построения»

Карточка с описанием принципов отбора загадок в каждом возрасте

Маленькие карточки с загадками и картинками про животных (петух, корова, кошка)

Творческое задание: Сочинить загадки для детей определенного возраста, используя разные способы построения загадок.

Отгадывание загадок каждой подгруппы

Средства и материал: Маленькие карточки с названием предметов для каждой подгруппы индивидуальные (выбор по жеребьевке)

3. Организация рефлексивного пространства

Упражнение на рефлексию «Телеграмма»

Телеграфным стилем написать, что было положительным, а что отрицательным. По кругу передают сначала отрицательные телеграммы, по команде «Стоп» зачитывают; затем положительные.

Средства и материал: Два небольших листка на каждого участника. На одном – улыбающаяся рожица (положительное, на другом – грустная (отрицательное)

Прикреплённые файлы:

seminar-zagadki_aq71s.ppt | 57,5 Кб | Скачан: 169
 
Публикации по теме:

Методическая разработка «Играем с пиктограммкой» Методическая разработка "Играем с пиктограммкой", содержит игры на развитие предикативной лексики (слова-действия, слова-признаки). С помощью.

Мои достижения отмеченные грамотами… Хотя лично мне дороже любовь детей! Педагогические достижения: – Методическая разработка «Приобщение дошкольников к экологической культуре» в 2005 году. – Разработала «Тематическое.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • ПДД
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 марта 2014 в 15:47
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...